Матрица доли роста BCG

Что такое Матрица доли роста BCG?

Матрица доли роста Boston Consulting Group (BCG) – это инструмент планирования, который использует графическое представление продуктов и услуг компании, чтобы помочь компании решить, что ей следует сохранить, продать или вложить больше.

В этой матрице предложения компании представлены в виде четырехквадратной матрицы, где ось Y представляет скорость роста рынка, а ось X – долю рынка.Она была введена в Boston Consulting Group ,в 1970 году1

Ключевые моменты

  • Матрица доли роста BCG – это инструмент, используемый руководством внутри компании для оценки текущего состояния стоимости подразделений или продуктовых линеек компании.
  • Матрица доли роста помогает компании решить, какие продукты или подразделения оставить, продать или вложить больше.
  • Матрица доли роста BCG содержит четыре отдельные категории: «собаки», «дойные коровы», «звезды» и «вопросительные знаки».

Понимание матрицы доли роста BCG

Матрица доли роста BCG делит продукты на четыре категории, эвристически известные как «собаки», «дойные коровы», «звезды» и «вопросительные знаки».Каждый квадрант категорий имеет свой набор уникальных характеристик.2

Собаки (или домашние животные)

Если продукт компании имеет низкую долю рынка и низкие темпы роста, он считается «собакой» и должен быть продан, ликвидирован или перемещен. Собаки , находящиеся в правом нижнем квадранте сетки, не приносят компании много денег, поскольку у них небольшая доля рынка и практически отсутствует рост.Из-за этого собаки могут оказаться денежными ловушками, сковывая средства компании на длительные периоды времени.По этой причине они являются главными кандидатами на продажу .2

Дойные коровы

Продукты, которые находятся в регионах с низким уровнем роста, но для которых компания имеет относительно большую долю рынка, считаются «дойными коровами», и поэтому компания должна доить дойную корову так долго, как только может.Дойные коровы, рассматриваемые в нижнем левом квадранте, обычно являются ведущими продуктами на зрелых рынках .2

Как правило, эти продукты приносят доход, превышающий темпы роста рынка, и обеспечивают себя с точки зрения денежных потоков.Эти продукты следует использовать как можно дольше.Ценность дойных коров можно легко подсчитать, поскольку структура их денежных потоков очень предсказуема.По сути, дойных коров с низким ростом и высокой долей следует доить для получения наличных, чтобы реинвестировать их в быстрорастущих «звезд» с высокой долей и высоким потенциалом в будущем .2

Краткая справка

Матрица не является средством прогнозирования; он не принимает во внимание ни новые, прорывные продукты, выходящие на рынок, ни резкие изменения потребительского спроса.

Звезды

Продукты, которые находятся на быстрорастущих рынках и составляют значительную часть этого рынка, считаются «звездами», и в них следует инвестировать больше.В верхнем левом квадранте расположены звезды, которые приносят высокий доход, но при этом потребляют большие суммы денежных средств компании.Если звезда может оставаться лидером рынка, она в конечном итоге становится дойной коровой, когда общие темпы роста рынка падают.2

Вопросительные знаки

Сомнительные возможности возникают на рынках с высокими темпами роста, но на которых компания не удерживает большую долю рынка.Вопросительные знаки находятся в верхней правой части сетки.Обычно они быстро растут, но потребляют большие объемы ресурсов компании.Продукты в этом квадранте следует часто и внимательно анализировать, чтобы определить, стоит ли их поддерживать.2

Особые соображения

Матрица – это инструмент для принятия решений, и он не обязательно учитывает все факторы, с которыми в конечном итоге должен столкнуться бизнес. Например, увеличение доли рынка может быть дороже, чем дополнительная прибыль от новых продаж. Поскольку разработка продукта может занять годы, компании должны тщательно планировать непредвиденные обстоятельства.