Введение в поведенческие финансы

На протяжении десятилетий психологи и социологи выступали против основных теорий финансов и экономики, утверждая, что люди не являются рациональными акторами, максимизирующими полезность, и что рынки неэффективны в реальном мире. Область поведенческой экономики возникла в конце 1970-х годов для решения этих проблем, накопив множество случаев, когда люди систематически ведут себя «иррационально». Применение поведенческой экономики в мире финансов неудивительно, как поведенческие финансы.

С этой точки зрения нетрудно представить себе фондовый рынок как личность: на нем есть колебания настроения (и колебания цен), которые могут на копейку превратиться из раздражения в эйфорию; в один прекрасный день он может слишком остро отреагировать, а на следующий день исправить ситуацию. Но может ли человеческое поведение действительно помочь нам разобраться в финансовых вопросах? Предоставляет ли нам анализ рыночного настроения какие-либо практические стратегии? Теоретики поведенческих финансов предполагают, что это возможно.

Ключевые выводы

  • Поведенческие финансы утверждают, что люди часто принимают финансовые решения не рационально и расчетливо, а на основе эмоций и когнитивных предубеждений.
  • Например, инвесторы часто держат убыточные позиции, вместо того чтобы чувствовать боль, связанную с принятием убытков.
  • Инстинкт двигаться вместе со стадом объясняет, почему инвесторы покупают на бычьих рынках и продают на медвежьих рынках.
  • Поведенческое финансирование полезно для анализа рыночной доходности в ретроспективе, но еще не привело к каким-либо идеям, которые могли бы помочь инвесторам разработать стратегию, которая будет лучше всех в будущем.

Некоторые выводы из поведенческих финансов

Поведенческие финансы — это подраздел поведенческой экономики, которая утверждает, что при принятии финансовых решений, таких как инвестирование, люди не так рациональны, как предсказывает традиционная теория финансов. Для инвесторов, которым интересно, как эмоции и предубеждения влияют на цены акций, поведенческое финансирование предлагает несколько интересных описаний и объяснений.

Идея о том, что психология движет движениями фондового рынка, противоречит устоявшимся теориям, которые отстаивают идею эффективности финансовых рынков. Сторонники  гипотезы эффективного рынка (EMH), например, утверждают, что любая новая информация, имеющая отношение к стоимости компании, быстро оценивается рынком. В результате движение цен в будущем носит случайный характер, поскольку вся доступная (общедоступная и некоторая непубличная ) информация уже учтена в текущих значениях.

Однако любому, кто пережил Интернет- пузырь и последовавший за ним крах, теория эффективного рынка довольно трудна для понимания. Бихевиористы объясняют, что иррациональное поведение является обычным явлением, а не аномалией. Фактически, исследователи регулярно воспроизводили примеры иррационального поведения за пределами финансовой сферы, используя очень простые эксперименты.

Важность потерь по сравнению со значимостью прибыли

Вот один эксперимент: предложите кому-нибудь на выбор гарантированные 50 долларов или, при подбрасывании монеты, возможность выиграть 100 долларов или ничего не выиграть. Скорее всего, человек положит верную вещь в карман. И наоборот, предложите на выбор 1) гарантированный проигрыш в размере 50 долларов или 2) при подбрасывании монеты, либо потерю 100 долларов, либо ничего. Человек, вместо того, чтобы принять потерю в 50 долларов, вероятно, выберет второй вариант и подбросит монетку. Это известно как неприятие потерь.

Вероятность того, что монета упадет на ту или иную сторону, эквивалентна в любом сценарии, но люди будут бросать монету, чтобы спастись от потери 50 долларов, даже если подбрасывание монеты может означать еще большую потерю в 100 долларов. Это потому, что люди склонны рассматривать возможность возмещения убытков как более важную, чем возможность большей выгоды.

Приоритет избегания убытков справедлив и для инвесторов. Подумайте только об акционерах Nortel Networks, которые наблюдали, как стоимость их акций резко упала с более чем 100 долларов за акцию в начале 2000 года до менее чем 2 долларов несколько лет спустя. Независимо от того, насколько низко упадет цена, инвесторы, верящие, что цена в конечном итоге вернется, часто держат акции, а не терпят убытки.

Стадо против себя

Стадность объясняет, почему люди склонны подражать другим. Когда рынок движется вверх или вниз, инвесторы опасаются, что другие знают больше или имеют больше информации. Как следствие, инвесторы испытывают сильный импульс делать то, что делают другие.

Финансирование поведения также обнаружило, что инвесторы склонны придавать слишком большое значение суждениям, полученным на основе небольших выборок данных или из единичных источников. Например, известно, что инвесторы приписывают аналитику, выбирающему выигрышную акцию, навыки, а не удачу.

С другой стороны, убеждения нелегко поколебать. Например, в конце 1990-х у инвесторов было одно представление о том, что любое внезапное падение рынка — это возможность для покупок. На самом деле, это бай-цинкование посмотреть еще пропитывает. Инвесторы часто слишком самоуверенны в своих суждениях и склонны набрасываться на единственную «говорящую» деталь, а не на более очевидное среднее. При этом они не видят большую картину, слишком сосредотачиваясь на более мелких деталях.

Насколько практичны поведенческие финансы?

Мы можем спросить себя, помогут ли эти исследования инвесторам обыграть рынок. В конце концов, рациональные недостатки должны предоставлять множество выгодных возможностей для мудрых инвесторов. На практике, однако, очень немногие, если вообще какие-либо ценные инвесторы, применяют поведенческие принципы, чтобы определить, какие дешевые акции действительно предлагают доходность, которая постоянно превышает норму.

Влияние поведенческих финансовых исследований в академических кругах по-прежнему больше, чем в практическом управлении деньгами. В то время как теории указывают на многочисленные рациональные недостатки, в этой области мало решений, позволяющих зарабатывать деньги на рыночных мании.

Роберт Шиллер, автор книги «Иррациональное изобилие» (2000), показал, что в конце 1990-х рынок был в гуще пузыря. Но он не мог сказать, когда пузырь лопнет. Точно так же сегодняшние бихевиористы не могут сказать нам, когда рынок достиг вершины, точно так же, как они не могут сказать, когда он достигнет дна после финансового кризиса 2007-2008 годов. Однако они могут описать, как может выглядеть важный поворотный момент.

Часто задаваемые вопросы

О чем говорят нам поведенческие финансы?

Поведенческие финансы помогают нам понять, как на финансовые решения, связанные с такими вещами, как инвестиции, платежи, риски и личный долг, сильно влияют человеческие эмоции, предубеждения и когнитивные ограничения разума при обработке информации и реагировании на нее.

Чем поведенческие финансы отличаются от основной финансовой теории?

Теория мейнстрима, с другой стороны, делает допущения в своих моделях, что люди являются рациональными действующими лицами, что они свободны от эмоций или влияния культуры и социальных отношений и что люди являются эгоистичными максимизаторами полезности. Также предполагается, что рынки эффективны, а фирмы являются рациональными организациями, максимизирующими прибыль. Поведенческие финансы опровергают каждое из этих предположений.

Как помогает знание поведенческих финансов?

Понимая, как и когда люди отклоняются от рациональных ожиданий, поведенческие финансы дают нам план, который поможет нам принимать более рациональные и рациональные решения, когда дело доходит до финансовых вопросов.

Суть

Бихевиористам еще предстоит придумать последовательную модель, которая фактически предсказывала бы будущее, а не просто объясняла бы, задним числом, что рынок делал в прошлом. Главный урок состоит в том, что теория не говорит людям, как победить рынок. Вместо этого он говорит нам, что психология заставляет рыночные цены и фундаментальные ценности в течение длительного времени расходиться.

Поведенческие финансы не предлагают никаких инвестиционных чудес, чтобы извлечь выгоду из этого расхождения, но, возможно, они могут помочь инвесторам научиться внимательно следить за своим поведением и, в свою очередь, избегать ошибок, которые уменьшат их личное богатство.