Кофе: стоимость чашки

Кофе: многие из нас придерживаются ежедневной дозы кофеина. Кофе должен быть одним из самых дешевых вызывающих привыкание веществ в мире, и в качестве дополнительного бонуса он не вызывает рака. В тележке с едой в Нью-Йорке вы можете купить  чашку на 8 унций за доллар или меньше.

Однако это может измениться, поскольку некоторые долгосрочные тенденции, скорее всего, приведут к росту цен для потребителей. Насколько это известно, остается только догадываться, так как это зависит от нескольких факторов, лишь некоторые из которых производители могут контролировать.

Как работает рынок кофе

В странах, производящих кофе, таких как Бразилия (самая большая), Колумбия или Индонезия, бобы выращивают на горных плантациях. Кофе упаковывают в мешки по 60 кг (132 фунта) и передают кому-то для перевозки в порты. В этот момент кофе имеет зеленоватый оттенок.

Кофе доставляется в порты и отправляется в страну-потребителя. Крупнейшим потребителем являются США, на втором месте Европа, но это ЕС, взятый как блок. США занимают первое место среди отдельных стран, импортировав около 27 миллионов мешков в 2013 году.

После этого кофейные зерна обжариваются. Обжарщики покупают кофе в больших количествах и выпекают с маржой, чтобы перепродать его компаниям, которые его распространяют, что может означать такие крупные компании, как Smucker’s, которому принадлежит бренд Folgers, или крупных конечных пользователей, таких как Starbucks ( SBUX ).

Маржа обжарочных компаний довольно гибкая, но не бесконечно. Тем не менее, эта маржа обеспечивает подушку безопасности для тех из нас, кто покупает кофе в розницу.

Дэн Кокс, владелец и президент консалтинговой фирмы Coffee Enterprises, заметил, что обжарщики иногда покупают кофе по определенной цене в течение нескольких месяцев, но не слишком долго, если цена упадет. Также важную роль играют «посредники», которые экспортируют кофе с фермы в страну, куда он идет. «Прямая покупка — это мошенничество», — сказал он. «Здесь так много риска. Вы должны, например, убедиться, что кофе — это тот же продукт, за который вы заплатили».

Такую роль играют импортеры и грузоотправители. Кокс сказал, что когда он покупал кофе для крупной сети, он мог пойти на ферму и договориться о цене на определенную сумму, но он пойдет в другую компанию, которая будет следить за правильностью продукта и отправлять его в порт.

Разбивка цен

Кокс дал следующую  разбивку фунта  кофе премиум-класса, который продается по цене 15 долларов за фунт (что примерно соответствует цене фунта зернового кофе Equal Exchange на Amazon.com).

По его словам, в розничном магазине нужно около 4 долларов. Обжарщик, который «готовит» кофе, когда он прибывает в США, стоит около 2 долларов. Транспортировка жареных зерен стоит около 1,50 доллара. Между тем, в процессе обжарки теряется около 15-20% веса кофе, так как из зеленых зерен удаляется влага. Starbucks или Peet’s, которые используют темную обжарку, потеряют 20-22%, в то время как массовый потребитель, такой как Kraft Foods Group ( KRFT ), потеряет меньше, около 15%. Но это добавляет к цене около 2,50 доллара. Еще 1 доллар идет на доставку кофе с возможно удаленной фермы до точки, где он экспортируется, и можно добавить к этому 4 доллара за фунт сырых зерен. По словам Кокса, крупная сеть, такая как Starbucks, может платить в среднем около 2–3 долларов за фунт.

Ситуация несколько иная с кофе, который продается в жестяных банках и контейнерах для больших объемов. Обычно это смеси двух видов кофе: кофе арабика, из которого делают самые дорогие сорта, и кофе робуста, из которого получается худший на вкус. Последний добавляется для придания арабике дополнительной пухлости. Кокс отметил, что цена на него не изменится больше, чем на несколько центов за раз, а повышение цен на 1 доллар будет указывать на нехватку кофе во всем мире. Эти бренды, как правило, продаются с меньшей наценкой, и лояльность клиентов не так высока.

Вот почему в этом месяце (июне) было много новостей, когда Kraft Foods, Smucker’s и Starbucks заявили, что поднимут цены на кофе. Для типичной банки Maxwell House, принадлежащей Kraft, это не будет значить намного больше, чем несколько центов. Однако Starbucks заявила, что цены на некоторые напитки вырастут до 40 центов.

Причина — засуха в Бразилии и грибковое заболевание в Центральной Америке. Бразилия является крупнейшим производителем кофе для массового рынка, в то время как другие страны производят его для сетей кофеен, таких как Starbucks.

Спрос и предложение

Цены на кофе также почти полностью зависят от предложения, а не от спроса. Спрос, как правило, относительно неэластичен и растет линейно, говорит Том Коппл, экономист Международной организации кофе. Единственным исключением из этого правила является Германия, но немцы — относительно небольшой потребитель по сравнению с США, несмотря на известность их кафе. (Фактически, хотя ряд европейских стран превосходит США по количеству потребляемого кофе на душу населения, США, несомненно, являются крупнейшим рынком сбыта.)

Новые производители могут резко повлиять на цену кофе. Кокс сказал, что, когда Вьетнам начал производить кофе в середине 1990-х годов, в стране вообще не было традиций его выращивания, но сейчас он является крупным производителем, на долю которого приходится около 20 процентов мирового рынка. Вьетнам был одним из факторов, повлиявших на падение цен на кофе в начале 2000-х годов, и заставило многих латиноамериканских производителей покинуть этот бизнес. Увеличение размера рынка спешиэлти кофе изменило эту тенденцию, и с тех пор Латинская Америка вернулась на лидирующие позиции.

Цена на фьючерсном рынке кофе не всегда тесно связана с тем, что платят обжарщики или какова цена продажи на ферме. Причина в том, что цена фьючерса — это ставка на будущее предложение и спрос на кофе, и, следовательно, ставка на цену, которую производитель может потребовать. Цены в реальном мире, как правило, отстают от того, что показывает фьючерсный рынок, а это означает, что, хотя кофе как товар является очень нестабильным товаром, цена в магазине или кафе остается относительно стабильной.

Хотя может показаться, что такой крупный пользователь, как Starbucks, может повлиять на цену, оказалось, что это не так. Политика Starbucks может повлиять на отдельную ферму или группу ферм, но ни один потребитель кофе не является достаточно крупным, чтобы изменить цены на сырьевые товары.

В более долгосрочной перспективе есть более тревожная тенденция:  изменение климата. У кофе есть некоторая гибкость в том, где он может расти, но это не бесконечно. Большой проблемой является потеря земли, на которой можно выращивать кофе, из-за повышения температуры и изменения режима выпадения осадков. Многие африканские страны могут вообще не производить кофе. Производство может переместиться на юг, но далеко не ясно, будут ли растения подстраиваться под температуру, осадки и химический состав почвы.

И все это может значительно поднять цену на вашу ежедневную чашку кофе. Предполагая линейную зависимость между предложением и ценой, потеря половины доступной площади для выращивания кофе будет означать, что латте за 3 доллара в Starbucks удвоится.

Но пока этого не произошло, и ведется работа по улучшению кофейных растений и созданию сортов, которые могут расти в более широком климатическом диапазоне.

Суть

Для инвесторов кофе останется безумной забавой. Между тем, существует большая вероятность того, что усилия по улучшению кофейных растений расширят территорию, на которой можно выращивать кофе, даже несмотря на то, что изменение климата оказывает давление на традиционные регионы. Поскольку это неопределенный процесс, вполне вероятно, что цены на кофе будут расти в долгосрочной перспективе, при медленном сжигании потребители вряд ли заметят, поскольку на это уйдут годы.