Жесткая экономия (Строгость)

Что такое Жесткая экономия (строгость)?

В экономике жесткая экономия определяется как набор экономических мер, которые правительство проводит для контроля долга государственного сектора.

Меры жесткой экономии – это реакция правительства, чей государственный долг настолько велик, что риск дефолта или неспособности обслуживать требуемые платежи по его долговым обязательствам становится реальной возможностью. Риск невыполнения обязательств может быстро выйти из-под контроля; По мере того как физическое лицо, компания или страна все больше влезает в долги, кредиторы будут взимать более высокую норму прибыли по будущим займам, что затрудняет заемщику привлечение капитала.

Ключевые моменты

  • Жесткая экономия относится к строгой экономической политике, которую правительство вводит для контроля над растущим государственным долгом, определяемым повышенной бережливостью.
  • Вообще говоря, существует три основных типа мер жесткой экономии: получение доходов (более высокие налоги) для финансирования расходов, повышение налогов при сокращении несущественных государственных функций, а также снижение налогов и сокращение государственных расходов.
  • Жесткая экономия вызывает споры, и национальные результаты мер жесткой экономии могут быть более разрушительными, чем если бы они не использовались.

Как работает экономия

Жесткая экономия имеет место только тогда, когда сокращается разрыв между государственными поступлениями и государственными расходами. Сокращение государственных расходов – это не просто меры жесткой экономии.

Вообще говоря, существует три основных типа мер жесткой экономии. Первый ориентирован на получение доходов (более высокие налоги) и часто даже поддерживает увеличение государственных расходов. Цель состоит в том, чтобы стимулировать рост за счет расходов и получения выгод за счет налогообложения. Другой вид иногда называют моделью Ангелы Меркель – в честь канцлера Германии – и фокусируется на повышении налогов при сокращении несущественных государственных функций. Последний метод, который предусматривает более низкие налоги и меньшие государственные расходы, является предпочтительным методом сторонников свободного рынка.

Глобальный экономический спад, начавшийся в 2008 году, привел к сокращению налоговых поступлений многих правительств и выявил то, что некоторые считали неприемлемым уровнем расходов. Некоторые европейские страны, включая Великобританию, Грецию и Испанию, прибегли к жесткой экономии как способу смягчить бюджетные проблемы. Жесткая экономия стала почти императивом во время глобальной рецессии в Европе, где члены еврозоны не имеют возможности покрыть растущие долги путем печатания собственной валюты.

Таким образом, по мере роста риска дефолта кредиторы оказывали давление на определенные европейские страны, чтобы они агрессивно сокращали расходы.

Налоги и жесткая экономия

Среди экономистов существуют некоторые разногласия по поводу влияния налоговой политики на государственный бюджет. Бывший советник Рональда Рейгана, Артур Лаффер, как известно, утверждал, что стратегическое снижение налогов подстегнет экономическую активность , что парадоксальным образом приведет к увеличению доходов.

Тем не менее, большинство экономистов и аналитиков согласны с тем, что повышение налогов приведет к увеличению доходов. Это была тактика, которую использовали многие европейские страны. Например, Греция повысила ставку налога на добавленную стоимость (НДС) до 23% в 2010 году и ввела дополнительный 10% тариф на импортные автомобили. Ставки подоходного налога повысились по шкале с высоким уровнем дохода, и несколько новых налогов были обложены недвижимостью.

Государственные расходы и жесткая экономия

Противоположная мера жесткой экономии – сокращение государственных расходов. Большинство считает это более эффективным средством сокращения дефицита. Новые налоги означают новые доходы для политиков, которые склонны тратить их на избирателей.

Расходы принимают различные формы : гранты, субсидии, перераспределение богатства, программы льгот, оплата государственных услуг, обеспечение национальной обороны, льготы государственным служащим и иностранная помощь. Любое сокращение расходов де-факто является мерой жесткой экономии.

В самом простом случае программа жесткой экономии, обычно вводимая в действие законодательством, может включать в себя одну или несколько из следующих мер жесткой экономии:

  • Сокращение или замораживание государственных зарплат и пособий без повышения
  • Замораживание государственного найма и увольнения государственных служащих
  • Сокращение или упразднение государственных услуг, временно или навсегда
  • Сокращение государственных пенсий и пенсионная реформа
  • Процентная ставка по вновь выпущенным  государственным ценным бумагам может быть снижена, что сделает эти инвестиции менее привлекательными для инвесторов, но уменьшит государственные процентные обязательства.
  • Сокращение ранее запланированных программ государственных расходов, таких как строительство и ремонт инфраструктуры, здравоохранение и льготы для ветеранов
  • Увеличение налогов, включая налог на прибыль, корпоративный налог, налог на имущество, с продаж и  налог на прирост капитала.
  • Федеральная резервная система может либо уменьшить, либо увеличить  денежную массу  и  процентные ставки  в зависимости от обстоятельств, чтобы разрешить кризис.
  • Нормирование важнейших товаров, ограничения на поездки, замораживание цен и другие меры экономического контроля (особенно во время войны)

Примеры мер жесткой экономии

Возможно, наиболее успешная модель жесткой экономии, по крайней мере, в ответ на рецессию, имела место в Соединенных Штатах между 1920 и 1921 годами. Уровень безработицы в экономике США подскочил с 4% до почти 12%. Реальный валовой национальный продукт (ВНП) снизился почти на 20% – больше, чем за любой год во время Великой депрессии или Великой рецессии.

Президент Уоррен Дж. Хардинг ответил сокращением федерального бюджета почти на 50%. Налоговые ставки были снижены для всех групп доходов, а задолженность снизилась более чем на 30%. В своей речи в 1920 году Хардинг заявил, что его администрация «предпримет разумную и смелую попытку дефляции, нанесет удар по государственным займам … и будет атаковать высокую стоимость правительства всеми силами и средствами».

Риски жесткой экономии

Хотя целью мер жесткой экономии является сокращение государственного долга, их эффективность остается предметом острых споров. Сторонники утверждают, что огромный дефицит может задушить экономику в целом, тем самым ограничив налоговые поступления. Однако оппоненты считают, что государственные программы – единственный способ компенсировать снижение личного потребления во время рецессии. Они полагают, что высокие расходы государственного сектора сокращают безработицу и, следовательно, увеличивают число плательщиков подоходного налога.

Такие экономисты, как  Джон Мейнард Кейнс , британский мыслитель, основавший школу  кейнсианской экономики , считают, что роль правительств заключается в увеличении расходов во время рецессии, чтобы заменить падающий частный спрос. Логика заключается в том, что если спрос не будет поддерживаться и стабилизироваться правительством, безработица будет продолжать расти, а экономический спад будет продолжаться.

Жесткая экономия противоречит определенным школам экономической мысли, которые просуществовали со времен  Великой депрессии . В условиях экономического спада падение частного дохода снижает размер налоговых поступлений, которые генерирует правительство. Точно так же государственная казна пополняется налоговыми поступлениями во время экономического бума. Ирония заключается в том, что государственные расходы, такие как пособия по безработице, нужны больше во время  рецессии,  чем во время бума.

Пределы кейнсианской экономики

Страны, входящие в валютный союз, например Европейский союз , не обладают достаточной автономией или гибкостью при стимулировании своей экономики во время рецессии. Автономные страны могут использовать свои центральные банки для искусственного понижения процентных ставок или увеличения денежной массы, пытаясь побудить частный рынок тратить или инвестировать средства для выхода из спада.

Например, Федеральная резервная система США с ноября 2009 года осуществляет масштабную программу количественного смягчения . Такие страны, как Испания, Ирландия и Греция, не обладали такой финансовой гибкостью из-за их приверженности евро, хотя Центральная Европа Банк (ЕЦБ) также ввел количественное смягчение, но позже, чем в США.

Меры жесткой экономии Греции

В основном меры жесткой экономии не смогли улучшить финансовую ситуацию в Греции, потому что страна борется с отсутствием совокупного спроса. При жесткой экономии совокупный спрос неизбежно снижается. Структурно Греция – это страна малого бизнеса, а не крупных корпораций, поэтому она меньше выигрывает от принципов жесткой экономии, таких как более низкие процентные ставки. Эти небольшие компании не получают выгоды от ослабления валюты, поскольку они не могут стать экспортерами.

В то время как большая часть мира последовала за финансовым кризисом 2008 года с годами вялого роста и роста цен на активы, Греция погрязла в собственной депрессии. Валовой внутренний продукт (ВВП) Греции в 2010 году составил 299,36 миллиарда долларов. По данным ООН, в 2014 году ее ВВП составлял 235,57 миллиарда долларов. Это ошеломляющее разрушение экономического состояния страны, сродни Великой депрессии в Соединенных Штатах в 1930-х годах.

Проблемы Греции начались после Великой рецессии, поскольку страна тратила слишком много денег на сбор налогов. Поскольку финансы страны вышли из-под контроля, а процентные ставки по суверенному долгу резко выросли, страна была вынуждена добиваться спасения или дефолта по своему долгу. Дефолт чреват угрозой полномасштабного финансового кризиса с полным крахом банковской системы. Это также может привести к выходу из евро и Европейского Союза.

Реализация режима строгой экономии

В обмен на спасение ЕС и Европейский центральный банк (ЕЦБ) начали программу жесткой экономии, направленную на то, чтобы поставить финансы Греции под контроль. Программа сокращала государственные расходы и увеличивала налоги, часто за счет государственных служащих Греции, и была очень непопулярной. Дефицит Греции резко сократился, но программа жесткой экономии привела к катастрофе в плане оздоровления экономики.

Программа жесткой экономии усугубила проблему отсутствия совокупного спроса в Греции. Сокращение расходов привело к еще большему снижению совокупного спроса, что сделало долгосрочное экономическое состояние Греции еще более сухим, что привело к более высоким процентным ставкам. Правильным средством правовой защиты может стать сочетание краткосрочных стимулов для поддержки совокупного спроса с долгосрочными реформами государственного сектора Греции и департаментов по сбору налогов.

Структурные вопросы

Основным преимуществом жесткой экономии являются более низкие процентные ставки . Действительно, процентные ставки по греческому долгу упали после его первой помощи. Однако прибыль была ограничена тем, что правительство снизило процентные расходы. Частный сектор не смог получить выгоду. Основными бенефициарами более низких ставок являются крупные корпорации. В незначительной степени потребители выигрывают от более низких ставок, но отсутствие устойчивого экономического роста удерживало заимствования на низком уровне, несмотря на более низкие ставки.

Второй структурной проблемой для Греции является отсутствие значительного экспортного сектора. Обычно более слабый катализатор стимулирует экспортный сектор страны. Однако экономика Греции состоит из малых предприятий, в которых работает менее 100 человек. Эти типы компаний не имеют возможности развернуться и начать экспорт. В отличие от стран, находящихся в аналогичной ситуации с крупными корпорациями и экспортерами, таких как Португалия, Ирландия или Испания, которым удалось выздороветь, Греция вновь вступила в рецессию в четвертом квартале 2015 года.