Аномалия

Что такое Аномалия?

В экономике и финансах аномалия – это когда фактический результат при заданном наборе предположений отличается от ожидаемого результата, предсказанного моделью. Аномалия свидетельствует о том, что данное предположение или модель не работает на практике. Модель может быть относительно новой или более старой.

Ключевые моменты

  • Аномалии – это события, которые отклоняются от прогнозов экономических или финансовых моделей, которые подрывают основные предположения этих моделей.
  • На рынках закономерности, которые противоречат гипотезе эффективного рынка, такие как календарные эффекты, являются яркими примерами аномалий.
  • Большинство рыночных аномалий обусловлено психологическими причинами.
  • Однако аномалии имеют тенденцию быстро исчезать, как только информация о них становится достоянием общественности.

Понимание аномалий

В финансах два распространенных типа аномалий – это рыночные аномалии и аномалии ценообразования. Рыночные аномалии – это искажения доходности, которые противоречат гипотезе эффективного рынка (EMH). Аномалии ценообразования возникают, когда что-то, например, акция, оценивается не так, как модель предсказывает.

Общие рыночные аномалии включают эффект малой капитализации и эффект января. Эффект малой капитализации относится к эффекту небольшой компании, когда более мелкие компании со временем имеют тенденцию превосходить более крупные. Эффект января относится к тенденции акций возвращаться в январе намного больше, чем в другие.

Аномалии также часто возникают в отношении моделей ценообразования активов, в частности, модели ценообразования основных средств (CAPM). Хотя CAPM был получен с использованием новаторских предположений и теорий, он часто плохо справляется с предсказанием доходности акций. Многочисленные рыночные аномалии, которые наблюдались после формирования CAPM, помогли сформировать основу для тех, кто хотел опровергнуть модель. Хотя модель может не выдержать эмпирических и практических испытаний, она все же имеет некоторую полезность.

Аномалии обычно немногочисленны и редки. Фактически, как только аномалии становятся общедоступными, они имеют тенденцию быстро исчезать, поскольку арбитражники ищут и устраняют любую такую ​​возможность повторения.

Типы рыночных аномалий

На финансовых рынках любая возможность получить сверхприбыль подрывает предположения об эффективности рынка, согласно которым цены уже отражают всю соответствующую информацию и поэтому не могут быть предметом арбитража.

Эффект января

Эффект января – довольно известная аномалия. В соответствии с эффектом января, акции, которые показали низкую динамику в четвертом квартале прошлого года, как правило, в январе показывают лучшие результаты на рынках. Причина январского эффекта настолько логична, что ее почти сложно назвать аномалией. Инвесторы часто стремятся выбросить неэффективные акции в конце года, чтобы они могли использовать свои убытки для компенсации налога на прирост капитала (или для небольшого вычета, которое IRS допускает, если есть чистые убытки капитала за год). Многие называют это мероприятие сбором налоговых убытков.

Поскольку давление со стороны продавцов иногда не зависит от реальных фундаментальных показателей компании или ее оценки, такая «продажа с уплатой налогов» может подтолкнуть эти акции к уровням, на которых они станут привлекательными для покупателей в январе. Точно так же инвесторы часто избегают покупать неэффективные акции в четвертом квартале и ждут до января, чтобы не попасть в ловушку продаж с убытками от налогов. В результате существует избыточное давление со стороны продавцов до января и чрезмерное давление со стороны покупателей после 1 января, что и приводит к этому эффекту.

Эффект сентября

Эффект сентября относится к исторически слабой доходности фондового рынка в сентябре. Существует статистический случай эффекта сентября в зависимости от анализируемого периода, но большая часть теории является анекдотической. Обычно считается, что инвесторы возвращаются из летних каникул в сентябре, готовые зафиксировать прибыль, а также налоговые убытки до конца года. Существует также мнение, что индивидуальные инвесторы ликвидируют акции до сентября, чтобы компенсировать расходы на обучение детей. Как и многие другие календарные эффекты, эффект сентября считается исторической причудой в данных, а не эффектом с какой-либо причинно-следственной связью. 

Эффект Октября 

Как и  эффект октября  до него, эффект сентября  паники 1907 года , Черный вторник, четверг и понедельник в 1929 году и  Черный понедельник в 1987 году . В сентябре месяце на рынке не меньше, чем в октябре. Это был месяц, когда в 1869 году произошла настоящая Черная пятница, и два существенных однодневных падения индекса DJIA произошли в 2001 году после 11 сентября и в 2008 году, когда  разразился кризис субстандартных кредитов  . 

Однако, по мнению Market Realist, в последние годы эффект исчез. За последние 25 лет для S&P 500 среднемесячная доходность за сентябрь составляет приблизительно  -0,4 процента, в  то время как медианная месячная доходность положительна. Кроме того, частые крупные спады в сентябре происходили не так часто, как до 1990 года. Одно из объяснений состоит в том, что инвесторы отреагировали «предварительным позиционированием»; то есть продажа акций в августе.

Аномалии дней недели

понедельника – это теория, которая утверждает, что доходность  фондового рынка  по понедельникам будет соответствовать преобладающей тенденции предыдущей пятницы. Таким образом, если в пятницу рынок рос, он должен продолжиться в выходные, а в понедельник возобновить рост. Эффект понедельника также известен как « эффект выходных ».

На фундаментальном уровне нет особых причин, по которым это должно быть правдой. Могут действовать некоторые психологические факторы. Возможно, рынок пронизан оптимизмом к концу недели, поскольку трейдеры и инвесторы с нетерпением ждут выходных. В качестве альтернативы, выходные, возможно, дадут инвесторам шанс наверстать упущенное из их чтения, переживать и волноваться о рынке и развить пессимизм в понедельник.

Суеверные индикаторы

Помимо календарных аномалий, есть некоторые нерыночные сигналы, которые, по мнению некоторых людей, точно укажут направление рынка. Вот краткий список суеверных  рыночных индикаторов :

  • Индикатор Суперкубка : когда команда из старой Американской футбольной лиги выигрывает игру, рынок закрывается с понижением в течение года. Когда выиграет старая команда Национальной футбольной лиги, рынок закончит год с повышением. Как ни глупо это может показаться, индикатор Суперкубка был правильным более чем в 80% случаев за 40-летний период, закончившийся в 2008 году. Однако у индикатора есть одно ограничение: он не учитывает победу команды расширения.
  • Индикатор линии низа : рынок растет и падает вместе с длиной юбок. Иногда этот индикатор называют теорией «голые колени,  бычий рынок ». К своему достоинству индикатор подола был точным в 1987 году, когда дизайнеры перешли с мини-юбок на юбки в пол как раз перед обвалом рынка. Аналогичное изменение произошло и в 1929 году, но многие спорят, что произошло раньше: крах или смещение подола.
  • Индикатор аспирина :  цены на акции и производство аспирина обратно пропорциональны. Этот индикатор предполагает, что когда рынок растет, меньше людей нуждаются в аспирине для лечения головных болей, вызванных рынком. Снижение продаж аспирина должно указывать на рост рынка.