Чего ожидать от рынка подержанных автомобилей в 2022 году

Цены на автомобили растут уже более года, поскольку пандемия нарушила цепочки поставок и вызвала дефицит важнейших автомобильных компонентов, таких как полупроводники, что привело к нехватке новых автомобилей на складах.

Но как бы плохо ни обстояли дела с ценами на новые автомобили, еще хуже обстоят дела с подержанными автомобилями. Отсутствие новых автомобилей в продаже вызвало абсолютный ажиотаж на рынке дешевых подержанных автомобилей. С марта 2020 года цены на подержанные автомобили выросли на 39,8%, согласно индексу потребительских цен Бюро статистики труда США. За тот же период инфляция, измеряемая BLS, для цен на новые автомобили выросла на 8,9%, в то время как общая инфляция в США выросла на 6,3%.

«Просто там не так много автомобилей, и если вы зайдете и пройдете по некоторым лотам, вы заметите, что их там нет», — сказал Fortune Джим Лиски, исполнительный вице-президент и директор по маркетингу CarMax. «У потребителя сейчас нет первого выбора, и поэтому он переходит ко второму, третьему, или не хочет ждать, пока производство выпустит новые автомобили, поэтому он идет на рынок подержанных автомобилей».

И цены все еще растут, отмечает Лиски. Он говорит, что цены продолжают расти «в течение последних нескольких недель», оценивая, что «средняя цена покупки автомобилей увеличивается на $100, $200 в неделю», — отметил он в конце прошлого месяца, основываясь на данных CarMax.

Но что это означает для потребителей? Должны ли они раскошелиться и заплатить по этим ценам или подождать будущих предложений? Чтобы лучше проинформировать потенциальных покупателей, Fortune изучил, как мы дошли до этого, и куда могут направиться цены и запасы в 2022 году.

С началом пандемии автомобильное производство по всему миру остановилось. И это не преувеличение: По данным Бюро экономического анализа США, в апреле 2020 года производство автомобилей в США упало на 99% по сравнению с уровнем февраля 2020 года. К лету 2020 года автомобильная промышленность начала восстанавливаться, но это было недолго: Нехватка комплектующих и задержки, вызванные нарушением глобальной цепи поставок, привели к тому, что ежемесячное производство автомобилей в США снова упало. В целом, производство автомобилей в США упало на 23% в 2020 году, и в настоящее время ожидается, что в этом году оно упадет еще на 8%.

Снижение объемов производства автомобилей хуже для рынка, чем может показаться на первый взгляд. Автомобильный рынок постоянно теряет автомобили из-за сочетания жизненных циклов и аварий. Это явление, называемое в отрасли «утилизацией автомобилей», в сочетании с сокращением производства автомобилей привело к тому, что общее количество автомобилей в США сократилось в период со второго квартала 2020 года по первый квартал 2021 года.

Но сокращение предложения — не единственный фактор, способствующий росту цен. Спрос также значительно вырос. Отчасти это можно объяснить тем, что процентные ставки по автокредитам достигли минимального уровня во время пандемии. Кроме того, Дэн Хирш, управляющий директор автомобильной и промышленной практики AlixPartners, говорит, что люди, переезжающие из больших городов и не желающие пользоваться общественным транспортом или совместными поездками из-за проблем со здоровьем, связанных с COVID-19, «подталкивают их к покупке автомобилей».

Простой ответ заключается в том, чтобы проблемы цепочки поставок были решены, а производство вернулось на нормальный уровень, чтобы спрос и предложение уравновесились.

Но ослабить нехватку сырья и проблемы с цепочкой поставок будет нелегко. В хорошо задокументированных перегибах цепочки поставок, которые вызывают так называемый дефицит всего, нет одного виновника, кроме пандемии в целом. «Это нехватка отдельных компонентов, вызванная нехваткой полупроводников, нехваткой рабочей силы, распределением стали и смолы… Существует множество перебоев, — говорит Хирш в интервью Fortune. Не говоря уже о том, что проблемы транспортировки и отгрузки, а также задержки в портах, по его мнению, «являются самым большим слабым местом на данный момент».

В этом направлении в последнее время были приняты некоторые меры, в том числе соглашение президента Джо Байдена об открытии порта Лос-Анджелеса круглосуточно в попытке сократить отставание от графика. Но это может сделать лишь очень многое. Для наращивания производства автомобилей внутри страны необходимо время, чтобы производство чипов и полупроводников в Азии догнало спрос. Плохие новости? Нехватка чипов, в частности, может затянуться до 2023 года.

Отраслевые эксперты говорят Fortune, что, скорее всего, потребуется много времени до 2022 года (или после него), чтобы рынок подержанных автомобилей начал приходить в норму.

«По мере устранения узких мест и недостатка производства вы в конечном итоге начнете видеть нормальные ценовые модели. Но я считаю, что это не означает, что мы приблизимся к чему-то подобному тому, что вы видели на рынке пиломатериалов, где произошла серьезная коррекция цен», — сказал Fortune Джонатан Смоук, главный экономист компании Cox Automotive. Согласно его экономическому прогнозу, цены на подержанные автомобили продолжат расти в первой половине 2022 года, а затем произойдет небольшой откат цен во второй половине следующего года.

Другие, такие как Майк Джексон, генеральный директор AutoNation, отмечают, что «потребительский спрос продолжает опережать предложение, что обусловлено желанием потребителей иметь личный транспорт и продолжающимся нарушением цепочки поставок производителей», — сказал он в ходе последнего телефонного разговора о доходах компании в октябре, добавив, что, по его мнению, эта тенденция сохранится «вплоть до 2022 года». Эту оценку разделяет и Лиски из CarMax, который не ожидает, что цены вернутся к уровню 2019 года «в ближайшие девять или 12 месяцев».

Хирш из AlixPartners советует следить за количеством дней, в течение которых товарные запасы находятся на новых дилерских площадках. Как только этот показатель «приблизится к 50 или 60 дням, тогда и можно будет ожидать нормализации цен», — говорит он.

«Цены нормализуются… когда нормализуются запасы новых автомобилей, что займет весь следующий год», — прогнозирует Хирш.