Эффект якоря

Что такое эффект якоря?

Эффект якоря — когнитивное предубеждение, при котором на решения человека влияет определенная точка отсчета. «Якорь» — и есть та самая точка отсчета, какая-то нерелевантная информация (например, цена покупки ценной бумаги), на основе которой строится оценка неизвестной информации (следуя тому же примеру — оценка неизвестной нам стоимости финансового инструмента).

Понимание эффекта якоря

Эффект якоря — это поведенческая предвзятость, при которой использование психологического эталона имеет непропорционально высокий вес в процессе принятия решений участником рынка. Эта концепция является частью области поведенческих финансов, изучающей, как эмоции и другие сторонние от экономики факторы влияют на экономический выбор.

В контексте инвестирования одним из последствий привязки является то, что участники рынка со склонностью к привязке склонны удерживать инвестиции, которые потеряли стоимость, потому что они привязали свою оценку справедливой стоимости к первоначальной цене, а не к фундаментальным показателям. В результате участники рынка принимают на себя больший риск, удерживая инвестицию в надежде, что ценная бумага вернется к своей покупной цене. Участники рынка часто осознают, что их привязка несовершенна, и пытаются внести коррективы, чтобы отразить последующую информацию и анализ. Однако эти корректировки часто приводят к результатам, которые отражают предвзятость исходных привязок.

Смещение якоря

Смещение якоря может вызвать участник финансового рынка, например, в качестве финансового аналитика или инвестора, чтобы сделать неверное финансовое решение, такими как покупка заниженных инвестиций или продажами завышенных инвестиций. Смещение привязки может присутствовать где угодно в процессе принятия финансовых решений, от ключевых исходных данных прогноза, таких как объемы продаж и цены на сырьевые товары, до конечных результатов, таких как денежный поток и цены на ценные бумаги.

Исторические ценности, такие как цены приобретения или высокие отметки, являются обычными якорями. Это справедливо для значений, необходимых для достижения определенной цели, такой как достижение целевой прибыли или получение определенной суммы чистой выручки. Эти ценности не связаны с рыночными ценами и заставляют участников рынка отвергать рациональные решения.

Привязка может присутствовать в относительных показателях, таких как оценочные мультипликаторы. Участники рынка, использующие оценочный коэффициент для оценки цен ценных бумаг, демонстрируют привязку, когда они игнорируют свидетельства того, что одна ценная бумага имеет больший потенциал для роста прибыли.

Некоторые якоря, такие как абсолютные исторические значения и ценности, необходимые для достижения цели, могут нанести вред инвестиционным целям, и многие аналитики призывают инвесторов отказаться от этих типов якорей. Другие якоря могут быть полезны, поскольку участники рынка имеют дело со сложностью и неопределенностью, присущей среде информационной перегрузки. Участники рынка могут противодействовать предвзятости привязки, определяя факторы, лежащие в основе привязки, и заменяя предположения поддающимися количественной оценке данными.

Всестороннее исследование и оценка факторов, влияющих на рынки или цену ценной бумаги, необходимы для устранения предвзятости при принятии решений в процессе инвестирования.

Ключевые моменты

  • Эффект якоря — это термин, связанный с поведенческими финансами, для описания иррациональной предвзятости к психологическим ориентирам.
  • Этот эталонный тест обычно принимает форму нерелевантной информации, такой как оценка, цифра или событие, которая искажает принятие решений относительно ценной бумаги участниками рынка, такими как аналитики или инвесторы.

Примеры смещения привязки

Примеры укоренившейся предвзятости легко найти в повседневной жизни. Покупатели продукта или услуги обычно привязываются к продажной цене на основе цены, указанной в магазине или предложенной продавцом. Дальнейшие переговоры по продукту проводятся в отношении этой цифры, независимо от его фактической стоимости.

В мире инвестирования предвзятость привязки может принимать несколько форм.

В одном случае трейдеры обычно привязаны к цене, по которой они купили ценную бумагу. Например, если трейдер купил акции ABC за 100 долларов, то он будет психологически зафиксирован на этой цене для продажи или дальнейших покупок тех же акций, независимо от фактической стоимости ABC на основе оценки соответствующих факторов, влияющих на нее.

В другом случае аналитики могут быть привязаны к значению данного индекса на определенном уровне вместо того, чтобы рассматривать исторические цифры. Например, если S&P 500 находится на подъеме и имеет значение 10 000, то аналитики будут склонны прогнозировать значения, близкие к этой цифре, а не учитывать стандартное отклонение значений, которые имеют довольно широкий диапазон для этого индекса.