Аналитики утверждают, что 40% пользователей в большинстве игр Web3 являются ботами — вот как избежать одурачивания

Индустрия децентрализованных приложений (DApp) в феврале 2021 года превысила 40 млрд долларов США в виде вкладов в смарт-контракты, а в настоящее время эта цифра составляет 59 млрд долларов США. На сегодняшний день в отрасль продолжают поступать «реальные деньги», и 29 августа игровой стартап Limit Break привлек $200 млн. Проект приобрел популярность после успешного запуска своей фриминговой коллекции NFT DigiDaigaku.

Согласно отчету Dove Metrics и Messari, в первом полугодии 2022 года криптоиндустрия привлекла 30,3 млрд долларов. Эта сумма превысила показатель 2021 года в 30,2 млрд долларов. Без учета $10,2 млрд, привлеченных в сектор централизованных финансов, остается $20 млрд, которые были вложены в DApps, нефункционирующие токены (NFT) и инфраструктуру Web3.

Можно задаться вопросом, сколько из этих денег было эффективно использовано или реинвестировано в предприятия, принадлежащие тем же инвестиционным группам. Конечно, существует несколько изощренных способов расширить эти цифры, не нарушая никаких правил, но, несомненно, в децентрализованные приложения вливается много денег.

Всегда существовала здоровая доля недоверия к фактическому количеству активных пользователей DApps, но до сих пор не было представлено никаких веских доказательств мошенничества. Так какие же инструменты могут использовать розничные пользователи для выявления завышенной активности? Оказывается, их как минимум три: активные пользователи, вовлеченность сообщества и ликвидность.

Сравнение зарегистрированных и активных пользователей

Большинство сетей proof-of-stake (PoS) взимают минимальную плату за регистрацию, а многие из них бесплатны для использования. Это приводит к появлению множества «фальшивых» активных адресов, взаимодействующих с DApp, и создает стимулы для разработчиков и инвесторов увеличивать их количество.

Фильтрация рейтинга DApps по количеству пользователей позволяет получить ошеломляющие данные, особенно в сетях Tron, WAX, Flow, EOS и Thundercore. Некоторые DApps утверждают, что у них больше активных пользователей, чем у лидеров отрасли, таких как OpenSea, Uniswap и Axie Infinity.

Леван Квирквелия, соучредитель Jugger, службы предотвращения ботов Web3, проанализировал более 60 игр и DApps и обнаружил, что 40% активных пользователей на самом деле являются автоматическими ботами или одиночками, контролирующими несколько аккаунтов.

Проанализировав 60+ игр и сервисов, мы обнаружили 200 000 ботов. в среднем, в каждой игре Web3 есть 40% ботов.

ссылка на базу данных с результатами в конце темы pic.twitter.com/vvvuhgeRLV

— Леван (@LevanKvirkvelia) 29 августа 2022 г.

В некоторых случаях, например в игре AnRKey X в сети Polygon, соотношение ботов и держателей достигало 84%. Несмотря на то, что может быть правдоподобное объяснение дистанцирования разработчиков проекта от развертывания ботов, исследование Квирквелии показывает, что аналитикам не следует использовать количество держателей токенов в качестве косвенного показателя активных пользователей.

Подделать вовлеченность сообщества невероятно сложно

Признаком, на который следует обратить внимание, является непоследовательная активность сообщества в социальных сетях проекта, даже если метрика DAU высока. Хорошо финансируемые проекты стремятся «купить» реальных пользователей, тогда как боты недостаточно опытны, чтобы вносить значимый и последовательный вклад в дискуссии.

Данный анализ занимает не более 10 минут, поскольку для этого достаточно войти в официальную группу и пролистать последние 40 или 60 сообщений. Есть ли там реальные вопросы и конструктивные дебаты сообщества или же это просто активность администраторов группы и шиллинг с бот-аккаунтов?

Перейдя на официальную страницу проекта в Twitter, Twitch, YouTube или Instagram (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации), проделайте тот же процесс анализа сообщений и комментариев сообщества. Эти качественные данные должны дать гораздо более точный анализ, чем количество акций, лайков или активных блокчейн-адресов.

Выявление фальшивой ликвидности токенов

Верьте или нет, но маркет-мейкеры предлагают услуги ликвидности для токенов. За определенную плату они могут постоянно держать заявки и предложения на авторитетных биржах, двигая цену с помощью алгоритмов, основанных на потоке заявок.

Опытный инвестор заметит нюансы, которые отличают фальшивые объемы и глубину книги заявок от реальной торговой активности. Для начала, анализ 2% глубины заявок и предложений дает простой способ избежать неликвидных токенов.

UFO Gaming (UFO) ведущие рынки по объему. Источник: Coinmarketcap

Обратите внимание, что на токен UFO Gaming приходится неоправданно мало заявок по сравнению с его дневным объемом торгов. Совокупный спрос со стороны покупателей на 2% ниже последней сделки и составляет менее 0,6% от заявленного объема торгов.

Хотя наличие маркет-мейкера — это обычно хорошо, поскольку он стимулирует пользователей к активной торговле токеном, это не обязательно приводит к увеличению объема торгов. Снижение интереса со стороны сообщества в конечном итоге приводит к падению ликвидности токена.

Орхидный протокол (OXT) лучшие рынки по объему торгов. Источник: Coinmarketcap

В примере выше показан токен Orchid Protocol, который, несмотря на листинг на Binance, Coinbase, Kraken и Kucoin, набирает $675 000 в дневном объеме. Этот эффект приводит к тому, что глубина книги заявок в 2% составляет от 9% до 47% от дневной торговой активности, что звучит довольно странно.

Инвесторы должны знать, что венчурные капиталисты и маркет-мейкеры становятся еще более искусными в сокрытии своих манипуляций. Например, найти монету из топ-200 на Binance с искаженными показателями дневного объема и глубины портфеля заказов практически невозможно. Трейдеры, геймеры и инвесторы должны быть осторожны, чтобы не быть введенными в заблуждение высокими показателями DAU для популярных DApps. Качественный анализ аккаунтов платформы в социальных сетях и GitHub — отличный способ сопоставить данные по цепочке и торговле.