Конгломерат

Что такое Конгломерат?

Конгломерат — это корпорация, состоящая из нескольких различных, иногда не связанных между собой предприятий. В конгломерате одна компания владеет контрольным пакетом акций ряда более мелких компаний, каждая из которых ведет свою деятельность отдельно и независимо.

Конгломераты часто диверсифицируют бизнес-риски, участвуя в нескольких различных рынках, хотя некоторые конгломераты, например, горнодобывающие, предпочитают участвовать в одной отрасли. Однако экономисты предупреждают, что крупные и разрозненные конгломераты могут фактически стать неэффективными и дорогостоящими в обслуживании, снижая ценность для акционеров.

Ключевые моменты

  • Конгломерат — это корпорация, состоящая из нескольких независимых компаний.
  • В конгломерате одна компания владеет контрольным пакетом акций более мелких компаний, каждая из которых ведет бизнес отдельно.
  • Материнская компания может снизить риски, связанные с пребыванием на едином рынке, превратившись в конгломерат, диверсифицированный в нескольких отраслях.
  • Экономисты предупреждают, что конгломераты могут стать слишком большими, чтобы быть эффективными, и тогда им придется продать часть своих предприятий.

Понимание конгломератов

Конгломераты — это крупные материнские компании , состоящие из множества более мелких независимых предприятий, которые могут работать в различных отраслях. Таким образом, многие конгломераты являются транснациональными и многоотраслевыми корпорациями. Каждый из дочерних предприятий конгломерата работает независимо от других бизнес-подразделений; но менеджеры дочерних компаний подчиняются высшему руководству материнской компании.

Участие во множестве различных предприятий может помочь компании-конгломерату диверсифицировать риски, связанные с пребыванием на одном рынке. Это также может помочь материнской компании снизить общие эксплуатационные расходы и потребовать меньше ресурсов. Но бывают случаи, когда такая компания становится слишком большой и теряет эффективность. Чтобы справиться с этим, конгломерат может продать свои активы. Это известно как конгломерат «проклятие величия».

Сегодня в мире существует множество различных типов более специализированных конгломератов, от производства до средств массовой информации и продуктов питания. Медиа-конгломерат может вначале владеть несколькими газетами, а затем покупать теле- и радиостанции, а также книжные издательства. Пищевой конгломерат может начать с продажи картофельных чипсов. Компания может принять решение о диверсификации, купив компанию по производству газированных напитков, а затем расширить ее еще больше, купив другие компании, производящие другие продукты питания.

Конгломерат — это термин, описывающий процесс создания конгломерата, когда материнская компания начинает приобретать дочерние компании.

Преимущества конгломератов

Для управленческой команды конгломерата широкий спектр компаний в разных отраслях может стать настоящим благом для их чистой прибыли. Плохо функционирующие компании или отрасли могут быть компенсированы другими секторами, а циклические компании могут быть уравновешены антициклическими или нециклическими. Участвуя в нескольких несвязанных предприятиях, материнская корпорация может сократить расходы за счет использования меньшего количества ресурсов, которые могут быть разделены между дочерними предприятиями, и диверсификации деловых интересов. В результате снижаются риски, присущие работе на едином рынке.

Кроме того, компании, принадлежащие конгломератам, имеют доступ к внутренним рынкам капитала, что дает больше возможностей для роста как компании. Конгломерат может выделить капитал для одной из своих компаний, если внешние рынки капитала не предлагают таких хороших условий, которых хочет компания. Еще одно преимущество конгломерации заключается в том, что она может обеспечить защиту от поглощения материнской компании по мере ее роста.

Недостатки конгломератов

Экономисты обнаружили, что размер конгломератов может фактически повредить стоимости их акций — явление, известное как дисконт конгломератов . Фактически, сумма стоимости отдельных компаний, принадлежащих конгломерату, имеет тенденцию быть больше, чем стоимость акций конгломератов, где-то от 13% до 15%. 

История показала, что конгломераты могут стать настолько разнообразными и сложными, что ими становится слишком сложно управлять эффективно. Уровни управления увеличивают накладные расходы их бизнеса, и в зависимости от того, насколько обширны интересы конгломерата, внимание руководства может быть ослаблено.

Финансовое состояние конгломерата трудно определить инвесторам, аналитикам и регулирующим органам, потому что цифры обычно объявляются в группе, что затрудняет определение результатов деятельности любой отдельной компании, принадлежащей конгломерату. Отсутствие прозрачности также может отпугнуть некоторых инвесторов.

С момента пика своей популярности между 1960-ми и 1980-ми годами многие конгломераты сократили количество предприятий, находящихся под их управлением, до нескольких избранных дочерних компаний посредством продажи и  выделения .

Примеры хорошо известных конгломератов

Berkshire Hathaway (BRK.A) Уоррена Баффета — это хорошо известный конгломерат, который успешно управляет компаниями, занимающимися всем, от производства самолетов и текстиля до страхования и недвижимости. Berkshire пользуется большим уважением и стала одной из крупнейших и наиболее влиятельных компаний в мире. Подход Баффета состоит в том, чтобы управлять 50 компаний, а также миноритарными долями еще в десятках компаний. Тем не менее, у самой компании есть только небольшой головной офис, в котором работает относительно небольшое количество людей.

Другой пример — General Electric (GE). Первоначально основанная известным изобретателем Томасом Эдисоном как компания по производству электроники и инновационная лаборатория, компания расширилась за счет собственных фирм, работающих в сфере энергетики, недвижимости, финансов, СМИ и здравоохранения. Компания состоит из нескольких отдельных подразделений, которые действуют независимо, но все они взаимосвязаны. Эта взаимосвязь соответствует первоначальному мандату GE на обширные исследования и разработки (НИОКР) в области технологий, которые могут быть применены к широкому спектру продуктов.

Конгломераты в 1960-е годы

Первый крупный бум конгломератов произошел в 1960-х годах, и эти ранние конгломераты изначально считались переоцененными рынком. Низкие процентные ставки в то время сделали так, что выкуп заемных средств было легче оправдать менеджерам крупных компаний, потому что деньги поступали относительно дешево. Пока прибыль компании превышала проценты, которые необходимо было выплачивать по кредитам, конгломерату можно было гарантировать возврат инвестиций ( ROI ).

Банки и рынки капитала были готовы ссужать компаниям деньги на эти выкупы, потому что они обычно рассматривались как безопасные инвестиции. Весь этот оптимизм поддерживал высокие цены на акции и позволял компаниям гарантировать ссуды. Сияние крупных конгломератов исчезло, когда процентные ставки были скорректированы в ответ на неуклонно растущую инфляцию, пик которой пришелся на 1980 год.

Стало ясно, что компании не обязательно улучшали производительность после их покупки, что опровергало широко распространенное мнение о том, что компании станут более эффективными после покупки. В ответ на падение прибылей большинство конгломератов начали избавляться от компаний, которые они купили. Немногие компании продолжали оставаться чем-то большим, чем подставная компания .

Иностранные конгломераты

Компании-конгломераты принимают несколько разные формы в разных странах. 

Краткая справка

Многие конгломераты в Китае принадлежат государству.

Японская форма конгломерата называется кэйрэцу , где компании владеют небольшими акциями друг друга и сосредоточены вокруг основного банка. Эта бизнес-структура является в некотором роде защитной, защищающей компании от резких взлетов и падений на фондовом рынке и враждебных поглощений. Mitsubishi — хороший пример компании, которая занимается моделью Keiretsu.

Следствие Кореи, когда дело доходит до конгломератов, называется чеболь , тип семейной компании, где должность президента наследуется членами семьи, которые в конечном итоге имеют больший контроль над компанией, чем акционеры или члены совета директоров. Известные компании Chaebol включают Samsung, Hyundai и LG.