Вот как относительная оценка может стать ловушкой
Относительная оценка — это простой способ выявить компании с низкими ценами и сильными фундаментальными показателями. Таким образом, инвесторы постоянно используют сравнительные мультипликаторы, такие как соотношение цены и прибыли (P / E), мультипликатор предприятия (EV / EBITDA) и отношение цены к балансовой стоимости (P / B), чтобы оценить относительную стоимость и эффективность компаний., а также выявлять возможности покупки и продажи. Проблема в том, что, хотя относительная оценка выполняется быстро и легко, она может стать ловушкой для инвесторов.
Что такое относительная оценка?
Концепция относительной оценки проста и понятна: стоимость компании определяется в зависимости от того, как аналогичные компании оцениваются на рынке.
Вот как провести относительную оценку компании, акции которой котируются на бирже:
- Составьте список сопоставимых компаний, часто равных по отрасли, и получите их рыночную стоимость.
- Преобразуйте эти рыночные стоимости в сопоставимые торговые мультипликаторы, такие как мультипликаторы P / E, P / B, отношения стоимости предприятия к продажам и мультипликатора EV / EBITDA.
- Сравните мультипликаторы компании с мультипликаторами конкурентов, чтобы оценить, переоценена или недооценена компания.
Неудивительно, что относительная оценка так широко распространена. Ключевые данные, включая отраслевые показатели и мультипликаторы, можно легко получить в таких сервисах для инвесторов, как Reuters и Bloomberg. Кроме того, расчеты могут выполняться с меньшим количеством допущений и меньшими усилиями по сравнению с модными моделями оценки, такими как анализ дисконтированных денежных потоков (DCF).
Остерегайтесь ловушки относительной оценки
Возможно, относительная оценка выполняется быстро и легко. Но поскольку он основан на не более чем случайных наблюдениях за множеством чисел, он может легко пойти наперекосяк.
Рассмотрим известную компанию, которая удивляет рынок чрезвычайно высокой прибылью. Цена его акций заслуженно резко выросла. Фактически, оценка фирмы растет настолько, что вскоре ее акции торгуются по мультипликаторам P / E, значительно выше, чем у других игроков отрасли. Вскоре инвесторы задаются вопросом, выглядят ли мультипликаторы других игроков дешевле по сравнению с мультипликаторами первой компании. В конце концов, эти фирмы работают в одной отрасли, не так ли?
Если первая компания сейчас продает во много раз больше, чем ее прибыль, то другие компании тоже должны торговать на сопоставимых уровнях, верно? Не обязательно. Компании могут торговать с мультипликаторами ниже, чем у их коллег по разным причинам. Конечно, иногда это происходит потому, что рынок еще не определил истинную стоимость компании, а это означает, что фирма представляет собой возможность для покупки. Однако в других случаях инвесторам лучше держаться подальше. Как часто инвестор идентифицирует компанию, которая кажется действительно дешевой, только для того, чтобы обнаружить, что компания и ее бизнес балансируют на грани краха?
Еще в 1998 году, когда цена акций Kmart упала, он стал фаворитом некоторых инвесторов.Они не могли не думать о том, насколько дешевыми выглядели акции розничного гиганта по сравнению с акциями более дорогих аналогов Walmart и Target.Инвесторы Kmart не смогли увидеть, что бизнес-модель была в корне ошибочна.Прибыль компании продолжала падать, и они были перегружены долгами, что привело к тому, что Kmart объявил о банкротстве в 2002 году.
Инвесторам следует быть осторожными с акциями, которые объявлены «недорогими». Чаще всего аргумент в пользу покупки предположительно недооцененных акций заключается не в том, что компания имеет сильный баланс, отличные продукты или конкурентное преимущество. Проблема в том, что компания может выглядеть недооцененной, потому что она торгуется в переоцененном секторе. Или, как и у Kmart, у компании могут быть существенные недостатки, которые оправдывают более низкий мультипликатор.
Мультипликаторы основаны на возможности того, что рынок в настоящее время может допускать ошибку сравнительного анализа, будь то завышенная или заниженная оценка. Ловушка относительной ценности — это компания, которая выглядит выгодной по сравнению со своими коллегами, но это не так. Инвесторы могут настолько увлечься мультипликаторами, что не смогут обнаружить фундаментальные проблемы с балансом, историческими оценками и, что наиболее важно, с бизнес-планом.
Выполняйте домашнее задание, чтобы избежать ловушек
Ключом к тому, чтобы избежать ловушек относительной ценности, является дополнительная домашняя работа. Задача инвесторов состоит в том, чтобы определить разницу между компаниями и выяснить, заслуживает ли компания более высокого или более низкого мультипликатора, чем ее коллеги.
Во-первых, инвесторам следует проявлять особую осторожность при выборе сопоставимых компаний. Недостаточно просто выбрать компании из той же отрасли или бизнеса. Инвесторам также необходимо определить компании, которые имеют схожие фундаментальные принципы.
Асват Дамодаран, автор книги «Темная сторона оценки» (2001), утверждает, что любые фундаментальные различия между сопоставимыми фирмами, которые могут повлиять на мультипликаторы фирм, должны быть тщательно проанализированы с помощью относительной оценки. Все компании, даже в одной отрасли, содержат уникальные переменные, такие как рост, риск и модели денежных потоков, которые определяют мультипликатор. Например, инвесторам Kmart было бы полезно изучить, как такие фундаментальные факторы, как рост прибыли и риск банкротства, трансформируются в множественные скидки при торговле.
Затем инвесторам будет полезно изучить, как формулируется мультипликатор. Совершенно необходимо, чтобы мультипликатор определялся единообразно для сравниваемых фирм. Помните, что даже хорошо известные мультипликаторы могут различаться по своему значению и использованию.
Например, предположим, что компания выглядит дорого по сравнению с аналогами на основе широко используемого мультипликатора P / E. Числитель (цена акции) определяется нечетко. Хотя в числителе обычно используется текущая цена акций, некоторые инвесторы и аналитики используют среднюю цену за предыдущий год.
По знаменателю тоже много вариантов. Прибыль может быть получена из последнего годового отчета, последнего отчетного квартала или прогнозируемой прибыли на следующий год. Прибыль может быть рассчитана по акциям в обращении или может быть полностью разводнена. Он также может включать или исключать необычные предметы. В прошлом мы видели, что отчеты о прибылях оставляют компаниям достаточно простора для творческого учета и манипуляций. Инвесторы должны понимать для каждой компании, что означает множественность.
Суть
Инвесторам нужны все инструменты, которые они могут получить, чтобы дать разумную оценку стоимости компании. Полная ловушек и ловушек, относительная оценка должна использоваться в сочетании с другими инструментами, такими как DCF, для более точного измерения реальной стоимости акций фирмы.