Blizzard превратила разработчиков игр в рок-звезд


(Bloomberg) — Одним летним днем 2018 года сотрудники компании Blizzard Entertainment, занимающейся производством видеоигр, открыли электронную почту и обнаружили в ней грубое сообщение от главного исполнительного директора Майка Морхайма. В нем говорилось, что компания расстается с Беном Килгором, главным техническим директором и наследником Морхайма. В сообщении не указывалась причина, но сотрудники тут же начали сплетничать. По словам нынешних и бывших сотрудников, Килгор возглавлял самую известную группу сексистов в штаб-квартире компании в Ирвайне, штат Калифорния, где сексизм и пьянство процветали.


Вскоре после этого они получили предполагаемое объяснение во время большого собрания сотрудников. Дерека Ингаллса, ныне возглавляющего технологический отдел, спросили, почему ушел его бывший начальник. Ингаллс рассказал краткую историю, которая закончилась странным советом: “Не спите со своим помощником. Но если вы собираетесь переспать со своим помощником, не останавливайтесь”.

Пять человек, присутствовавших на встрече, о которой ранее не сообщалось, рассказали свои версии этой истории в интервью Bloomberg. По их словам, в тот день в комнате также находился представитель отдела кадров, который молча стоял в стороне. Комментарий Ингаллса вызвал шквал спекуляций вокруг ухода Килгора, которые Bloomberg не смог подтвердить. Тем не менее, бывший ассистент Blizzard заявил, что подобные разговоры в раздевалке были сексистскими и вредили карьере ассистентов и других женщин в компании.

Этот комментарий иллюстрирует ту сторону Blizzard, которая до недавнего времени была неизвестна внешнему миру. Разработанные ею игры, такие как Diablo и Warcraft, являются одними из самых высоко оцененных критиками на рынке. Подразделение Activision Blizzard Inc. регулярно входило в число лучших мест для работы и служило ярким примером того, как можно создать долгоиграющую игровую студию, которая никогда не выпускала плохих продуктов.

Этот фасад рухнул в прошлом месяце, когда Калифорния подала в суд на Activision Blizzard, заявив, что в компании существует “братская” культура сексуальных домогательств и дискриминации. Тогда нынешние и бывшие сотрудники Blizzard обратились к социальным сетям, чтобы поделиться своим опытом. Более 50 человек рассказали Bloomberg, и большинство из них попросили об анонимности, опасаясь репрессий. Женщины вспоминали, как их домогались на свиданиях в офисе, как их подвергали ритуалам дедовщины, подкрепляемым алкоголем, и как коллеги-мужчины использовали корпоративные мероприятия как место для вымогательства секса. Шесть женщин рассказали, что сообщили об инцидентах в отдел кадров Blizzard и не увидели никаких результатов. Их истории дают представление о том, как корпоративная культура превратилась в юридическую ответственность.

Жалоба из Калифорнии, протесты сотрудников и иск акционеров, последовавшие вскоре, подтолкнули компанию к действиям. Главный исполнительный директор Activision Blizzard Бобби Котик принес извинения, и компания уволила президента Blizzard и руководителя отдела кадров. В заявлении, направленном по электронной почте, представитель Activision Blizzard сказал: “Мы высоко ценим смелость нынешних или бывших сотрудников, которые чувствовали себя некомфортно на рабочем месте, и будем полностью расследовать любые подобные заявления”. Морхайм, соучредитель и бывший генеральный директор Blizzard, отказался от комментариев. Килгор и Ингаллс не ответили на многочисленные просьбы прокомментировать встречу в 2018 году. В следующем году Ингаллс ушел на работу в Amazon.com Inc.

Хотя дело в Калифорнии возбуждено против материнской компании, глобального издателя игр с почти 10 000 сотрудников, основная часть жалобы относится к Blizzard. Еще несколько лет назад это подразделение работало практически автономно, в основном потому, что его причудливая формула была настолько успешной. Ее фэнтезийные и научно-фантастические миры в значительной степени заимствованы из таких популярных игр для ботаников, как “Властелин колец” и “Чужой”. Blizzard создала такую обожаемую фанатскую базу, что привлекает десятки тысяч людей на ежегодную конвенцию, где посетители играют в персонажей из игр, а разработчиков воспринимают как рок-звезд.

“Это абсолютно рок-звездный менталитет, и он затрагивал почти все аспекты культуры Blizzard”, – сказала Кристина Микконен, которая работала в компании с 2013 по 2019 год. “Эти разработчики были неприкасаемыми. Они не только могли указывать вам, как делать вашу работу, но у них было столько власти, что они могли делать все, что хотели, на виду у других своих влиятельных друзей”.

По словам нынешних и бывших сотрудников, руководство Blizzard задавало тон, принимая на работу в основном мужчин, разжигая их эго и зачастую не замечая или не зная о плохом поведении. Многие руководители также встречались с сотрудниками более низкого ранга. Морхайм, который руководил компанией 27 лет, ухаживал за бизнес-директором Blizzard, а затем женился на ней в 2010 году. Другой основатель, Фрэнк Пирс, оставил свою жену ради представителя службы поддержки Blizzard, и они поженились в 2012 году. Дж. Аллен Брэк, уходящий президент, также женился на сотруднице низшего звена.

Эти отношения были по обоюдному согласию, но они создали прецедент, из-за которого некоторые сотрудницы чувствовали себя неловко, говорят женщины. Такая динамика в сочетании с высокомерием, подпитываемым тестостероном, и обильным питьем, которые были обычной частью офисной культуры, привела к частым и зачастую нежелательным сексуальным домогательствам. Шер Скарлетт, которая проработала в Blizzard год, начиная с 2015 года, рассказала, что ее лапали коллеги-мужчины на двух корпоративных вечеринках. “Мне даже не пришло в голову, что я должна сообщить о таком поведении”, – сказала она, – “потому что в моем сознании такое поведение было нормальным и защищенным здесь”.

Компания Blizzard была основана в 1991 году тремя мужчинами. Первые сотрудники, почти исключительно мужчины, были книжными и интровертами. Те дни были меньше похожи на пьяную вечеринку и больше на спальню подростка. Рабочие столы были украшены фотографиями скудно одетых женщин, а дизайнеры рисовали персонажей с большой грудью и в маленькой одежде, вспоминает одна из немногих женщин, работавших там в то время. Видеоролик, созданный к 10-летию компании, снисходительно описывает “легкий смех” и сестринские качества первой сотрудницы Blizzard.

Однако команда быстро стала известна как создатель качественных игр. Самым большим нововведением команды стала Battle.net – онлайн-платформа, позволяющая легко играть против других игроков в Интернете. Она послужила основой для дальнейшего успеха Blizzard. В 2004 году Blizzard начала проникать в поп-культуру благодаря игре World of Warcraft. Онлайн-игра, действие которой происходит в огромной стране орков и эльфов, к 2008 году насчитывала более 10 миллионов подписчиков. Летом того же года Activision завершила слияние с Vivendi Games, материнской компанией Blizzard, в результате чего первые сотрудники компании оказались в выигрыше.

Кристин Браунелл, которая работала в Blizzard с 2003 по 2005 год, сказала, что никогда не подвергалась домогательствам, но заметила изменения в некоторых своих коллегах, как только World of Warcraft стала популярной. По ее словам, некоторые получили бонусы за участие в прибыли, которые были больше их зарплаты, а на парковке внезапно появились шикарные автомобили. “Их эго заполнило комнату”, – говорит Браунелл. “Они так много думали о себе и о том, что они сделали”.

World of Warcraft стал культурным феноменом. Вин Дизель и Мила Кунис признались на ток-шоу, что у них была зависимость. South Park посвятил игре один из эпизодов, а Universal Pictures выпустила крупнобюджетный фильм (28% на Rotten Tomatoes). Съезд компании, BlizzCon, вырос с 4 000 посетителей в 2005 году до более чем 20 000 в 2010 году. На мероприятиях выступали Оззи Осборн и Foo Fighters.

Это стало поворотным моментом для компании Blizzard и ее культуры. Некоторые сотрудники-мужчины стали рассматривать женщин на конвенциях не только как покупателей, но и как поклонниц. Одна женщина, работавшая там, вспоминает разговор, в котором один из топ-менеджеров Blizzard сказал группе своих сотрудников, что молодые женщины – как фанатки, так и коллеги – видят в них суперзвезд, и почему бы им не получить от этого сексуальную выгоду? “У них есть легионы фанатов, которые крутятся вокруг них просто потому, что они известные фигуры в обществе. И они злоупотребляют своей властью, чтобы воспользоваться этими фанатами и своими коллегами”, – сказал Микконен, бывший менеджер по работе с сообществом Blizzard.

По словам Микконена и других бывших сотрудников, женщины научились избегать бара в отеле Hilton рядом с конференц-центром, где пьяные коллеги приставали к женщинам. В иске, поданном в Калифорнии, утверждается, что бывший игровой директор Blizzard Алекс Афрасиаби домогался женщин в гостиничном номере, который он и его коллеги называли Cosby Suite. (По словам бывших сотрудников, это прозвище связано с тем, что ковер в номере напоминал свитера Косби, и появилось оно еще до того, как в широкой публике всплыли обвинения комика в сексуальных домогательствах). “Они подбирают косплееров, девушек или тех, кого видят на BlizzCon”, – говорит Микконен. Иногда компания поощряет такое поведение, сказала она: “Вот почему рассылаются электронные письма: Не затаскивайте фанатов в кабинет руководителя”.

Согласно внутреннему гендерному раскладу за 2017 год, в офисе женщин было больше в соотношении четыре к одному. По словам нынешних и бывших сотрудников, из-за такого дисбаланса женщины сталкивались с женоненавистничеством, одиночеством и домогательствами. Представитель Activision Blizzard сказал: “Такое поведение отвратительно и не будет терпимо”.

Мужчины всех уровней обменивались оскорблениями, в которых регулярно использовалось слово “изнасилование”, согласно судебному иску и интервью. По словам Ники Бродерик, которая работала в Blizzard с 2012 по 2019 год, некоторые женщины оказались в такой изоляции, что даже враждовали с коллегами-женщинами. “Поскольку женщин было так мало, женщинам приходилось конкурировать, чтобы выделиться среди своих коллег”, – сказала она. “Это создавало действительно токсичную, конкурентную среду не только между мужчинами и женщинами в Blizzard, но и между самими женщинами”.

По словам двух женщин, работавших в команде, когда в отделе контроля качества начинала работать женщина, мужчины выстраивались в очередь, чтобы представиться. (В команде esports женщины часто жаловались на мужчину, который делал им нежелательный массаж спины, издавал неуместные стонущие звуки во время совещаний и подробно обсуждал свои сексуальные подвиги, говорит Бродерик, бывший руководитель проекта в этом отделе. Несмотря на все жалобы, “они его не трогали”, – сказала она.

Другой коллега однажды сказал Бродерик, что ее “задница выглядит отлично” в шортах, которые она надела. “Мой друг сообщил об этом в отдел кадров, но ничего не произошло”, – сказала Бродерик. “Я больше никогда не носила шорты в офис”.

До своего ухода в 2018 году Морхайм был сердцем, а зачастую и лицом Blizzard. Он был мягким, общительным и обожаемым многими сотрудниками Blizzard. Сотрудники приемной делились историями о доброте Морхайма, а разработчики восхищались тем, как он ценил творчество превыше всего. В обзорах Glassdoor его назвали одним из лучших руководителей 2018 года. Морхайм призывал людей напрямую обращаться к нему со своими проблемами.

Но люди, работавшие на Морхайма, говорят, что его теплый стиль руководства может быть слепым пятном. Некоторые говорили, что он был огражден от проступков или что он давал нарушителям преимущество, предоставлял им слишком много шансов или позволял им перешагнуть через себя. В частном сообщении на Facebook, изученном Bloomberg, бывшая помощница Морхайма написала, что она сообщила ему и другим руководителям о распространенных нарушениях дисциплины.

В публичном заявлении после судебного разбирательства Морхайм извинился перед своими бывшими сотрудницами и сказал, что хотел бы услышать их истории. “Тот факт, что так много женщин подвергались плохому обращению и не получали поддержки, означает, что мы их подвели”, – написал он.

По словам нынешних и бывших сотрудников, многие из самых гротескных описаний неправомерных действий в калифорнийском иске касались технологического отдела Blizzard. Килгор, долгое время возглавлявший эту группу, был запланированным преемником Морхайма, но не разделял сдержанного поведения своего босса. Два бывших сотрудника заявили, что видели, как Килгор неподобающим образом прикасался к женщинам-коллегам на рабочих мероприятиях. В судебной жалобе были изложены утверждения о плохом поведении Килгора, при этом он был назван только по должности.

По воспоминаниям бывших сотрудников, технологический персонал иногда напивался в рабочее время или приходил с похмелья; их рвало в мусорные баки, а после работы они устраивали ритуалы дедовщины, во время которых новобранцы должны были принимать рюмки спиртного каждые полчаса. В конце концов, в 2019 году Blizzard ввела “максимальную норму в два напитка” на послерабочих мероприятиях, чтобы предотвратить некоторые проблемы и сократить количество пьяных за рулем.

Движение #MeToo поздно пришло в бизнес видеоигр, но за последний год оно оказало глубокое влияние. Riot Games, принадлежащая Tencent Holdings Ltd., столкнулась с двумя громкими судебными процессами, а Ubisoft Entertainment SA сместила трех старших руководителей в результате далеко идущего скандала в прошлом году. Компания Riot заявила, что проведенное по заказу компании расследование показало, что ее генеральный директор не подвергался сексуальным домогательствам или дискриминации. Ubisoft признала свои проблемы и поклялась внести серьезные изменения. Кризис компании Blizzard уникален из-за ее авторитета в индустрии.

Имя Blizzard на протяжении десятилетий ассоциировалось с качеством. Морхайм с радостью переносил сроки выхода игр, неоднократно разочаровывая инвесторов, но неизбежно создавая хит за хитом, что продолжалось на протяжении последнего десятилетия с Hearthstone и Overwatch. Работа в компании была работой мечты, воплощенной в фразе сотрудников: “Bleed Blizzard blue”.

Для разработчиков игр было обычным делом идти на жертвы, чтобы добиться успеха. “Когда ты работаешь в такой компании, как Blizzard, ты почти не обращаешь внимания на все происходящее, потому что очень хочешь быть там”, – говорит Скарлетт, бывший сотрудник. “Ты перестаешь воспринимать плохие вещи как плохие”.

Многие бывшие сотрудники Blizzard говорили, что согласились на сокращение зарплаты в обмен на престиж. Некоторые с сардонизмом называли это налогом Blizzard. Одна женщина рассказала, что для экономии денег ее обед иногда состоял только из пакетов горячего шоколада Nestle. Все это закипело год назад, когда агентство Bloomberg сообщило о восстании сотрудников и письме президенту Blizzard с требованием повысить зарплату. По словам сотрудников, ни одна из их просьб не была удовлетворена.

Согласно интервью и судебному иску, разрыв в зарплате был еще более заметен для женщин. Семь женщин, работавших в Blizzard, сказали, что они зарабатывали меньше, чем коллеги-мужчины с аналогичным опытом. Две женщины сказали, что руководитель запретил им обсуждать свою зарплату. Одна из них поделилась скриншотами, на которых ее начальник говорит, что информация о зарплате должна быть конфиденциальной, что является явным нарушением закона Калифорнии.

Activision Blizzard заявила, что она “стремится платить всем сотрудникам одинаково за равный труд” и что у нее более высокие показатели продвижения по службе среди женщин, чем среди мужчин. По словам представителя компании, с 2016 года число женщин на руководящих должностях в сфере разработки игр удвоилось.

Назих Фарес, которая работала в офисе компании в Нидерландах с 2018 года до этого года, сказала, что гендерное неравенство в оплате труда было предметом спора для сотрудников Blizzard по всему миру. “Многие мои коллеги были очень раздражены”, – сказал он.

Тем не менее, многие женщины говорили, что готовы мириться с проблемами в Blizzard, потому что им нравится продукция, многие их коллеги и даже некоторые аспекты культуры компании. Но за последние четыре года эта уверенность пошатнулась. Поскольку доходы Blizzard падают, Котик и его заместители стали играть более активную роль в деятельности Blizzard, сообщило в прошлом месяце агентство Bloomberg. Вторжение усилилось после ухода Морхайма в 2018 году.

Нынешние и недавно уволившиеся сотрудники говорят, что вместо того, чтобы искоренить сексистскую культуру, дополнительный надзор только усугубил проблемы Blizzard. Activision заставляла сотрудников Blizzard соблюдать нереальные сроки и выполнять больший объем работы при меньших ресурсах, что привело к росту стресса и сверхурочной работы на всех уровнях.

Побочным продуктом этих изменений стал выход в прошлом году первой плохой игры Blizzard – Warcraft III: Reforged. По словам людей, работавших над игрой, она стала результатом неправильного управления и финансового давления со стороны Activision. Разработчики, работавшие над проектом, написали во внутреннем отчете, с которым ознакомился Bloomberg, что они страдали от “истощения, беспокойства, депрессии и многого другого”, что отражает некоторые из историй и жалоб, которые последовали в судебном иске.

Некоторые сотрудники Blizzard называют Activision “Оком Саурона”. В условиях постоянно надвигающегося сокращения бюджета руководители каждого отдела борются за ресурсы. В результате некоторые не хотят сообщать о внутренних проблемах и рискуют привлечь нежелательное внимание к своим командам со стороны корпоративных властей, говорят нынешние сотрудники.

Activision Blizzard заявила, что ее цель – сохранить “уникальную индивидуальность” Blizzard, обеспечив при этом безопасную и справедливую рабочую среду. По словам пресс-секретаря, недавно компания предоставила всем сотрудникам акции.

Однако недавний пересмотр системы оценки работы заставляет менеджеров чаще давать отрицательные оценки, что приведет к тому, что сотрудники Blizzard получат менее щедрые бонусы и долю прибыли, сообщили три человека, знакомые с изменениями. Несколько женщин сказали, что они опасаются, что это даст менеджерам больше возможностей для сознательной и бессознательной дискриминации, и что это еще больше расширит возможности предполагаемых рок-звезд компании.

Больше подобных историй можно найти на сайте bloomberg.com

Подпишитесь сейчас, чтобы быть впереди с самым надежным источником деловых новостей.

©2021 Bloomberg L.P.