Торговая война — это когда страна вводит тарифы или квоты на импорт, а иностранные государства в ответ применяют аналогичные формы торгового протекционизма. По мере эскалации торговая война сокращает международную торговлю.
Торговая война начинается, когда страна пытается защитить свою внутреннюю промышленность и создать рабочие места. В краткосрочной перспективе это может сработать. Предполагается, что тарифы дают конкурентное преимущество отечественным производителям данного товара. Их цены будут ниже по сравнению с другими. В результате они будут получать больше заказов от местных клиентов. По мере роста их бизнеса они будут создавать новые рабочие места.
Но в долгосрочной перспективе торговая война приводит к сокращению рабочих мест. Она снижает экономический рост всех вовлеченных стран. Она также провоцирует инфляцию, когда тарифы повышают цены на импорт.
Программа Смута-Хоули была разработана для поддержки американских фермеров, разоренных «Чашей пыли». Но он также повысил цены на продовольствие для американцев, которые уже страдали от Великой депрессии. Другие страны в ответ ввели свои собственные тарифы. В результате торговой войны международная торговля сократилась на 65%. Она превратила рецессию в депрессию и способствовала началу Второй мировой войны.
Торговые войны Трампа
Президент Дональд Трамп инициировал торговую войну, чтобы сократить торговый дефицит США. Он является самым большим в мире с 1975 года. Сокращение дефицита является частью стратегии Трампа по созданию большего количества рабочих мест.
Большая часть дефицита США является результатом увлечения американцев импортными потребительскими товарами и автомобилями. В 2019 году дефицит составил 577 миллиардов долларов. США импортировали товаров и услуг на $3,1 трлн, а экспортировали на $2,5 трлн.
Большая часть дефицита обусловлена потреблением в США импортных потребительских товаров. К ним относятся фармацевтические препараты, телевизоры, одежда и другие предметы домашнего обихода. Другой крупный вклад вносит импорт автомобилей и запчастей.
В начале 2018 года Трамп сказал: «Торговые войны — это хорошо и их легко выиграть». Он инициировал три: глобальный тариф на сталь, тариф на европейские автомобили и тарифы на китайский импорт. После заявления Трампа мировые фондовые рынки упали, опасаясь торговой войны между тремя крупнейшими экономиками мира. В конце 2018 года несколько американских компаний создали организацию «Tariffs Hurt the Heartland». Они страдают от растущей стоимости импортных материалов.
Бюджетное управление Конгресса оценило стоимость торговых барьеров для среднего американского домохозяйства в 2020 году в $580. Это включает в себя рост цен и потерю экономического роста.
Фермеры страдают от ответных тарифов, введенных Китаем и Европой на их экспорт.
В 2019 году количество заявлений о банкротстве фермерских хозяйств достигло или превысило рекордные показатели в девяти штатах, что на 24% больше, чем в предыдущем году. 23 мая 2019 года Трамп выделил фермерам $16 млрд в качестве помощи, чтобы частично компенсировать их потери. В 2018 году он выделил им 12 миллиардов долларов.
Другие страны формируют торговые соглашения, исключающие Соединенные Штаты. В апреле 2018 года ЕС обновил свое соглашение с Мексикой, сняв почти все тарифы. В июле 2018 года ЕС подписал соглашение с Японией, которое снижает или прекращает тарифы почти на все товары. Оно создало крупнейшую в мире зону открытой торговли, охватывающую товары на сумму 152 млрд долларов на тот момент.
Тарифы на сталь
8 марта 2018 года администрация Трампа объявила о введении 25-процентного тарифа на сталь и 10-процентного тарифа на импорт алюминия. Она заявила, что зависимость от импортных металлов угрожает способности Америки производить сталь и алюминий для обеспечения национальной безопасности. Ассоциация аэрокосмической промышленности заявила, что тарифы Трампа приведут к увеличению расходов на военные нужды.
Конгресс США является единственным органом, уполномоченным вводить тарифы. Но в 1962 году он разрешил президенту ограничивать импорт, угрожающий национальной безопасности. Всемирная торговая организация не может рассматривать торговые споры, связанные с безопасностью.
Америка является крупнейшим в мире импортером стали, благодаря таким потребителям, как автопроизводители. На импортеров стали работают 6,5 миллионов человек, в то время как в сталелитейной промышленности США занято около 140 000 человек. Тарифы снизили прибыль большой тройки автопроизводителей во втором квартале. Чтобы удовлетворить потребности акционеров, они переложили эти расходы на потребителей. Издержки от тарифов уже перевесили все выгоды от налогового плана Трампа.
Европейский союз, Канада, Индия, Мексика, Норвегия, Швейцария, Китай, Турция и Россия подали жалобы в Всемирную торговую организацию.
22 марта 2018 года Трамп освободил Канаду, Мексику, Южную Корею, Аргентину, Австралию, Бразилию и Европейский Союз от тарифов на сталь и алюминий. Южная Корея согласилась удвоить квоту на импорт американских автомобилей. Он позволил Соединенным Штатам сохранить 25%-ный тариф на пикапы до 2041 года.
После встречи G7 9 июня 2018 года премьер-министр Канады Джастин Трюдо заявил, что Канада примет ответные меры в виде тарифов. Мексика объявила о введении тарифов, включающих сталь, алюминий, свинину и другие продукты.
17 мая 2019 года Трамп согласился через 48 часов отменить тарифы на импорт стали из Канады и Мексики.
Тарифы против Мексики
30 мая 2019 года Трамп пригрозил ввести 5% тарифы на весь импорт из Мексики с 10 июня. Он хочет, чтобы правительство сократило число просителей убежища, представляющихся на американо-мексиканской границе. Он пообещал поднять тариф до 25%, если потребуется, чтобы заставить Мексику действовать.
Такой тариф будет нарушением НАФТА. Трамп заявил, что он может отменить торговое соглашение, объявив чрезвычайную ситуацию. Республиканцы, которые поддерживали президента, угрожают выступить против этого последнего действия.
Временная шкала основных событий торговой войны между США и Китаем
На сегодняшний день самый большой торговый дефицит США по странам приходится на Китай. В 2018 году торговый дефицит США с Китаем составил $419 млрд. США, в основном компьютеры, мобильные телефоны и одежда. Большая часть этих товаров производится в Китае американскими компаниями, но все равно считается импортом. Американские компании экспортировали в Китай 120 миллиардов долларов. В основном это были коммерческие самолеты, машины, оптические и медицинские приборы, а также транспортные средства.
Помимо сокращения торгового дефицита, Трамп хотел ограничить передачу американских технологий китайским компаниям. Китай требует, чтобы иностранные компании, которые хотят продавать продукцию в Китае, делились своими коммерческими секретами. Администрация также попросила Китай прекратить субсидирование 10 отраслей, приоритетных в плане «Сделано в Китае 2025». К ним относятся робототехника, аэрокосмическая промышленность и программное обеспечение. Китай также планирует стать главным мировым центром искусственного интеллекта к 2030 году. Китай вряд ли согласится на требования Трампа.
Администрация Трампа ввела три тарифа на китайский импорт на общую сумму 250 миллиардов долларов. По оценкам Федеральной резервной системы, эти тарифы обходятся среднему домохозяйству в $414 в год.
10 мая 2019 года Трамп ввел четвертый тариф. Он повысил тарифы до 25% на товары стоимостью $200 млрд. По оценкам ФРС, этот тариф в сочетании с предыдущими тарифами 2018 года обойдется среднему домохозяйству в 831 доллар в год. Трамп усиливает давление на ведущиеся торговые переговоры.
Трамп пригрозил распространить этот тариф еще на $325 млрд китайского импорта. Это привело бы к повышению цен практически на весь китайский импорт. 29 июня 2019 года Трамп отложил введение предложенных тарифов, чтобы стимулировать возобновление торговых переговоров с Китаем.
1 июня 2019 года Китай ввел ответные тарифы в размере 25% на американские товары на сумму 60 млрд долларов. Некоторые инвесторы также опасаются, что Китай может продать часть своего долга США на сумму 1,1 трлн долларов. Это приведет к повышению процентных ставок и замедлению роста экономики США.
13 августа 2019 года Трамп пригрозил ввести 10-процентный тариф на китайскую электронику и одежду. Тариф должен был начать действовать 15 декабря, чтобы ограничить ущерб от сезона праздничных покупок. Но на другие товары тариф начнет действовать с 1 сентября.
Предыдущие тарифы
22 января 2018 года президент Трамп ввел тарифы и квоты на импорт китайских солнечных панелей и стиральных машин. Китай является мировым лидером в производстве солнечного оборудования.
22 марта 2018 года Трамп подтвердил, что попросил Китай разработать план по сокращению торгового дефицита на 100 млрд долларов. План экономических реформ Китая включает в себя снижение зависимости от экспорта. Но он заявил, что не может остановить американцев, требующих дешевые китайские товары.
В тот же день Трамп объявил о введении тарифов на китайский импорт на сумму 60 млрд долларов. Он заявил, что Китай использует киберкражу, шпионаж и государственное давление для получения передовых технологий. 23 марта Китай объявил о тарифах на 3 млрд долларов на американские фрукты, свинину, переработанный алюминий и стальные трубы.
26 марта 2018 года администрация начала переговоры с Китаем. Она попросила Китай снизить тарифы на американские автомобили, импортировать больше американских полупроводников и предоставить более широкий доступ к своему финансовому сектору.
3 апреля 2018 года администрация пригрозила ввести 25% тарифы на 50 млрд долларов на китайскую электронику, аэрокосмическую технику и оборудование. Она отменила тарифы на сорго 18 мая.
18 мая 2018 года Министерство сельского хозяйства США сообщило, что неназванные иностранные покупатели, которыми, по общему мнению, является Китай, отменили почти 950 000 тонн заказов на американские соевые бобы. Китай импортировал американские соевые бобы на сумму $12 млрд для кормления свиней, основного мясного продукта. Он заменил американские бобы на бобы из Бразилии. Американские фермеры продали Китаю половину своего урожая. Когда этот рынок исчез, это нанесло больший ущерб Соединенным Штатам, чем Китаю. В июле 2018 года цены на соевые бобы достигли 10-летнего минимума, поскольку аналитики прогнозировали избыток предложения.
5 апреля 2018 года Трамп пригрозил ввести тарифы на китайский импорт на сумму 100 млрд долларов. Это покрыло бы лишь одну треть американского импорта из Китая. Если бы Китай принял ответные меры, он обложил бы пошлинами весь американский экспорт в Китай.
10 апреля 2018 года Китай объявил о снижении тарифов на импортные автомобили. Но большинство автопроизводителей считают, что дешевле строить в Китае, независимо от тарифов.
4 мая 2018 года газета New York Times сообщила, что администрация попросила Китай сократить торговый дефицит на 200 млрд долларов и снизить тарифы на американские товары к 2020 году. Она попросила Китай прекратить субсидирование технологических компаний, прекратить кражу американской интеллектуальной собственности и стать открытым для большего количества американских инвестиций.
22 мая 2018 года Китай согласился снизить тарифы на импорт американских автомобилей с 25% до 15%. Это вступит в силу 1 июля.
29 мая 2018 года администрация заявила, что нацелится на импорт из Китая на сумму 50 млрд долларов. Это также ограничит приобретение Китаем американских технологий.
6 июля 2018 года вступили в силу тарифы США на китайский импорт на сумму 34 млрд долларов. В ответ Китай повысил тарифы на американские автомобили до 40%. Tesla объявила, что построит завод в Шанхае, чтобы избежать тарифов. Китай также объявил о введении тарифов на экспорт сельскохозяйственной продукции из США.
Фермеры Среднего Запада оказались в затруднительном положении из-за избытка продукции и скота. 24 июля 2018 года Трамп объявил, что предложит американским фермерам субсидии в размере 12 миллиардов долларов. 27 августа администрация объявила о выделении 4,7 млрд долларов. Только производители кукурузы заявили, что их расходы превышают 6 миллиардов долларов.
10 июля 2018 года администрация объявила о введении 10-процентных тарифов еще на 200 млрд долларов китайского импорта. Они вступили в силу в середине сентября 2018 года. США также угрожают 25% тарифами после 1 января 2019 года на различные потребительские товары, включая рыбу, багаж, шины, сумки, мебель, одежду и матрасы.
Китай пригрозил ответными мерами, введя тарифы на американский экспорт на сумму 60 млрд долларов. В ответ Трамп пригрозил добавлять тарифы до тех пор, пока не будут затронуты все 500 млрд долларов китайского импорта. Это могло снизить экономический рост на 0,75 пункта в 2018 году. Это также могло поставить под угрозу американский экспорт сланцевой нефти. Китай покупает 20% экспорта американской нефти.
7 августа 2018 года администрация объявила о введении 25%-ного тарифа на китайские товары стоимостью $16 млрд. Он вступил в силу 23 августа. Он распространялся на промышленное оборудование, такое как тракторы, пластиковые трубы и химикаты. В ответ Китай объявил о введении 25%-ного тарифа на американские товары на сумму $16 млрд, включая автомобили и уголь. Он вступил в силу в тот же день.
18 сентября 2018 года администрация объявила о тарифах на 200 млрд долларов китайского импорта. Тариф в размере 10% начнет действовать 24 сентября 2018 года. Он увеличится до 25% с 1 января 2019 года. Тарифы были введены на 5 745 товаров. Они охватывают широкий спектр электроники, продуктов питания, инструментов и товаров для дома.
1 декабря 2018 года президент Трамп встретился с председателем КНР Си Цзиньпином на конференции G20. Трамп согласился отложить повышение тарифов на 25% с 1 января 2019 года до 1 марта 2019 года. Переговорщики планировали охватить 142 вопроса. В их число входили защита интеллектуальной собственности, технологий и кибербезопасности, а также валюта, сельское хозяйство и энергетика.
В соответствии с соглашением от 1 декабря, Китай обязался восстановить «очень значительные» закупки соевых бобов и других импортных товаров, хотя и не указал их количество. 12 декабря судебный комитет Сената заслушал подробные показания о краже китайских технологий. 13 декабря Министерство сельского хозяйства США сообщило, что Китай закупил 1,1 миллиона метрических тонн соевых бобов. 20 декабря Министерство юстиции обнародовало обвинительные заключения против двух китайских хакеров за кражу американских торговых секретов и технологий.
27 февраля 2019 года администрация отказалась от угрозы введения 25%-ного тарифа. Первоначально планировалось, что он начнет действовать с 1 января, затем был перенесен на 1 марта, а затем снят.
Причины торговой войны США с Китаем
Американские политики уже давно угрожают торговой войной с крупнейшим торговым партнером Америки по товарам. Торговый дефицит возникает, когда экспорт меньше импорта.
В 2017 году Соединенные Штаты экспортировали в Китай 130 млрд долларов. Три крупнейшие категории экспорта — это самолеты — $16 млрд; соевые бобы — $12 млрд; и автомобили — $10 млрд. Импорт США из Китая составил $505 млрд. В основном это электроника, одежда и машины.
Половина всего китайского импорта — это товары, используемые американскими производителями для производства другой продукции. Они отправляют сырье в Китай для недорогой сборки. После отправки обратно в США они считаются импортом. Тарифы повышают их издержки, вынуждая их либо повышать цены, либо увольнять работников.
Примером может служить лосось, выловленный на Аляске, который отправляется в Китай для переработки, а затем снова поступает на полки американских магазинов. Если Трамп введет тарифы на импорт морепродуктов, это приведет к повышению цен на 25-50 центов за фунт.
Китай является экспортером №1 в мире. Его сравнительное преимущество заключается в том, что он может производить потребительские товары по более низким ценам, чем другие страны. В Китае более низкий уровень жизни, что позволяет его компаниям платить более низкую заработную плату. Американские компании не могут конкурировать с низкими издержками Китая, поэтому он теряет рабочие места в обрабатывающей промышленности США. Американцы, конечно же, хотят получать эти товары по самым низким ценам. Большинство не готовы платить больше за «Сделано в Америке».
Торговая война с ЕС
7 марта 2018 года ЕС пригрозил принять меры против США в связи с экономическими потерями, понесенными из-за тарифов. Трамп отложил введение тарифа на сталь до 1 мая 2018 года.
21 апреля 2018 года ЕС обновил торговое соглашение с Мексикой. Оно снимает тарифы почти со всей торговли между двумя областями.
30 апреля 2018 года Трамп объявил, что отложит тариф на сталь против ЕС до 1 июня 2018 года. Он хотел, чтобы союзник США снизил свой 10-процентный тариф на американские автомобили. Он также попросил ЕС установить квоты на экспорт стали.
Но 31 мая 2018 года Трамп отменил отсрочку. Он ввел тарифы против Канады, Мексики и ЕС. Алюминиевая ассоциация США заявила, что этот шаг нарушит «цепочки поставок, от которых зависит более 97% рабочих мест в алюминиевой промышленности США».
21 июня Германия предложила отменить 10% налог ЕС на импорт американских автомобилей, если Трамп забудет о введении 25% налога на импорт европейских автомобилей. В США уже действует 25%-ный тариф на легкие грузовики.
22 июня в ответ на тарифы на сталь ЕС ввел тарифы на американскую продукцию на сумму $3,2 млрд. Он нацелился на импорт, который повлияет на политическую базу Трампа. Примерами такого облагаемого импорта являются бурбон, мотоциклы и апельсиновый сок.
17 июля 2018 года ЕС подписал торговое соглашение с Японией. Он снижает или отменяет тарифы почти на все товары. Оно создало крупнейшую в мире зону открытой торговли, охватывающую товары на сумму около 152 миллиардов долларов. Оно вступило в силу 1 февраля 2019 года.
25 июля 2018 года ЕС и США договорились воздержаться от введения новых тарифов, пересмотреть тарифы на сталь и алюминий и работать над обнулением тарифов на неавтомобильные промышленные товары. ЕС согласился импортировать больше американского сжиженного природного газа и соевых бобов. Это позволит снизить зависимость от российского СПГ и поможет американским фермерам, которые потеряли китайский рынок из-за торговой войны. Но цена на российский СПГ гораздо ниже, чем на американский, поэтому маловероятно, что здесь произойдут большие изменения.
9 апреля 2019 года Трамп объявил, что введет тарифы на европейский импорт на сумму 11 млрд долларов. Он хочет заставить ЕС прекратить субсидирование авиастроительной компании Airbus. Тарифы могут повысить цены на импортный сыр, велосипеды и кухонные ножи.
Как это влияет на вас
Торговая война привела к повышению цен на потребительские товары, в производстве которых используется сталь и алюминий. Увеличились цены на импортируемые вешалки для одежды, материалы для тяжелого оборудования, а также производители компьютерных чипов и инструментов.
Альянс автопроизводителей предупредил, что сталь американского производства будет стоить дороже, когда дешевый иностранный импорт будет ликвидирован. Тарифы «повышают цены на автомобили для всех покупателей, ограничивают потребительский выбор и вызывают ответные меры со стороны наших торговых партнеров».
Иностранные тарифы на американский экспорт делают его более дорогим. Американские экспортеры могут быть вынуждены сокращать расходы и увольнять работников, чтобы сохранить конкурентоспособные цены. В случае неудачи они могут еще больше сократить расходы или даже выйти из бизнеса.
В долгосрочной перспективе торговые войны замедляют экономический рост. Они приводят к увеличению числа увольнений, а не к уменьшению, поскольку иностранные государства принимают ответные меры. 12 миллионов американских рабочих, которые обязаны своей работой экспорту, могут быть уволены.
По прогнозам консультанта Oxford Economics, торговая война может обойтись мировой экономике в 800 миллиардов долларов из-за сокращения объемов торговли. Это может замедлить рост на 0,4%.
Со временем торговые войны ослабляют защищенную отечественную промышленность. Без иностранной конкуренции компаниям внутри отрасли не нужно внедрять инновации. В конце концов, качество местной продукции снизится по сравнению с товарами иностранного производства.