Бум продаж НФТ, но высокая концентрация собственников
В этом году объемы торгов неиграбельными токенами (НФТ) в различных вертикалях были стремительными.
Совокупные продажи коллекционных и художественных НФТ достигли 7,4 млрд долларов США по состоянию на 4 квартал 2021 года. Рынок художественных НФТ вырос с 17,8 млн долларов США на 1 января до 1,8 млрд долларов США по состоянию на 5 ноября 2021 года. В начале 2021 года общий объем продаж на рынке коллекционных НМТ составил 55,5 млн долларов. С тех пор он вырос до 5,6 млрд долларов. Как сообщает Reuters, общий объем продаж NFT подскочил с $1,3 млрд во втором квартале до $10,7 млрд в третьем квартале.
Рекордные продажи, подобные продаже редкого Bored Ape Yacht Club NFT, который 26 октября был продан за рекордные 3,4 миллиона долларов, вписывают ажиотаж рынка NFT в контекст. Продажа состоялась на онлайн-аукционной платформе Сотбис Meta (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)verse. Последний рекордный аукцион по продаже Bored Ape Yacht Club NFT состоялся в сентябре и составил 2,9 миллиона долларов. Рекорд 26 октября был достигнут одновременно с другим побившим ожидания аукционом, на котором коллекция Bored Ape Yacht Club NFT из 101 экспоната была продана за 24,39 миллиона долларов.
Серия предметов искусства Bored Ape Yacht Club NFT, запущенная в апреле 2021 года, в этом году собрала почти 1 миллиард долларов в общем объеме продаж, по данным DappRadar. Первый аукцион Sotheby’s с NFT художником Паком в апреле также принес $16,8 млн, а Christie’s вслед за ним продал NFT работу художника Бипла за $69 млн.
«То, что мы видим с NFT, — это появление совершенно новой аудитории трейдеров в этом пространстве, движимой, возможно, самым дружелюбным доступом к криптовалютам, который когда-либо наблюдался», — сказал нашему сайту Педро Эррера, старший блокчейн-аналитик DappRadar.
«Машина шумихи» реальна
В апреле блог об искусстве и науке о данных Artnome обратил внимание на корреляцию между количеством просмотров зарегистрированными коллекционерами на SuperRare и ценой продажи NFT на платформе. Авторы пришли к выводу, что «машина шумихи реальна», поскольку данные показали, что количество просмотров произведения зарегистрированными коллекционерами коррелирует с более высокой ценой продажи НФТ.
В этом году на рынке было два всплеска, которые также совпали со значительными всплесками интернет-поиска по термину «NFT». Первый произошел после самой высокой цены за НФТ — аукциона Бипла за 69 миллионов долларов за его фотоколлаж «Everydays: Первые 5 000 дней» — был продан через сайт онлайн-аукциона Christie’s 11 марта. Это был первый НФТ, когда-либо выставленный на торги в крупном аукционном доме изобразительного искусства, и шумиха подлила масла в огонь рынка. Общий ежемесячный объем продаж на рынке NFT-искусства вырос с 32 миллионов долларов 1 марта до 83 миллионов долларов к 1 апреля.
Второй всплеск произошел 31 июля, когда продажи на рынке коллекционных NFT выросли с 1,2 миллиарда долларов США в общем объеме продаж за весь год до 4,65 миллиарда долларов США к 30 сентября. Пик поискового запроса «NFT» совпал с тем, что две самые популярные коллекции, созданные ИИ, CryptoPunks и Bored Ape Yacht Club, начали доминировать на рынке криптоискусства.
Концентрированное владение
В статье, опубликованной в мае 2021 года в New York Times, венгерский сетевой ученый Альберт-Ласло Барабаши описал свой анализ транзакций, совершенных на платформе рынка криптоарта SuperRare NFT.
В ходе анализа Барабаши изучил количество сделок NFT по совместному владению предметами искусства между коллекционерами на платформе. Он определил НФТ, находящиеся в совместной собственности, как НФТ, которые были куплены и проданы более чем одним коллекционером через SuperRare. Он проанализировал каждое произведение искусства как «узел» в «сети» сделок между зарегистрированными коллекционерами SuperRare, чтобы увидеть, сколько одних и тех же произведений принадлежало разным коллекционерам.
Он рассуждал так: коллекционеры искусства обычно собирают и продают произведения одного вида искусства, будь то определенный художник, стиль, жанр или средство. Поэтому он предположил, что существует лишь небольшая группа коллекционеров, совершающих покупки элитных предметов искусства NFT.
Как оказалось, он был прав. Барабаси обнаружил, что группа из четырех коллекционеров владеет большинством работ, причем между каждым из них и 16 000 произведений искусства, которые они собрали, существует всего три степени разделения.
В отчете, опубликованном криптоаналитической компанией Moonstream, которая проанализировала транзакции на блокчейне Ethereum в период с апреля по конец сентября, авторы обнаружили, что на рынке Ethereum NFT существует большое неравенство: 16,71% крупнейших владельцев NFT контролируют 80,98% NFT.
Более того, большинство этих покупок приходится на НФТ с большей внешней, чем внутренней полезностью — подумайте об утилитарных токенах, таких как НФТ для обслуживания имен, которые имеют общую функциональность на цепочке, в отличие от редких коллекционных НФТ CryptoPunks, которые продаются за семизначные суммы.
Отчет также показал, что 83,29% адресов, которые приняли право собственности на NFT, сделали это менее чем за 10 Ether (ETH).
Несмотря на то, что данные Moonstream рассматривают более широкий рынок NFT, они, похоже, подтверждают анализ Барабаси о том, что на рынке криптоискусства высшего класса, имеющего внутреннюю ценность, существует небольшой, тесный клуб китов, владеющих большинством NFT. Многие из этих владельцев — коллекционеры и торговые площадки. Однако в отчете также отмечается, что барьер для входа на рынок НФТ низок, а уровень владения НФТ коррелирует с уровнем внешней полезности НФТ.
В ходе опроса, проведенного The Harris Poll и Adweek в апреле, 40% из 1088 опрошенных участников заявили, что они «знакомы» с НМТ, а 81% сказали, что знают о НМТ.
«В целом, не так много американцев еще вскочили на волну НФТ — только 12% респондентов сказали, что они инвестировали в цифровые коллекционные предметы. Но среди миллениалов это число немного выше: 27% сказали, что в настоящее время инвестируют в НФТ. Миллениалы также являются наиболее вероятной когортой для инвестирования в криптовалюты — 37%», — говорится в опросе.
«Предсказуемо, что те, кто считает себя «коллекционерами», также с большей вероятностью захотят получить кусок нового блестящего пирога цифровых коллекционных товаров. Среди коллекционеров в целом 22% заявили, что владеют НФТ, а среди коллекционеров с годовым доходом более $100 000 этот показатель возрастает до 33%».
Как отмечается в отчете Hiscox Online Art Trade Report за 2021 год, текущую ситуацию на рынке многим ветеранам искусства стало трудно понять из-за текущей стоимости произведений CryptoPunks и Bored Ape Yacht Club на аукционах. Многие не знают, что является шумихой, а что нет. Однако восприятие меняется. Проведенный в отчете опрос аукционных домов и интернет-сайтов, посвященных искусству, показал, что 14% торговых площадок уже предлагают NFT для продажи на своих платформах, а еще 38% опрошенных заявили, что планируют сделать это в ближайшее время.
Согласно отчету, существует предположение, что рынки традиционного и криптоискусства могут слиться в постоянный гибридный опыт, где физические художественные галереи будут демонстрировать криптоискусство, а произведения традиционного искусства будут оцифрованы и продаваться онлайн. В этом году, по крайней мере, четыре из самых дорогих продаж криптоискусства состоялись на традиционных онлайн-аукционных платформах.
Бобби Онг, соучредитель и главный операционный директор CoinGecko, рассказал нашему сайту:
«Возможно, одним из самых больших признаков того, что коллекционеры традиционного искусства выходят на рынок НФТ, является тот факт, что традиционные аукционные дома, такие как Christie’s и Sotheby’s, проводят аукционы НФТ и преодолевают разрыв между НФТ и коллекционерами искусства».
Помимо пандемии, в отчете выделены два провоцирующих фактора, способствующих распространению рынка криптоискусства в 2021 году. Во-первых, два крупнейших традиционных аукционных дома искусства, Christie’s и Sotheby’s, начали принимать криптовалюту в качестве формы оплаты. Использование криптовалюты в качестве оплаты стало для этих двух аукционных домов способом привлечь и обслужить богатых криптоинвесторов.
Во-вторых, НФТ предоставляют художникам публичную бухгалтерскую книгу, которая создает доказательство права собственности и подлинности их работ. Помимо защиты от краж и подделок, это позволяет художникам получать гонорары на вторичном рынке NFT-искусства.
Станет ли цифровое искусство мейнстримом?
Поскольку отдельные НФТ CryptoPunk продаются по семизначным ценам, что потребуется для того, чтобы рынок художественных и коллекционных НФТ стал массовым?
В посте от апреля 2021 года на сайте Artnome авторы заявили, что одним из самых больших достижений криптоискусства на сегодняшний день является «разрушение иллюзии современного искусства как пространства для «высокой» культуры». Авторы также заявили о своем намерении «указать путь за пределы нынешней ситуации, в которой спекуляции являются таким же фактором стоимости искусства, как и сами произведения».
Как сказал Херрара из DappRadar, «важно проводить границы между различными типами НФТ. Конечно, криптопанк сейчас является эквивалентом Пикассо. Поэтому он находится за пределами финансовой досягаемости большинства людей. Однако новые и захватывающие коллекции, которые потенциально могут стать такими же ценными, как криптопанки, появляются ежедневно с ценниками ниже 400 долларов. Так что, откровенно говоря, вам не нужны миллионы в вашем кошельке, чтобы принять в этом участие.».