Голландский аукцион
Что такое Голландский аукцион?
Голландский аукцион — это структура аукциона открытого предложения, в которой цена размещения устанавливается после принятия всех заявок для определения максимальной цены, по которой может быть продано все предложение. В этом типе аукциона инвесторы делают ставку на сумму, которую они готовы купить, с точки зрения количества и цены.
Голландский аукцион также относится к типу аукциона, на котором цена на предмет понижается до тех пор, пока не будет сделана ставка. Первая сделанная ставка является выигравшей и приводит к продаже, если предполагается, что цена превышает резервную цену . Это отличается от типичных вариантов, когда цена повышается по мере конкуренции участников торгов.
Понимание голландского аукциона для публичных предложений
Если компания использует первичное публичное размещение акций (IPO) на голландском аукционе , потенциальные инвесторы вводят свои заявки на количество акций, которые они хотят приобрести, а также на цену, которую они готовы заплатить. Например, инвестор может сделать ставку на 100 акций по цене 100 долларов, в то время как другой инвестор предлагает 95 долларов за 500 акций.
После подачи всех заявок выделенное место размещения назначается участникам торгов, начиная с самых высоких ставок, до тех пор, пока не будут назначены все выделенные доли. Однако цена, которую платит каждый участник торгов, основана на самой низкой цене из всех назначенных участников торгов или, по сути, на последней выигравшей заявке. Следовательно, даже если вы предложите 100 долларов за свои 1000 акций, если последняя успешная ставка составляет 80 долларов, вам нужно будет заплатить только 80 долларов за 1000 акций.
Казначейство США использует голландский аукцион по продаже своих ценных бумаг. Чтобы помочь финансировать долг страны, Казначейство США проводит регулярные аукционы по продаже казначейских векселей (казначейских векселей), векселей (казначейских векселей) и облигаций (казначейских облигаций), известных под общим названием Treasuries. Потенциальные инвесторы подают заявки в электронном виде через TreasuryDirect или Казначейскую автоматизированную систему обработки аукционов (TAAPS), которая принимает заявки за 30 дней до аукциона. Предположим, что Казначейство пытается привлечь 9 миллионов долларов в виде двухлетних облигаций с 5% купоном. Предположим, поданные заявки выглядят следующим образом:
- 1 млн долл. США под 4,79%
- 2,5 млн долл. США под 4,85%
- 2 миллиона долларов под 4,96%
- 1,5 миллиона долларов США под 5%
- 3 миллиона долларов под 5,07%
- 1 млн долл. США под 5,1%
- 5 млн долларов под 5,5%
Заявки с самой низкой доходностью будут приняты первыми, поскольку эмитент предпочтет платить более низкую доходность инвесторам в облигации. В этом случае, поскольку Казначейство рассчитывает привлечь 9 миллионов долларов, оно будет принимать заявки с самой низкой доходностью до 5,07%. На этой отметке только 2 миллиона долларов из заявки на 3 миллиона долларов будут одобрены. Все заявки с доходностью выше 5,07% будут приняты, а заявки ниже будут отклонены. Фактически, этот аукцион разрешен на 5,07%, и все выигравшие участники торгов получают доходность 5,07%.
Голландский аукцион также представляет собой альтернативу ценообразованию IPO . Когда Google запустил публичное размещение акций, он полагался на голландский аукцион, чтобы получить справедливую цену.
Голландский аукцион с самыми низкими ставками
На голландском аукционе цены начинаются с высоких значений и последовательно снижаются до тех пор, пока участник торгов не примет действующую цену. Как только цена принята, аукцион заканчивается. Например, аукционист начинает с 2000 долларов за объект. Участники торгов наблюдают за снижением цены до тех пор, пока она не достигнет цены, которую принимает один из участников торгов. Ни один участник торгов не видит ставки других до тех пор, пока его или ее собственная ставка не будет сформулирована, и победителем станет тот, кто сделал самую высокую ставку. Итак, если нет участников торгов на 2000 долларов, цена снижается на 100 долларов до 1900 долларов. Если участник торгов принимает интересующий товар, скажем, по цене 1500 долларов, аукцион заканчивается.
Ключевые моменты
- На голландском аукционе цена с наибольшим числом участников выбирается в качестве цены размещения. Эта цена не обязательно может быть самой высокой или самой низкой ценой.
- Цены обычно начинаются с высоких и падают до тех пор, пока участник торгов не примет действующую цену.
Преимущества и недостатки голландских аукционов
Использование голландских аукционов для первичного публичного размещения акций имеет как преимущества, так и недостатки.
Самым большим преимуществом таких аукционов является то, что они предназначены для демократизации публичных предложений. В настоящее время процесс проведения типового IPO в основном контролируется инвестиционными банками. Они выступают в качестве андеррайтеров при размещении и сопровождают его посредством роуд-шоу, позволяя институциональным инвесторам приобретать ценные бумаги компании-эмитента со скидкой. Они также несут ответственность за установление цены IPO. Голландский аукцион позволяет мелким инвесторам принять участие в размещении.
Голландский аукцион также призван минимизировать разницу между ценой предложения и фактической ценой листинга. Институциональные инвесторы используют эту разницу, чтобы получить прибыль, покупая акции со скидкой и продавая их сразу после того, как акции будут внесены в листинг. Цены на голландском аукционе устанавливаются более справедливым и прозрачным методом, при котором предлагается множество заявок от разных типов клиентов. Эта практика предназначена для обеспечения того, чтобы рынок пришел к разумной оценке акций и предотвратил начальную «популярность», которая сопровождает листинг популярной компании.
Эти преимущества сопровождаются недостатками. Поскольку аукцион открыт для инвесторов всех мастей, существует опасность того, что они могут провести менее тщательный анализ по сравнению с инвестиционными банкирами и прийти к оценке цены, которая может не точно отражать перспективы компании.
Еще один недостаток голландских аукционов известен как « проклятие победителя ». В этом случае цена акции может упасть сразу после листинга, когда инвесторы, которые ранее предлагали более высокую цену, понимают, что они, возможно, неправильно рассчитали или перекупили. Такие инвесторы могут попытаться продать долю, чтобы выйти из своего владения, что приведет к обвалу цены акции.
Пример голландского аукциона
Самым ярким примером голландского аукциона за последнее время было IPO Google в августе 2004 года. Компания выбрала этот тип предложения, чтобы предотвратить «резкий скачок» цен в первый день торгов. Хотя рост цен на акции является стандартным явлением на фондовых рынках, во время интернет-пузыря 2000 года он перерос в область пузыря акций технологических компаний . С 1980 по 2001 год популярность торгов первого дня составляла 18,8%. Эта цифра подскочила до 77% в 1999 году и в первой половине 2000 года.
Первоначальная оценка предложения Google составляла 25,9 миллиона долларов в диапазоне от 108 до 135 долларов. Но компания пересмотрела свои ожидания примерно за неделю до фактического размещения после того, как аналитики поставили под сомнение причины этих цифр и предположили, что Google завышает цены на свои акции. Согласно пересмотренной оценке, Google предлагал продать 19,6 миллиона акций населению по цене от 85 до 95 долларов.
Отклик на предложение был расценен как разочарование. Хотя Google считался популярной компанией и предлагал свои услуги, инвесторы оценили ее акции в 85 долларов, что было наименьшим диапазоном ее оценок. К концу дня акции разошлись по 100,34 доллара, что на 17,6% больше в первый день торгов.
Наблюдатели обвинили плохие результаты в негативных сообщениях прессы о компании, готовящейся к IPO. Расследование Комиссии по ценным бумагам и биржам по поводу распределения ее доли участия еще больше ослабило энтузиазм по поводу предложения Google. Также было сказано, что компания «скрывает» использование собранных средств, что затрудняет оценку ее предложения, особенно для мелких инвесторов, не осведомленных о развивающемся рынке поисковых систем и организации информации в Интернете.