Dotcom Bubble


Что такое Dotcom Bubble?

Пузырь доткомов, также известный как интернет-пузырь, был быстрым ростом стоимости акций технологических компаний США, вызванным инвестициями в интернет-компании во время бычьего рынка в конце 1990-х годов. Во время пузыря доткомов стоимость фондовых рынков росла экспоненциально, а индекс Nasdaq, в котором преобладали технологии, вырос с менее 1000 до более 5000 в период с 1995 по 2000 год. В 2001 и по 2002 год пузырь лопнул, и акции вышли на медвежий рынок. .


Последовавший за этим крах привел к тому, что индекс Nasdaq, который вырос в пять раз с 1995 по 2000 год, упал с пикового значения в 5048,62 10 марта 2000 года до 1139,90 4 октября 2002 года, т.е. на 76,81%. К концу 2001 года большинство акций доткомов обанкротились. Даже цены на акции таких «голубых фишек», как  Cisco , Intel и Oracle, потеряли более 80% своей стоимости. Nasdaq потребуется 15 лет, чтобы восстановить свой пик доткомов, что он и сделал 23 апреля 2015 года.

Краткая справка

Пузырь доткомов – лишь один из нескольких пузырей активов, появившихся за последние столетия.

Объяснение пузыря доткомов

Пузырь доткомов вырос из комбинации наличия спекулятивных или модных инвестиций, обилия венчурного финансирования стартапов и неспособности доткомов получить прибыль. Инвесторы вкладывали деньги в интернет-стартапы в 1990-х годах в надежде, что эти компании однажды станут прибыльными, и многие инвесторы и венчурные капиталисты отказались от осторожного подхода, опасаясь неспособности заработать на растущем использовании Интернета.

Рынки капитала вкладывают деньги в сектор, и стартапы стремятся к быстрому росту. Компании без каких-либо запатентованных технологий отказались от финансовой ответственности и потратили целое состояние на маркетинг, чтобы создать бренды, которые бы выделялись среди конкурентов. Некоторые стартапы тратят на рекламу до 90% своего бюджета.

Краткая справка

Спекулятивные пузыри, как известно, трудно распознать, когда они возникают, но они кажутся очевидными после того, как лопаются.

Рекордные объемы притока капитала начали поступать на Nasdaq в 1997 году. К 1999 году 39% всех венчурных инвестиций направлялись интернет-компаниям. В том году 295 из 457 IPO были связаны с интернет-компаниями, а в первом квартале 2000 года – 91. Знак высокой воды был  megamerger в январе 2000 года, который станет самым большим провалом в истории слияния.

Председатель ФРС Алан Гринспен предупреждал рынки об их иррациональном изобилии 5 декабря 1996 года. Но он не ужесточал денежно-кредитную политику до весны 2000 года, после того как банки и брокерские компании использовали избыточную ликвидность, созданную ФРС перед  ошибкой 2000 года. для финансирования интернет-акций. Подлив бензина в огонь, Гринспену ничего не оставалось, как лопнуть пузырь.

Пузырь в конечном итоге лопнул впечатляющим образом, в результате чего многие инвесторы понесли огромные убытки, а несколько интернет-компаний разорились. Компании, которые пережили пузырь, включают Amazon, eBay и Priceline.

Ключевые моменты

  • Стоимость фондовых рынков росла в геометрической прогрессии во время пузыря доткомов: в период с 1995 по 2000 год индекс Nasdaq вырос с менее 1000 до более 5000.
  • Акции вышли на медвежий рынок после того, как в 2001 году лопнул пузырь.
  • Nasdaq, который вырос в пять раз с 1995 по 2000 год, упал почти на 77%, что привело к потере миллиардов долларов.
  • Пузырь также стал причиной банкротства нескольких интернет-компаний.

Как лопнул пузырь доткомов

1990-е годы были периодом быстрого технологического прогресса во многих областях, но именно коммерциализация Интернета привела к наибольшему росту прироста капитала в истории страны. Хотя лидеры высоких технологий, такие как Intel, Cisco и Oracle, стимулировали органический рост в технологическом секторе, именно молодые дотком-компании стимулировали всплеск фондового рынка, начавшийся в 1995 году.

Пузырь, образовавшийся в течение следующих пяти лет, подпитывался дешевыми деньгами, легким капиталом, самоуверенностью рынка и чистой спекуляцией. Венчурные капиталисты, стремящиеся найти следующую крупную прибыль, свободно инвестируют в любую компанию с «.com» после названия. Оценки основывались на доходах и прибылях, которых не было бы в течение нескольких лет, если бы бизнес-модель действительно работала, и инвесторы были слишком склонны игнорировать традиционные основы. Компании, которым еще предстояло получить доход, прибыль и, в некоторых случаях, готовый продукт, вышли на рынок с первичным публичным размещением акций, в результате чего стоимость их акций утроилась и учетверилась за один день, что вызвало у инвесторов безумие.

Индекс Nasdaq достиг своего пика 10 марта 2000 года на уровне 5048, что почти вдвое больше, чем в предыдущем году. Прямо на пике рынка несколько ведущих высокотехнологичных компаний, таких как Dell и Cisco, разместили огромные заказы на продажу своих акций, вызвав панические продажи среди инвесторов. В течение нескольких недель фондовый рынок потерял 10% своей стоимости. По мере того, как инвестиционный капитал начал иссякать, то же самое произошло и с жизненной силой безденежных дотком-компаний. Компании Dotcom, которые достигли рыночной капитализации в сотни миллионов долларов, обесценились в течение нескольких месяцев. К концу 2001 года большинство публично торгуемых дотком-компаний закрылось, и триллионы долларов инвестиционного капитала испарились.