В феврале 2007 года продажи существующих домов достигли пика, составив 5,79 млн. в год. Цены начали падать уже в июле 2006 года, когда они достигли отметки в 230 400 долларов. Некоторые говорили, что это произошло потому, что Федеральная резервная система только что повысила ставку по федеральным фондам до 5,25%. В январе 2007 года цены на новые дома достигли пика в $254 400.
Несмотря на то, что каждый месяц приносил все больше плохих новостей о рынке жилья, экономисты не могли прийти к единому мнению о том, насколько он опасен. Определения рецессии, медвежьего рынка и коррекции фондового рынка хорошо стандартизированы. То же самое нельзя сказать о спаде на рынке жилья.
Исследование показало, что снижения цен на 10%-15% достаточно, чтобы уничтожить собственный капитал большинства домовладельцев. Без собственного капитала у неплательщиков было мало стимулов выплачивать долг за дом, который они уже не могли продать.
Но экономисты не думали, что цены упадут так сильно. Они также полагали, что домовладельцы снимут свои дома с продажи, прежде чем продавать их с такими убытками. Они предполагали, что домовладельцы будут рефинансироваться. Ставки по ипотеке были лишь наполовину ниже, чем во время рецессии 1980 года. Экономисты полагали, что этого будет достаточно для того, чтобы владельцы ипотечных кредитов могли рефинансировать их, сократив количество случаев лишения права выкупа. Они не учли, что банки не станут рефинансировать ипотеку с перевернутым кредитом. Банки не примут дом в качестве залога, если его стоимость ниже стоимости кредита.
26 февраля 2007 года: Гринспен предупреждает о рецессии, но ФРС ее игнорирует
26 февраля бывший председатель Федеральной резервной системы США Алан Гринспен предупредил, что в 2007 году возможна рецессия. Рецессия — это два квартала подряд отрицательного роста валового внутреннего продукта. Он также упомянул, что дефицит бюджета США вызывает серьезную озабоченность. Его комментарии вызвали широкомасштабную распродажу на фондовом рынке 27 февраля.
28 февраля председатель ФРС Бен Бернанке дал показания в бюджетном комитете Палаты представителей. Он заверил рынки, что Соединенные Штаты продолжат получать выгоду от еще одного года экономики золотого сечения.
2 марта 2007 года президент Федерального резервного банка Сент-Луиса Уильям Пул заявил, что ФРС прогнозирует рост экономики на 3% в этом году. Пул добавил, что он не видит причин для снижения фондового рынка намного выше нынешних уровней. Он сказал, что цены на акции не переоценены, как это было до падения в 2000 году.
6 марта 2007 года: Фондовый рынок восстанавливается после худшей недели за последние годы
6 марта 2007 года фондовые рынки восстановились. Промышленный индекс Доу-Джонса вырос на 157 пунктов или 1,3% после падения более чем на 600 пунктов со своего исторического максимума 12 786 20 февраля.
Означает ли это, что с экономикой США все в порядке? Не обязательно. Во-первых, фондовый рынок отражает мнение инвесторов о будущей стоимости корпоративных доходов. Если инвесторы считают, что доходы будут расти, они будут платить больше за акцию. Акция — это часть корпорации. Доходы корпораций зависят от общего состояния экономики США. Таким образом, фондовый рынок является индикатором убеждений инвесторов относительно состояния экономики. Некоторые эксперты говорят, что фондовый рынок — это шестимесячный опережающий индикатор.
Фондовый рынок также зависит от убеждений инвесторов относительно других инвестиционных альтернатив, включая иностранные фондовые биржи. В данном случае внезапное падение китайского индекса Shanghai на 8,4% вызвало глобальную панику, поскольку инвесторы стремились покрыть свои убытки. Большой причиной внезапных колебаний рынка является неизвестное влияние деривативов. Они позволяют спекулянтам занимать деньги для покупки и продажи большого количества акций. Благодаря этим спекулянтам рынки могут внезапно падать.
По этим причинам на американском фондовом рынке могут происходить резкие колебания, которые никак не отражаются на экономике США. На самом деле, подъем рынка произошел, несмотря на несколько сообщений, которые указывали на то, что дела в экономике США идут хуже, чем ожидалось.
Март 2007 года — убытки хедж-фондов в жилищном секторе распространяют беды субстандартного кредитования
К марту 2007 года спад в жилищном секторе распространился на индустрию финансовых услуг. Журнал Business Week сообщил, что хедж-фонды инвестировали неизвестную сумму в ценные бумаги, обеспеченные ипотекой. В отличие от взаимных фондов, Комиссия по ценным бумагам и биржам не регулировала деятельность хедж-фондов. Никто не знал, сколько из инвестиций хедж-фондов было испорчено токсичными долгами.
Поскольку хедж-фонды используют сложные деривативы, последствия экономического спада были усилены. Деривативы позволяли хедж-фондам занимать деньги для осуществления инвестиций. Они делали это, чтобы получить более высокую прибыль на хорошем рынке. Когда рынок повернул на юг, деривативы увеличили их потери. В ответ на это во вторник индекс Dow упал на 2%, что стало вторым по величине падением за последние два года. Падение акций усугубило страдания субстандартных кредиторов.
11 апреля 2007 — ФРС игнорирует предупреждающие знаки, фондовый рынок разочарован
11 апреля 2007 года Федеральная резервная система опубликовала протокол мартовского заседания Федерального комитета по открытым рынкам. Фондовый рынок упал на 90 пунктов в знак неодобрения. Обеспокоенные инвесторы надеялись на снижение ставки по федеральным фондам на этом заседании.
Вместо этого ФРС больше беспокоилась об инфляции. Она исключила возможность возвращения к экспансионистской денежно-кредитной политике в ближайшее время. Более низкие процентные ставки были необходимы для того, чтобы подстегнуть домовладельцев к покупке жилья. Спад в жилищном секторе замедлял экономику США.
17 апреля 2007 года: Помощи домовладельцам недостаточно
17 апреля 2007 года Федеральная резервная система предложила федеральным агентствам по финансовому регулированию поощрять кредиторов к заключению кредитных соглашений, а не к лишению права выкупа. Альтернативы лишению права выкупа включали конвертацию кредита в ипотеку с фиксированной ставкой и получение кредитных консультаций через Центр альтернатив лишения права выкупа. Банки, которые работали с заемщиками в районах с низким уровнем дохода, могли получить льготы по Закону о реинвестировании в общество.
Кроме того, Fannie Mae и Freddie Mac обязались помочь держателям субстандартных ипотечных кредитов сохранить свои дома. Они запустили новые программы, чтобы помочь домовладельцам избежать дефолта. Fannie Mae разработала новую программу под названием «HomeStay». Фредди модифицировал свою программу под названием «Home Possible». Она давала заемщикам возможность выйти из-под кредита с регулируемой процентной ставкой до того, как процентные ставки вернутся на более высокий уровень, что сделает ежемесячные платежи недоступными. Но эти программы не помогли домовладельцам, которые уже находились под водой, а к этому времени таких было большинство.
26 апреля 2007 года: Заказы на товары длительного пользования предсказывают рецессию
Деловая пресса и фондовый рынок праздновали увеличение на 3,4% заказов на товары длительного пользования. Этот результат был лучше, чем увеличение на 2,4% в феврале и намного лучше, чем снижение на 8,8% в январе. Уолл-стрит торжествовала, потому что это выглядело так, будто предприятия стали больше тратить на заказы машин, компьютерного оборудования и т.д. Это означало, что они получают прибыль. Это означало, что они стали более уверенными в экономике.
Но сравнение заказов год за годом говорит о другом. По сравнению с 2006 годом, мартовские заказы на товары длительного пользования сократились на 2%. Это снижение было хуже, чем февральское снижение на 0,4% в годовом исчислении и январский рост на 2%. Фактически, эта тенденция снижения заказов на товары длительного пользования продолжалась с апреля прошлого года.
Почему заказы на товары длительного пользования так важны? Они представляют собой заказы на крупные товары. Компании будут воздерживаться от покупок, если они не уверены в экономике. Что еще хуже, меньшее количество заказов означает сокращение производства. Это приводит к падению роста ВВП. Экономистам следовало бы уделить больше внимания этому аспекту этого важнейшего опережающего индикатора.
19 июня 2007 года: Прогноз продаж жилья пересмотрен в сторону понижения
Национальная ассоциация риэлторов прогнозирует, что продажи жилья упадут до 6,18 млн. в 2007 году и 6,41 млн. в 2008 году. Это ниже, чем 6,48 миллионов, проданных в 2006 году. Это ниже майского прогноза NAR о 6,3 млн. продаж в 2007 году и 6,5 млн. продаж в 2008 году.
NAR также прогнозирует, что медианная цена существующих домов в стране снизится на 1,3% до $219,100 в 2007 году. Он полагал, что в 2008 году цены восстановятся на 1,7%. Это было лучше, чем майский прогноз, согласно которому в первом квартале 2008 года цены упадут до $213 400. Это все еще ниже, чем максимальный уровень в $226 800 во втором квартале 2006 года.
Август 2007 года: ФРС снижает ставку до 4,75%
В результате драматических действий Федеральный комитет по открытым рынкам (FOMC) проголосовал за снижение базовой ставки по федеральным фондам на полпункта с 5,25%. Это снижение было смелым шагом, поскольку ФРС предпочитает корректировать ставку на четверть пункта за раз. Это стало сигналом к изменению политики ФРС. ФРС снижала ставку еще два раза, пока в декабре 2007 года она не достигла 4,25%.
Банки перестали кредитовать друг друга, потому что боялись попасться на плохих субстандартных ипотечных кредитах. Федеральная резервная система полагала, что снижения ставок будет достаточно для восстановления ликвидности и доверия.
Сентябрь 2007 года: Ставка Libor неожиданно расходится
Уже в августе 2007 года ФРС начала принимать чрезвычайные меры для поддержки банков. Они начали сокращать кредитование друг друга, поскольку боялись получить в залог ипотечные кредиты subprime. В результате росла ставка кредитования по краткосрочным кредитам.
Лондонская межбанковская ставка предложения (LIBOR) обычно на несколько десятых пункта выше ставки по федеральным фондам. К сентябрю 2007 года она была почти на целый пункт выше. Отклонение исторической ставки LIBOR от ставки по федеральным фондам сигнализировало о грядущем экономическом кризисе.
22 октября 2007 года: Крошнер предупредил, что кризис еще не закончился
Глава Федеральной резервной системы Рэндалл Крошнер заявил, что для кредитных рынков «восстановление может быть относительно постепенным процессом, и эти рынки могут выглядеть по-другому, когда они вновь появятся«.
Крошнер заметил, что обеспеченные долговые обязательства и другие деривативы были настолько сложными, что инвесторам было трудно определить, какой должна быть их реальная стоимость. В результате инвесторы платили столько, сколько просил продавец, основываясь на его безупречной репутации. Когда разразился кризис субстандартной ипотеки, инвесторы начали сомневаться в продавцах. Доверие снизилось, и началась паника, распространившаяся на банки.
Крошнер предсказал, что рынки обеспеченных долговых обязательств (CDO) никогда не вернутся к здоровому состоянию. Он увидел, что инвесторы не могут определить цену этих сложных финансовых продуктов. Все понимали, что эти сложные деривативы, в которых с трудом разбирались даже эксперты, могут нанести серьезный ущерб финансам страны.
В октябре продажи существующих домов упали на 1,2% до уровня 4,97 млн. Темпы продаж были самыми низкими с тех пор, как Национальная ассоциация риэлторов начала их отслеживать в 1999 году. Цены на жилье упали на 5,1% по сравнению с предыдущим годом и составили 207 800 долларов. Запасы жилья выросли на 1,9% до 4,45 миллиона, что составляет 10,8-месячное предложение.
21 ноября 2007 года: Казначейство создает Суперфонд на 75 миллиардов долларов
Министр финансов Генри Полсон убедил три банка, Citigroup, JPMorgan Chase и Bank of America, создать суперфонд на 75 миллиардов долларов. BlackRock управлял суперфондом для покупки портфелей проблемных ипотечных кредитов subprime. Фонд обеспечит ликвидность банкам и хедж-фондам, купившим коммерческие бумаги, обеспеченные активами, и ипотечные ценные бумаги, потерявшие в цене.
Казначейство США поддержало суперфонд, чтобы предотвратить дальнейший экономический спад. Цель состояла в том, чтобы дать банкам достаточно времени, чтобы понять, как оценивать эти деривативы. Федеральное правительство гарантировало банкам, что они смогут взять на себя больше долгов по субстандартным кредитам.
12 декабря 2007 года: ФРС объявляет о снижении ставки по федеральным фондам
Снижение ставки по федеральным фондам было недостаточным для восстановления доверия банков. Банки боялись кредитовать друг друга. Никто не хотел оказаться в конце 2007 года с плохими долгами на балансе.
Чтобы сохранить ликвидность на финансовых рынках, ФРС создала новый инновационный инструмент — Term Auction Facility (TAF). Он предоставлял краткосрочные кредиты банкам с субстандартными ипотечными кредитами.
ФРС провела первые два аукциона на сумму 20 миллиардов долларов 11 и 20 декабря. Поскольку эти аукционы были кредитными, все деньги были возвращены ФРС. TAF ничего не стоил налогоплательщикам.
Если бы банки объявили дефолт, налогоплательщикам пришлось бы оплачивать счет, как это было в случае с кризисом сбережений и кредитов. Это стало бы сигналом о том, что финансовые рынки больше не могут функционировать. Чтобы предотвратить это, ФРС продолжила программу аукционов до 8 марта 2010 года.
TAF дал банкам шанс постепенно избавиться от токсичных долгов. Это также дало некоторым из них, таким как Citibank и Morgan Stanley, шанс найти дополнительные средства.
Декабрь 2007 года — Уровень лишения права выкупа удвоился
Компания RealtyTrac сообщила, что в декабре 2007 года количество заявок на лишение права выкупа было на 97% выше, чем в декабре 2006 года. Общий уровень лишения прав за весь 2007 год был на 75% выше, чем в 2006 году. Такой рост означает, что число сделок по лишению права выкупа растет быстрыми темпами. В целом, 1% домов были лишены права выкупа, по сравнению с 0,58% в 2006 году.
По оценкам Центра ответственного кредитования, в течение следующих двух лет число лишений права выкупа увеличится на 1-2 миллиона. Это связано с тем, что 450 000 субстандартных ипотечных кредитов погашаются каждый квартал. Заемщики не смогли рефинансировать их, как они ожидали, из-за снижения цен на жилье и ужесточения стандартов кредитования.
Центр предупредил, что эти случаи лишения прав собственности приведут к снижению цен в их районах на общую сумму 202 миллиарда долларов, в результате чего 40,6 миллиона домов потеряют в среднем по 5 тысяч долларов каждый.
Продажи жилья упали на 2,2% до 4,89 млн. единиц. Цены на жилье упали на 6% до $208 400. Это было третье снижение цен за последние четыре месяца.
Спад на рынке жилья вызвал коррекцию фондового рынка. Многие предупреждали, что если спад на рынке жилья продолжится весной 2008 года, то коррекция может перерасти в медвежий рынок, а в экономике может начаться рецессия.
Временная шкала финансового кризиса 2008 года
В 2008 году кризис в банковской сфере усилился. Банки, которые были сильно подвержены влиянию ипотечных ценных бумаг, вскоре обнаружили, что их вообще никто не кредитует. Несмотря на попытки ФРС и администрации Буша поддержать их, некоторые из них потерпели крах. Правительство едва удержалось на шаг от полного финансового краха.