Amazon угрожает господству Visa и Mastercard в сфере кредитных карт

American Express раньше предлагала атмосферу эксклюзивности. Программа Gold, введенная в конце 1960-х годов, была ориентирована на «участников с большими расходами», а более востребованная программа Platinum появилась два десятилетия спустя.

Но AmEx стал предлагать более высокие комиссии. Это привело к тому, что в 1991 году сотни ресторанов по всей Америке объявили бойкот картам и стали поощрять использование Visa и Mastercard. Прозванная «Бостонской партией сборов», она подтолкнула AmEx к снижению сборов и расширению сети торговых предприятий.

Теперь Visa охвачена аналогичным восстанием против того, что Amazon считает чрезмерными комиссиями за обслуживание карт. С января следующего года розничная компания больше не будет принимать кредитные карты Visa британских клиентов, например, от Barclaycard или HSBC, поскольку пытается заставить компанию снизить комиссию.

За 98% розничных расходов по картам в Великобритании отвечает одна из двух сетей американских гигантов — Visa и Mastercard, которые доминируют в мировой индустрии кредитных карт.

Поскольку потребители все больше полагаются на онлайн-ритейл, эта дуополия может оказаться под угрозой, в то время как конкурирующие методы оплаты, такие как «купи сейчас — заплати потом» (BNPL), также набирают популярность.

Данган Барриган, директор по продукции компании GoCardless, которая разрабатывает для компаний технологию, позволяющую избежать карточных платежей, говорит, что решение Amazon «является частью отхода от дуополии, от карточных платежей и перехода к более прямым платежам, исключающим посредников».

Сети Visa и Mastercard способствуют переводу денег между банками и розничными торговцами, проверяя их на предмет мошенничества или сбоев. Комиссионные, обычно около 0,2 % для дебетовых и 0,3 % для кредитных карт, поступают поставщику карты или банку, а 0,1 % забирают Visa или Mastercard.

Для некоторых платежей этот показатель еще выше: в октябре прошлого года, после Брексита, плата за «межбанковские» платежи между Великобританией и ЕС по картам Visa и Mastercard была увеличена до 1,5%. Розничные торговцы уже давно недовольны этими расходами.

«Поскольку розничные торговцы тратят более 1 млрд. фунтов стерлингов на прием карточных платежей, неудивительно, что многие разочарованы этими растущими комиссиями», — говорит Эндрю Креган, советник по политике платежей Британского консорциума розничной торговли. «В конечном счете, именно потребители будут страдать от роста цен, если не удастся сдержать эти растущие расходы».

Если AmEx столкнулась с конкуренцией со стороны конкурирующих карточных сетей, обещающих более низкие комиссионные, то Visa и Mastercard теперь сталкиваются с новыми формами кредитования и денежных переводов, а также с гигантскими розничными сетями, такими как Amazon, имеющими значительные рычаги влияния. Amazon уже ввел дополнительные сборы за покупки по картам Visa в Сингапуре и Австралии, ссылаясь на растущие расходы.

«Стоимость приема карточных платежей продолжает оставаться препятствием для предприятий, стремящихся обеспечить лучшие цены для клиентов», — заявил представитель Amazon. «Эти расходы должны снижаться со временем благодаря технологическому прогрессу, но вместо этого они продолжают оставаться высокими или даже расти».

Обладая рыночной капитализацией почти в 2 триллиона долларов, Amazon может оказать влияние на аналогичные протесты других розничных компаний. Конкуренты Kroger и Walmart ранее запрещали кредитные карты Visa, чтобы заставить их заключать более выгодные сделки. Однако Amazon продолжит принимать к оплате в Великобритании кредитные карты Mastercard, которых в Великобритании больше, чем кредитных карт Visa.

Тем временем растущая популярность приложений BNPL, которые разбивают покупки на три или четыре части, может означать, что потребители избегают использования традиционной инфраструктуры кредитных карт и вознаграждений, предлагаемых банками. Amazon сотрудничает с компанией Affirm, предоставляющей услуги BNPL.

Эти фирмы взимают собственную плату с розничных торговцев, но могут избежать некоторых расходов на обработку карт, а в некоторых случаях и всех сборов Visa или Mastercard, поскольку потребители могут погасить свой кредит BNPL с помощью банковских переводов.

Хотя рынок BNPL остается небольшим по сравнению с кредитными картами, их популярность среди молодых покупателей быстро растет.

По данным компании Bain, за последние 12 месяцев в Великобритании было зарегистрировано 6,4 млрд. фунтов стерлингов транзакций с использованием BNPL, что примерно на 70 % больше, чем в предыдущем году. Кредитные карты выросли всего на 5 % в год, до £153 млрд.

Остатки на счетах пользователей кредитных карт также резко сократились после пандемии — примерно на 10 млрд. фунтов стерлингов с февраля прошлого года, а популярность одноранговых транзакций возросла: PayPal насчитывает 400 млн. пользователей.

Между тем, розничным торговцам стало проще подключать программное обеспечение, которое позволяет им напрямую принимать банковские переводы, например, калифорнийская компания Plaid, стоимость которой оценивается в $13 млрд, позволяет торговцам напрямую подключаться к банковским счетам.

Изменения не остались незамеченными. В прошлом году Visa сделала предложение о покупке Plaid за $5,3 млрд. с целью диверсификации своей карточной сети, которое было заблокировано регулирующими органами США, предупредившими, что это приведет к созданию «монополиста в области дебетовых онлайн-транзакций». Компания также разрабатывает свои собственные системы прямых платежей наряду с карточными предложениями.

Visa утверждает, что карты по-прежнему обеспечивают дополнительную защиту и что она предотвращает мошенничество на сумму около 25 млрд. долл. в год. Генеральный директор компании Эл Келли назвал нападение Amazon в газете Financial Times «странным» и «угрозой наказать клиентов» на фоне «сложных переговоров». Представитель Visa сказал: «Когда выбор потребителя ограничен, никто не выигрывает».

Конечно, некоторые клиенты Amazon, похоже, сочувствуют этому мнению: многие из них пишут в социальных сетях, что их раздражает смена карты, или они беспокоятся, что потеряют дополнительную защиту и предложения по вознаграждениям.

В своем споре с Amazon компания Visa может в конечном итоге прийти к соглашению по поводу своих сборов. «Возможно, Visa придется последовать примеру American Express, — говорится в записке аналитиков Evercore, — и сократить свои расходы перед лицом восстания против сборов».

Но Барриган из GoCardless говорит, что отказ от карточных платежей набирает обороты, и Amazon — это только начало: «Торговцы начинают обращать на это внимание и используют это для преодоления дуополии».