Шок спроса

Что такое Шок спроса?

Шок спроса – это внезапное неожиданное событие, которое резко увеличивает или снижает спрос на продукт или услугу, обычно временно. Положительный шок спроса – это внезапное увеличение спроса, а отрицательный шок спроса – это его снижение. Либо шок повлияет на цены продукта или услуги.

Шок спроса может быть противопоставлен шоку предложения , который представляет собой внезапное изменение предложения продукта или услуги, которое вызывает наблюдаемый экономический эффект.

Шоки спроса и предложения являются примерами экономических потрясений .

Ключевые моменты

  • Шок спроса – это резкое внезапное изменение спроса на товар или услугу.
  • Положительный шок спроса вызовет дефицит и приведет к росту цены, в то время как отрицательный шок приведет к избытку предложения и снижению цены.
  • Шоки спроса обычно недолговечны.

Понимание шока спроса

Шок спроса – это серьезное, но временное нарушение рыночной цены на продукт или услугу, вызванное неожиданным событием, которое меняет восприятие и спрос.

Землетрясение, террористический акт, технический прогресс и государственная программа стимулирования – все это может вызвать шок спроса. То же самое может быть с негативным обзором, отзывом продукта или неожиданным новостным событием.

Спрос и предложение

Когда спрос на товар или услугу быстро растет, их цена обычно увеличивается, потому что поставщики не могут справиться с повышенным спросом. С экономической точки зрения это приводит к сдвигу кривой спроса вправо. Внезапное падение спроса вызывает обратное. Имеющееся предложение слишком велико для спроса.

Другие потрясения спроса могут быть вызваны ожиданием стихийного бедствия или климатического явления, например, перерасхода воды в бутылках, резервных генераторов или электрических вентиляторов.

Положительный шок спроса может быть вызван налогово-бюджетной политикой, такой как экономические стимулы или снижение налогов. Отрицательные шоки спроса могут быть вызваны политикой сдерживания , такой как сокращение денежной массы или сокращение государственных расходов. Положительные или отрицательные, они могут рассматриваться как преднамеренные потрясения для системы.

Примеры шоков спроса

Рост числа электромобилей за последние несколько лет – реальный пример шока спроса. Спрос на электромобили и, соответственно, на комплектующие к ним было сложно предугадать. Литиевые батареи, например, не пользовались спросом еще в середине 2000-х годов.

С 2010 года рост спроса на электромобили со стороны таких компаний, как Tesla Motors, увеличил общую рыночную долю этих автомобилей до 3 процентов, или примерно 2 100 000 автомобилей. Спрос на литиевые батареи для автомобилей также резко возрос, причем несколько неожиданно.

Дефицит лития

Литий – это ограниченный природный ресурс, который трудно добыть, и он встречается только в определенных частях мира. Производство не успевает за ростом спроса, поэтому предложение вновь добытого лития остается ниже, чем было бы в противном случае. Результат – шок спроса.

За период с 2004 по 2014 год спрос на литий вырос более чем вдвое, в результате чего цена за метрическую тонну выросла с 5180 долларов в 2011 году до 6600 долларов в 2014 году. Затем резко вырос спрос не только на электромобили, но и на мобильные телефоны и планшеты с батарейным питанием.

Согласно статистике правительства США, с 2014 года цена на литий снова выросла более чем вдвое, до 13000 долларов за метрическую тонну в 2019 году . Стоимость перекладывается на потребителя, что увеличивает стоимость электромобилей в условиях положительного шока спроса.

Негативный шок спроса

Электронно-лучевая трубка – пример отрицательного шока спроса. С появлением недорогих телевизоров с плоским экраном спрос на телевизоры с электронно-лучевой трубкой и компьютерные экраны упал почти до нуля за несколько коротких лет. Не случайно появление недорогих плоских экранов привело к тому, что некогда обычная сервисная служба – ремонтник телевизоров – практически исчезла.