Аргентинская река, по которой соевые бобы поставляются в мир, пересыхает

(Bloomberg) — Пробираясь через тысячи километров южноамериканских тропических лесов и пампасов, мимо разросшихся соевых и кукурузных ферм, река Парана является главной магистралью аргентинской торговли. Около 80% экспорта сельскохозяйственных культур страны проходит через ее мутные воды на пути к Атлантическому океану.

Поэтому, когда уровень воды в реке упал до самого низкого уровня с 1940-х годов — результат многолетней палящей засухи, которую ученые связывают с изменением климата, — это усугубило нагрузку на экономику, которая и так с трудом восстанавливалась после пандемического коллапса.

Торговцы зерном внезапно оказались вынуждены сократить количество грузов, которые они нагружают на грузовые суда, боясь, что они застрянут на мелководных берегах реки, а затем либо догружать их, когда они достигнут более глубоких морских портов, либо нанимать дополнительные суда. Оба варианта являются дорогостоящими и отнимают много времени, что затрудняет работу отрасли, которая ежегодно получает от экспорта более 20 миллиардов долларов. Густаво Идигорас, глава Ciara-Cec, группы по экспорту и переработке сельскохозяйственных культур, в которую входят Cargill Inc. и Glencore Plc, назвал ситуацию «чрезвычайной», которая, вероятно, продлится до конца года.

Импорт также несет финансовые потери: Низкий уровень реки означает меньше гидроэнергии и, как следствие, больше денег, которые приходится выкладывать за поставки дизельного топлива для электростанций. Импорт дизельного топлива подскочил до самого высокого уровня с 2018 года, поскольку плотина Ясирета, которая обычно поставляет около 14% электроэнергии в Аргентину с северной границы страны, работает всего на треть мощности.

Сочетание замедления экспорта и роста импорта сокращает положительное сальдо торгового баланса страны и добавляется к целому ряду факторов, которые приводят к падению песо — самой низкодоходной валюты на развивающихся рынках в этом году. Это побудило центральный банк в последние дни вернуться на валютные рынки и продавать доллары, чтобы поддержать песо и попытаться предотвратить дальнейший выход инфляции из-под контроля. Инфляция, достигающая 50% в год, уже является серьезным препятствием для экономического роста, поскольку она съедает покупательную способность десятков миллионов аргентинских потребителей.

«Если мелководность Параны сохранится в среднесрочной перспективе, это станет проблемой», поскольку урожаи являются крупнейшим источником желанных экспортных долларов Аргентины для укрепления песо, а страна уже опасно скатывается к тому, чтобы стать чистым импортером энергии, говорит Белен Рубио, экономист MAP, консалтинговой компании в Буэнос-Айресе.

Пересохшая Парана показала отсутствие долгосрочного планирования логистики в Аргентине, добавила она, где сельскохозяйственная промышленность требует более глубокого судоходного канала и где на плотины приходится 28% мощностей по производству электроэнергии.

Неудачи с аргентинским экспортом имеют глобальные последствия. Страна является мощным центром производства масличных культур и зерна, занимая первое место в мире по поставкам соевого шрота для кормления скота и соевого масла для приготовления пищи и биотоплива. Это третий по величине экспортер кукурузы.

На внутреннем фронте снижение уровня воды в реках снижает стоимость продаж Аргентины за рубеж в долларах, а премии на аргентинский соевый шрот находятся на рекордно низком уровне по сравнению с конкурирующей Бразилией. Премии за сентябрьские поставки примерно на 25 долларов за тонну дешевле, чем в соседней стране, и, что еще хуже, многие покупатели шрота устремляются в Бразилию, чтобы избежать более высоких транспортных расходов.

Ситуация в Паране стала настолько тяжелой, что 24 июля Аргентина даже объявила чрезвычайную ситуацию с водой в семи прибрежных провинциях, что позволяет правительству принимать специальные меры для смягчения последствий засухи и поддержания работы предприятий и промышленности.

Засуха была самой жестокой у истоков реки в Бразилии, в значительной степени щадя фермерский пояс Аргентины, расположенный на 1500 миль южнее. В самой Бразилии, тем временем, засуха уничтожила урожайность.

Что касается растущего импорта дизельного топлива, то он составляет лишь малую часть торгового профицита страны, но за ним все равно пристально следят, поскольку он может оказать огромное влияние.

«Аргентина испытывает дефицит твердой валюты, поэтому даже минимальный отток долларов для импорта дополнительной энергии добавляет неопределенности», — сказал Марсело Элизондо, аргентинский консультант, специализирующийся на торговле. «Вопрос в том, как долго это продлится».

Brazil Exporters Gain as Shipping Snags Hamper Argentina: ChartWaterways Are Drying Up in Key South American Crop-Shipping HubsBrazil Mulls Dam Flush to Protect Ally’s $20 Billion ExportsBiggest Shale Play Outside of Texas Gets $5.1 Billion LifelineClimate Change Could Damping Argentina’s Recovery

Больше подобных историй можно найти на сайте bloomberg.com

Подпишитесь сейчас, чтобы быть впереди с самым надежным источником деловых новостей.

©2021 Bloomberg L.P.