Анализ: Грузовики на первом месте, так как производители самолетов делают ставку на торговые потоки

Джейми Фрид

(Рейтер) — Бум грузовых авиаперевозок, вызванный пандемией, создает благоприятный фон для запуска компанией Airbus и Boeing новых больших грузовых самолетов, но более долгосрочные тенденции — в частности, сила глобального экономического подъема — определят, удастся ли это кому-либо из них.

В понедельник на авиасалоне в Дубае Airbus заключил первую сделку на поставку грузовой версии своего лайнера A350 — модель, которая, как надеется европейский концерн, нарушит многолетнее господство Boeing на рынке перевозок грузов.

Boeing, тем временем, работает над потенциальным грузовым вариантом своей модели 777X, хотя еще не объявил о запуске, а среди возможных покупателей — крупный игрок на рынке грузовых перевозок Qatar Airways.

После двух лет роста числа авиапассажиров из-за пандемии, рынок грузовых самолетов стал редким светлым пятном для производителей самолетов, поскольку бум онлайн-покупок, нарушения в цепочке поставок и снижение количества рейсов пассажирских самолетов, которые часто также перевозят грузы в своих трюмах, стимулировали спрос.

Но существуют большие риски, связанные с новыми моделями, которые будут поставляться только во второй половине десятилетия.

К ним относятся быстрое восстановление пассажирских рейсов, переход компаний на поставку большего количества товаров ближе к дому и растущее число пассажирских самолетов, переоборудованных в грузовые.

Существует также огромная неопределенность в отношении силы экономического восстановления после пандемии и будущего мировой торговли, которая находилась на спаде до пандемии из-за торговой напряженности между США и Китаем, которая до сих пор не разрешена.

«Это не безрисковое решение», — сказал Стюарт Рубин, управляющий директор по авиации консалтинговой компании ICF о планах Airbus и Boeing по грузовым самолетам.

Ни одна из компаний не раскрыла стоимость разработки новых моделей.

КРАТКОСРОЧНЫЙ БУМ

Нехватка вместимости брюха пассажирских самолетов во время пандемии привела к резкому росту тарифов на грузовые перевозки, задержала списание старых моделей, таких как MD-11, и заставила лизингодателей спешно переоборудовать старые ненужные пассажирские самолеты для перевозки грузов.

«С точки зрения грузоперевозок, каждый, у кого есть самолет, может зарабатывать деньги в настоящее время», — сказал Фредерик Хорст, управляющий директор Cargo Facts Consulting. «Мы наблюдаем много странных вещей, которые обычно не встречаются. Вы видите узкофюзеляжные грузовые самолеты 737, летающие из Европы в Азию».

Большие широкофюзеляжные грузовые самолеты, такие как предлагаемые A350 и 777X, обычно перевозят более плотную, связанную с торговлей продукцию, такую как автозапчасти, полупроводники и фармацевтические препараты на дальнемагистральных маршрутах из Азии в Северную Америку и Европу.

Переоборудованные пассажирские самолеты вместо этого перевозят более легкие и объемные грузы, такие как пакеты электронной коммерции.

Грузовые компании, такие как FedEx, и крупные авиакомпании, такие как Korean Air Lines и Lufthansa, также выиграли от беспрецедентных сбоев в цепочках поставок и резкого роста тарифов на контейнерные перевозки во время кризиса здравоохранения.

По словам Тома Сандерсона, директора по маркетингу продукции компании Boeing, в прошлом месяце авиаперевозки были примерно в четыре-шесть раз дороже морских перевозок, в то время как обычно этот показатель составляет 12-15 раз.

Есть основания полагать, что некоторый рост авиаперевозок, вызванный пандемией, продолжится.

Airbus, например, прогнозирует, что рынок электронной коммерции будет расти на 4,7% в год в течение следующих 20 лет, по сравнению с 2,7% для генеральных грузов.

«Если вы получите хорошую цену, заказ грузовых самолетов на нынешнем рынке не является действительно дерзким», — сказал независимый отраслевой консультант Бертран Грабовски.

В разгар пандемии в прошлом году компания Boeing, контролирующая 90% рынка грузовых самолетов, прогнозировала, что в связи с ростом спроса глобальный парк больших широкофюзеляжных грузовых самолетов увеличится до 850 самолетов в 2039 году с 610 в 2019 году.

Экологические тенденции также работают в пользу новых, более экономичных грузовых самолетов.

Самолеты Boeing 747-8, а также 777F и 767F, которые вскоре будут сняты с производства, не смогут выпускаться после 2027 года из-за новых экологических стандартов, если не будут внесены изменения в продукцию.

Компания Boeing заявила, что может подать заявку на исключение из правил в качестве одного из нескольких вариантов, рассматриваемых для планов грузоперевозок.

ПРЕИМУЩЕСТВА ВЫЦВЕТАНИЯ

Тем не менее, по мнению аналитиков, есть признаки того, что некоторые преимущества от пандемии для грузовых авиаперевозок начинают исчезать.

Ставки на контейнерные перевозки начали снижаться, поскольку нарушения в цепочке поставок ослабли, и некоторые компании переносят производство ближе к дому, чтобы избежать будущих потрясений.

Европейские модные компании переносят производство из Китая в Португалию, Турцию и Северную Африку, говорит Марко Блумен, руководитель отдела консультаций по грузоперевозкам в компании Accenture’s Seabury Consulting.

Развивающийся рынок переоборудования пассажирских самолетов 777 в грузовые — например, программа Israel Aerospace Industries (IAI) и AerCap 777-300ER, в рамках которой в следующем году будет выпущен первый грузовой самолет — также может ограничить спрос на новые модели.

Хотя переоборудованные самолеты не смогут перевозить более плотные грузы так же эффективно, как их недавно построенные аналоги, они смогут воспользоваться бумом электронной коммерции, говорит Рубин из ICF.

В понедельник Emirates подписала с IAI соглашение о переоборудовании четырех самолетов 777-300ER в грузовые лайнеры, назвав в качестве ключевого фактора их способность перевозить большие объемы электронной коммерции. Авиакомпания также заказала еще два грузовых самолета 777 заводской сборки.

(Репортаж Джейми Фрида в Сиднее; дополнительные репортажи Эрика М. Джонсона и Тима Хефера; редактирование Марка Поттера)