Большие риски инвестирования в акции Facebook


В июне 2015 года Джин Мюнстер, старший аналитик Piper Jaffray, утверждал, что потенциал роста Facebook ( FB ) составляет 45%. Технологическая компания тогда торговалась чуть выше 90 долларов, а это значит, что Манстер считал, что акции могут вырасти до 130 долларов. В конце концов, он был прав. FB достиг 130 долларов в январе 2017 года, а затем продолжил расти, превысив 200 долларов в июле 2018 года. Он сразу же затормозил, когда компания опубликовала отчеты о прибыли, включающие неутешительные прогнозы относительно будущего роста.


Точка насыщения?

Рано или поздно это должно было случиться. В 2018 году у Facebook было около 2,3 миллиарда пользователей по всему миру. Это почти треть населения мира и более половины тех, кто имеет доступ в Интернет.

В 2015 году, когда Мюнстер сделал свой прогноз, генеральный директор Facebook Марк Цукерберг заявил, что «люди проводят в среднем более 46 минут в день» на платформах Facebook, Messenger и Instagram. (Facebook владеет Instagram.) По данным Statista.com, в 2018 году это было до 68 минут.

Цифра впечатляющая, но есть точка насыщения. В конце концов, Facebook перестанет добавлять пользователей, и пользователи перестанут увеличивать время, которое они проводят на сайтах.

Новые испытания

Есть и другие проблемы, которых нельзя было предвидеть в 2015 году. Самой большой из них в 2018 году стала огненная буря, вызванная продолжающимися разоблачениями о том, что Facebook и другие социальные сети являются основными платформами, используемыми иностранными политическими операторами для распространения ложной информации в надежде колебания влияют на мнения и голоса миллионов американцев.

Перед Facebook остаются и другие проблемы.

Зависимость от дохода от рекламы

Согласно финансовой отчетности компании  за 2015 год, Facebook получил примерно 90% доходов от рекламы. По данным Statista.com, к 2017 году этот показатель вырос до 98%. Чтобы представить это в перспективе, Apple, Inc. отчаянно пыталась представить потоки доходов за пределами iPhone, а Facebook гораздо больше полагается на рекламу, чем Apple с iPhone.

Поскольку Facebook так сильно зависит от доходов от рекламы, его основы не сильно отличаются от кабельных или спутниковых компаний. Примените несколько телекоммуникационных показателей,  и получится забавная картина. Компании среднего дохода на одного абонента (ARPU) во 2 квартале 2015 года увеличился почти на четверти на уровне 23%, несмотря на общие объеме закупок рекламного снижения более чем на половину на 55%. Это возможно только потому, что стоимость рекламы в Facebook выросла на 219%. Якобы это означает, что некоторые пользователи рекламы получают фантастические результаты на Facebook, но большинство – нет, и это только усиливает недостаток диверсификации доходов компании.

До сих пор реклама была очень полезной для FB, но компания, полагающаяся на один источник дохода, ничем не отличается от инвестора, полагающегося на действительно надежную защиту. Лучше или, по крайней мере, менее рискованно, если у компании будет диверсифицированный денежный поток на случай, если рекламные доллары упадут.

Виртуальная реальность нереализована

Похоже, каждый технический гигант вкладывает серьезные деньги в виртуальную реальность.

Покупка Facebook компании Oculus за 2 миллиарда долларов может оказаться выигрышной. Или нет. По версии Datamation, Oculus возглавляет список самых многообещающих инициатив в области виртуальной реальности 2017 года. Следующие два – это Google и Microsoft. По состоянию на конец 2018 года все прогрессируют в разработке игр и практических приложений с использованием виртуальной реальности, но однозначного победителя назвать нельзя.

Конкурс социальных сетей

Facebook продемонстрировал склонность имитировать или выкупать конкурентов. В 2012 году компания потратила на Instagram 1 миллиард долларов. В 2014 году компания совершила гораздо менее прибыльную покупку, купив малоизвестный WhatsApp за 19 миллиардов долларов. Эти покупки имели стратегический смысл. Эти приложения могли отвлечь пользователей от Facebook.

Однако в технологическом секторе конкурирующие приложения появляются быстро и быстро. Facebook не может купить их все, и один из них может загореться. Об этом свидетельствует Snapchat, компания, которую Facebook пыталась купить за 3 миллиарда долларов, но не смогла. По состоянию на 2018 год у Snapchat было 188 миллионов пользователей, но это немного ниже его пикового значения в 191 миллион, и его акции сильно пострадали от убытков.

Трудно представить себе, что Facebook пойдет по пути MySpace, когда-то доминирующего социального сайта, который теперь стал сноской в ​​истории Интернета. База пользователей Facebook в 1,4 миллиарда затмевает пик MySpace в 75 миллионов, а у Facebook гораздо лучший денежный поток.

Но MySpace показывает, как быстро меняются вкусы потребителей. Facebook все еще находится в первом поколении пользователей. Google и Apple, два игрока с большим послужным списком, бросают вызов Facebook на рынке установки приложений. Молодые американцы используют Snapchat и Twitter так же часто, как и Facebook.

Рыночные риски

Конечно, самый большой риск для любой акции носит систематический, а не конкретный характер. Никакая компания мало что могла сделать, чтобы подготовиться к краху фондового рынка 2007–2008 годов, особенно в сфере жилищного строительства или финансов. NASDAQ потерял более 75% своей стоимости в течение дот-комов кризиса, и трудно предсказать, если или когда другой свободное падение приходит.

Нормативный риск

Также существует вероятность регуляторного риска. Facebook – относительно новая технология, а социальные сети – относительно нерегулируемый рынок. Поскольку американские отрасли со временем становятся более регулируемыми, вполне вероятно, что дядя Сэм будет все чаще оставлять свои отпечатки пальцев в социальных сетях. Опросите любого инвестора и спросите, хорошие или плохие правила, и наиболее вероятный ответ будет «плохим».

И тут на сцену выходит политическая буря из-за неправомерного использования Facebook политическими операторами. Facebook случайно или намеренно позволил компании политических данных Cambridge Analytica собрать данные миллионов своих пользователей, и эти данные попали в руки иностранных политических операторов во время выборов в США в 2016 году. Так или иначе, политические операторы использовали Facebook и другие социальные сети для распространения ложной информации на протяжении всего сезона выборов. Facebook решает эти проблемы, но правительство также может решить, что оно этого хочет.

Суть

Если экономика пострадает или если финансирование новых технологий стартапов иссякнет, потолок для FB почти наверняка пострадает. Facebook скопировал модель агрессивной интеграции Google, но эта стратегия зависит от активного технологического сектора с новыми способами охвата потребителей или повышения их ценности.

Facebook имеет прочную основу и завидную позицию в подсекторе социальных сетей. Тем не менее, у FB нет очевидного способа повысить свою оценку или привлечь огромную новую аудиторию. Если технологическая экономика пойдет не так, как надеется Facebook, у инвесторов может быть застой.