BlackBerry: история постоянного успеха и неудач

BlackBerry Limited ( разделение акций 3: 1в августе 2007 года, цена акций BlackBerry фактически упала с пиков в 146 долларов до примерно 4,50 долларов в настоящее время.  Каким образом высокоразвитая революционная технологическая компания могла так сильно затмиться?

История

Компания BlackBerry, пионер в предоставлении услуг электронной почты для портативных мобильных телефонов, с ее торговой маркой QWERTY-клавиатурой, мгновенно стала любимцем мировых лидеров, корпоративных лидеров, богатых и знаменитых. Действительно, владение устройством BlackBerry когда-то было символом статуса, а  зависимость от BlackBerry была превалирующим состоянием.

Постоянно включенный, всегда подключенный беспроводной мир, обеспечивающий безопасный и надежный доступ к электронной почте, оказался очень полезным для бизнеса. Первый выдающийся выпуск BlackBerry, Inter @ ctive Pager 950, был выпущен в 1998 году. Он имел небольшой экран, кнопки клавиатуры и легендарный трекбол, обеспечивающий бесшовную синхронизацию и непрерывный доступ к корпоративной электронной почте. Это стало мгновенным хитом, и теперь уже не было возможности оглядываться назад.

Ключевые выводы

  • Blackberry была пионером в области портативных устройств, но уступила долю рынка более крупным конкурентам, таким как Apple.
  • Компания, ранее называвшаяся Research In Motion, росла стремительно с 1999 по 2007 год, так как линейки инновационных продуктов были хорошо восприняты.
  • Запуск iPhone с сенсорным экраном в 2007 году спровоцировал резкий отход от карманных устройств Blackberry.
  • Надежды на улучшение ситуации не оправдались, поскольку компания борется с острой конкуренцией со стороны более крупных технологических компаний.
  • Blackberry потеряла более половины своей рыночной стоимости за два года.

В 1999 году компания представила пейджер 850, который поддерживал «push-электронную почту» с сервера обмена Microsoft Corporation ( MSFT ), а в 2000 году BlackBerry выпустила первый смартфон под названием BlackBerry 957.

Благодаря более широкому использованию корпорациями и правительствами, доходы RIM в период с 1999 по 2001 год росли не по дням, а по часам. Компания продолжала расширять функциональность BlackBerry Enterprise Server (BES) и BlackBerry OS. Золотой период с 2001 по 2007 год ознаменовался глобальной экспансией BlackBerry и добавлением новых продуктов в ее портфель. Успешно закрепившись на корпоративном рынке, компания вышла на потребительский рынок. Серия BlackBerry Pearl была очень успешной, и последующие выпуски линейки продуктов Curve и Bold были хорошо приняты.

The Game Changer

Цена акций BlackBerry достигла рекордного уровня в 146 долларов в середине 2008 года. Годом ранее Apple, Inc. ( AAPL ) представила свой iPhone – первый известный телефон с сенсорным экраном. BlackBerry сначала проигнорировала его, посчитав, что это усовершенствованный мобильный телефон с игровыми функциями, ориентированный на более молодых потребителей. Однако iPhone стал огромным хитом, и это стало началом упадка BlackBerry.

IPhone удалось привлечь не только частных лиц, но и бизнес-лидеров, проникнув на основной рынок BlackBerry, который вскоре был наводнен множеством аналогичных смартфонов с поддержкой электронной почты от других производителей. Тем не менее, BlackBerry удалось сохранить статус «устройства деловой электронной почты». Раньше люди носили с собой два телефона – BlackBerry для бизнеса и еще один личный телефон.

BlackBerry представила Storm в 2008 году, свой первый телефон с сенсорным экраном, оснащенный iPhone и другими подобными устройствами. Но после высоких начальных продаж стали поступать жалобы на производительность устройства. Это был первый раз, когда инвесторы, аналитики и СМИ начали беспокоиться о перспективах бизнеса BlackBerry.

Качели

В 2009 году RIM заняла первое место в списке 100 самых быстрорастущих компаний Fortune.В сентябре 2010 года Comscore сообщил, что RIM имеет самую большую долю рынка (37,3%) на рынке смартфонов США.  Его глобальная база пользователей составила 41 миллион подписчиков.  К сожалению, это был пик проникновения RIM на рынок США. После этого компания продолжала уступать позиции Apple iOS и Google ( GOOG ) Android, и так и не смогла вернуться.

К ноябрю 2012 года доля рынка BlackBerry в США упала до 7,3%, при этом Google и Apple претендовали на долю рынка 53,7% и 35% соответственно.  Несмотря на снижение продаж в США, BlackBerry продолжала иметь успех во всем мире.В последнем квартале 2012 года было зарегистрировано 77 миллионов пользователей во всем мире, что свидетельствует об успехе компании в глобальной экспансии.

Из-за этих локальных потерь по сравнению с глобальным успехом акции показали высокую волатильность.Худшим годом был 2011 год, когда цена акций BlackBerry упала примерно на 80% на фоне сокращения доли рынка.Продолжающаясяпотеря прибыли привела к дальнейшему снижению – наиболее заметным из них стал убыток за первый квартал 2014 года в размере 84 миллионов долларов, который привел к снижению цены акций примерно на 30% на следующий день после объявления.6

Корпоративное возвращение

Высокая волатильность акций объясняется несколькими попытками возврата, корпоративными событиями, соответствующими рекомендациями аналитиков и событиями конкурентов. В апреле 2010 года RIM приобрела операционную систему реального времени QNX, которая легла в основу операционной системы BlackBerry Tablet. Планшет BlackBerry Playbook был представлен на платформе QNX. К сожалению, это оказалось полным провалом из-за его высокой цены, низкой функциональности и низкой производительности.

Телефоны BlackBerry следующего поколения были анонсированы в 2011 году, но конечный продукт, BlackBerry 10, не прижился.Тем не менее, исходя из промежуточных прогнозов, что BlackBerry 10 превзойдет прогнозы продаж, акции компании вырослина 14% в ноябре 2012 года. К январю 2013 года акции выросли примерно на 50%, а волатильность продолжалась.

В первом полугодии 2014 года пару раз наблюдались широкие положительные колебания, вплоть до + 35%.  Они были основаны на объявлениях о переходе BlackBerry с мобильных устройств в компанию по производству мобильных решений. Эти планы принесли менее чем значимые результаты.

Очередной скачок произошел в январе 2015 года, когда стало известно, что Samsung заинтересована в покупке BlackBerry.Это привело к 30-процентномускачку стоимости акций последнего.  Однако скачок оказался краткосрочным, поскольку в 2015 и 2016 годах акции возобновили нисходящий тренд.

44%

Продажи корпоративного программного обеспечения составляют почти половину доходов Blackberry в 2020 году.

Надежды на кардинальный поворот в Blackberry неоднократно разбивались.В начале 2018 года акции выросли до заключительного максимума в 12,66 доллара, что почти удвоилось после двух лет роста.Однако с  тех пор акции компании потеряли более половины своей рыночной стоимости, поскольку мобильный бизнес компании был подорван конкуренцией, и компания была вынуждена сместить свои усилия на другие сегменты, такие как корпоративное программное обеспечение.

Суть

BlackBerry – это пример больших рисков, связанных с высокодинамичным технологическим сектором. Ни один из отраслевых рейтингов, прогнозов или рекомендаций не соответствует биржевой игре BlackBerry. Долгосрочные инвесторы были обожжены, в то время как лишь несколько трейдеров могли заработать деньги на широких колебаниях. Если не появятся подтвержденные новости о надежном приобретении или партнерстве, эта акция, скорее всего, останется чистой игрой трейдера.