Автопроизводители чеканят НФТ, но есть ли надежный пример использования?

Незадолго до начала 19 века Карл Бенц представил то, что сегодня считается первым в мире коммерческим автомобилем. В то время невозможно было предсказать, как этот единственный продукт может послужить толчком для развития многотриллионной индустрии в течение следующего столетия, но это произошло.

От заправочных станций и гаражей технического обслуживания до таких технологических гигантов, как Uber, мир создал бесчисленное множество предприятий, ориентированных именно на концепцию владения автомобилем. Это, в свою очередь, привело к более глубоким инновациям в автомобильной сфере, создав целый ряд услуг, которые в совокупности стоят гораздо больше, чем сама автомобильная промышленность.

Цифровая собственность захватывает Интернет, и поскольку мир продолжает делать большие шаги в направлении интеграции общества с технологиями, блокчейн может стать тем способом, с помощью которого мы перенесем ценность из физического мира в метавселенную. Подобно патентному автомобилю Бенца, продукты на основе блокчейна создают широкий спектр услуг, которые могут поднять это пространство на новые высоты, а с помощью нефункционирующих токенов (NFT) мир автомобилей и децентрализованных сетей наконец-то столкнулся.

Автопроизводители все активнее входят в сферу NFT, объем которой, по прогнозам, к концу десятилетия вырастет до 240 миллиардов долларов, и выпускают уникальные коллекционные цифровые токены, которые иногда идут в комплекте с покупкой автомобиля. 

Это не мелкие бренды: от коллекционных автомобилей, продаваемых на автомобильном аукционе Barrett-Jackson в Аризоне и британской автомобильной группой MG Motors, до роскошных и спортивных автомобилей, таких как Mercedes-Benz и Lamborghini.

NFT в автомобилях за кофе

В этом году сотни тысяч пользователей почувствуют вкус того, как будет выглядеть ранняя метаверсия, соединяя взаимодействующие сети, управляемые сообществом, и продвигая проекты NFT к новым высотам. Лихорадка metaverse поставила рынки NFT в центр внимания, а поскольку производители автомобилей отмечают снижение продаж из-за продолжающейся пандемии, они ищут другие пути для роста.

Как упоминалось ранее, в прошлом году аукцион Barrett-Jackson выставил четыре NFT на основе автомобилей, проданных для сбора средств на благотворительность в марте: первый 2021 Ford Mustang Mach 1 (который был продан за более чем 500 000 долларов), двухдверный Ford Bronco 2021 года, первый выпуск 2022 GMC Hummer EV и Ram 1500 TRX Launch Edition 2021 года. Интересно, что NFT не поставлялись вместе с автомобилями, а вместо этого в торгах соревновались за цифровые права на продажу автомобилей.

В апреле известная мастерская West Coast Customs запустила проект CarCoin, предлагающий многоуровневую программу членства в NFT, связанную с автомобильным искусством. Программа, названная FastLane, будет также предоставлять НФТ на опыт общения со знаменитостями из списка A, а также один НФТ для одного счастливого победителя, который разблокирует реальный криптовалютный автомобиль.

В декабре прошлого года компания MG Motors India объявила о выпуске 1 111 токенов в качестве части своей стартовой коллекции, представив свой первый НФТ на собственной специально разработанной платформе KoineArth’s NgageN. Ранее в июне производитель спортивных автомобилей McLaren объявил о своей цели — чеканить виртуальные версии своих автомобилей F1 в качестве НФТ.

В прошлом месяце компания Mercedes-Benz заказала работы пяти художников NFT — Шарлотты Тейлор, Энтони Аутье, Роджера Килиманджаро, Баугасма и Антони Тудиско — для создания коллекции, вдохновленной линейкой автомобилей G-Class. Mercedes, который особенно активно внедряет новые технологии, также сотрудничает с блокчейн-стартапом Circulor в попытке отследить выбросы кобальта в своей цепи поставок.

Итальянский автомобильный бренд премиум-класса Lamborghini также выпускает свою первую коллекцию NFT, доступ к которой возможен только с помощью «Космического ключа». Эти редкие «Космические ключи» представляют собой композитные материалы из углеродного волокна, отправленные Lamborghini на Международную космическую станцию в 2019 году в исследовательских целях, и дадут владельцам доступ к пяти лимитированным произведениям искусства.

Автопроизводители знают свою аудиторию и понимают актуальность качественных образцов поп-культуры, к которым, очевидно, относятся фильмы «Форсаж» и «Форсаж». Lykan HyperSport, использовавшийся в качестве трюкового автомобиля для пролета между небоскребами в Абу-Даби в фильме «Форсаж 7», был продан вместе с соответствующим NFT в сети RubiX в мае прошлого года.

NFT, представляющий первый цифровой
автомобиль Формулы-1 в блокчейн-игре F1 Delta Time, был продан анонимному покупателю Meta (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)kovan за 110 000 долларов или 415 Ether (ETH) на тот момент. «Я мог бы купить за это настоящую машину», — сказал он во время одного из эпизодов подкаста Blockchain Gaming World. Поскольку стоимость ETH значительно выросла с момента продажи в ноябре 2020 года, вопрос о том, была ли NFT стоящей инвестицией, все еще остается открытым.

Движущая сила тренда

Некоторые считают, что продажи NFT могут получить более широкое распространение в автомобильной промышленности, в то время как другие по-прежнему настроены скептически. Фундаментальный аргумент тот же, что и для обычных NFT: Действительно ли они обеспечивают какую-либо ценность?

Сектор GameFi продвигает НФТ сильнее, чем любые другие проекты на основе блокчейна, причем в качестве субтренда появились внутриигровые активы, такие как редкие автомобили. Сторонники утверждают, что это сродни покупке скина с микротранзакциями в онлайн-игре, но не упоминают о различиях в стимулах. Такие игры, как Axie Infinity, имеют дорогие барьеры для входа и в них играют с намерением заработать деньги, а не просто весело провести вечер.

Аполло Грин, генеральный директор и соучредитель игрового стартапа Web3 и инкубатора QGlobe, рассказал Cointelegraph, что автомобильные NFT могут действовать как «pink slip» — т.е. отчет о проверке безопасности автомобиля от уполномоченной организации — и могут быть особенно полезны при вторичной продаже раритетных автомобилей:

«Утилита для дорогих автомобилей класса люкс будет развиваться, чтобы обеспечить дефицит за счет признаков редкости, прикрепленных к NFT, отражающих физические характеристики автомобиля. Когда речь идет о дорогих автомобилях, каждый из них уникален, но сегодня эти детали не отражены в пинк-слипе.»

По мнению профессора финансов Университета Торонто Андреаса Парка, авто NFT также можно использовать для количественной оценки общего интереса к самоуправляемому автомобилю. Однако главный аналитик компании Guidehouse Insights Сэм Абуэлсамид утверждает, что NFTs — это последняя итерация теории большого дурака. «На самом деле вы не получаете ничего осязаемого и, как правило, не получаете ничего, что нельзя было бы воспроизвести», — сказал он.

В сообществе блокчейн и за его пределами нарастает дискуссия о том, стоит ли покупать NFT, по крайней мере, в их нынешнем состоянии. Одни утверждают, что Web3 может положить конец капиталистическому подходу к бизнесу с нулевой суммой, другие указывают на различные недостатки текущей реализации, например, на то, что наиболее значимые проекты NFT, как правило, невероятно централизованы и не могут предложить никаких доказательств владения за пределами самого токена.

Независимо от этого, рассматриваемой теме еще предстоит развиться до своего окончательного состояния. Индустрия блокчейна в целом еще только зарождается, а НФТ, более того, являются нишевой подотраслью в ней. Мета (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)верс находится только на стадии концепции, и хотя многие быстро связывают его с Web3, пока еще слишком рано судить о том, что из этого получится.

Web3 обещает сделать из конечных пользователей владельцев, предоставив людям контроль над данными, которые они производят, а также средства для их монетизации. Однако для того, чтобы это стало реальностью, компаниям придется существенно изменить свои модели, чтобы обеспечить долгосрочную устойчивость. Поскольку внедрение НФТ растет, а компании продолжают разрабатывать свои модели для их использования, производство автомобильных НФТ в ближайшие годы, вероятно, будет находиться на траектории растущего роста.