Долго откладываемый немецкий гигафабрик Tesla получает условный зеленый свет

Надин Шимрошик и Кристоф Штайц

ПОЦДАМ, Германия (Рейтер) — В пятницу компания Tesla Inc получила условное разрешение на строительство своего немецкого гигафабрики под Берлином, сообщила земля Бранденбург, положив конец многомесячным задержкам в строительстве знакового завода стоимостью 5 млрд евро ($5,5 млрд).

Гигафабрика, которая имеет решающее значение для амбиций главного исполнительного директора Tesla Илона Маска по преодолению лидера европейского рынка Volkswagen, первоначально должна была открыться прошлым летом.

Крупнейший немецкий автопроизводитель имеет преимущество в Европе, его доля продаж электромобилей (EV) составляет 25% против 13% у Tesla.

Премьер-министр земли Бранденбург Дитмар Войдке заявил на брифинге, что это событие знаменует собой «большой шаг в будущее», добавив, что завод Tesla станет крупным промышленным и технологическим драйвером для Германии и региона.

В прошлом месяце профсоюзы заявили, что на данный момент нанято около 2 600 из 12 000 работников завода, а компания Tesla ведет переговоры с многочисленными поставщиками комплектующих в регионе, чтобы как можно больше деталей поставлять на местный рынок, сокращая время ожидания и расходы.

Подчеркивая острую конкуренцию, с которой сталкивается Tesla, Volkswagen заявил в пятницу, что потратит около 2 миллиардов евро на новый завод рядом со своей штаб-квартирой в Вольфсбурге для производства Trinity, первого из нового поколения электромобилей немецкого автопроизводителя, строительство которого должно начаться в следующем году.

Принятое в пятницу 536-страничное условное разрешение на строительство для Tesla не означает, что американский пионер в области электромобилей может сразу же начать производство. Сначала она должна доказать, что выполняет многочисленные условия, в том числе по использованию воды и контролю за загрязнением воздуха.

Только после этого Tesla получит долгожданное разрешение на эксплуатацию и начнет выпускать 500 000 автомобилей с аккумуляторами в год на новом заводе, расположенном в небольшом поселке Груенхайде.

Еще одно препятствие на пути к обеспечению водоснабжения завода возникло в пятницу, когда административный суд Франкфурта-на-Одере встал на сторону экологических групп, которые оспаривали лицензию, выданную местному водоканалу на водоснабжение завода Tesla.

Однако суд заявил, что процедурные ошибки, допущенные в решении о выдаче лицензии, могут быть исправлены водоканалом, что оставляет возможность для спасения схемы водоснабжения.

Запуск производства в Германии означает, что Tesla сможет быстрее и дешевле поставлять свои автомобили Model Y европейским клиентам, после того как в последние месяцы, пока компания ожидала разрешения на строительство площадки, она выполняла заказы в Европе со своего завода в Шанхае.

Тесла планирует показать, что она соответствует установленным условиям в течение следующих двух недель, сказал министр охраны окружающей среды Бранденбурга Аксель Фогель, в то время как возражения могут быть поданы в течение следующего месяца.

Следующей задачей Tesla станет скорейшее расширение производства, что, как сказал Маск на выставке на месте в октябре, займет больше времени, чем строительство завода.

Местные экологические группы давно опасаются, что завод негативно повлияет на местную среду обитания. Многочисленные общественные консультации, посвященные в первую очередь этому аспекту, затянули процесс, и Маск неоднократно выражал раздражение по поводу немецкой бюрократии.

Завод, который Tesla начала строить в соответствии с предварительно полученными разрешениями, также будет включать в себя аккумуляторный завод, способный генерировать более 50 гигаватт-часов (ГВтч) в год, что опережает европейских конкурентов.

По словам Маска, аккумуляторы для автомобилей, производимых на месте, первоначально будут поставляться из Китая, но он намерен выйти на серийное производство на немецком аккумуляторном заводе к концу следующего года.

(1 доллар = 0,9163 евро)