Эффект Элона» показывает, как лидеры мнений формируют рынок финтеха

Сила, которой обладают влиятельные люди, влияя на общественное восприятие и, следовательно, вызывая изменения в стоимости продукта, услуги, актива или валюты, возросла до такой степени, что они могут обрушить или поднять целые рынки своим контентом и действиями. 

Эффект Илона

В 2021 году Илон Маск может поднять цену знаменитого мемкоина Dogecoin (DOGE) на 50% всего одним твитом. Он по-прежнему обладает большой властью над криптовалютными рынками, и несколько человек в мире криптовалют и традиционных финансов обвинили Маска в манипулировании криптовалютным рынком с помощью всего лишь нескольких твитов.

Другие популярные авторитеты могут вызывать подобные эффекты с помощью постов в социальных сетях или рекламных видеороликов. Но почему они обладают такой силой? Все дело в силе маркетинга влияния; исследования показывают, что около 80% потребителей с большей вероятностью купят продукты, продвигаемые влиятельными людьми, а не рекламные объявления.

В случае с криптовалютным рынком цифровая реклама была частично неактуальна на протяжении многих лет из-за множества факторов, главным из которых является то, что Google, Twitter и другие платформы социальных сетей в прошлом запрещали рекламу криптовалют. Поэтому продвижение монет/токенов через влиятельных лиц было основной маркетинговой альтернативой для многих криптовалютных проектов.

Возьмем, к примеру, FTX — одну из трех крупнейших криптовалютных бирж. Она прошла путь от почти 40-миллиардной криптовалютной державы до банкротства. После банкротства FTX ее основатель, Сэм Бэнкман-Фрид, был замечен в публикации странных, загадочных сообщений в Twitter. Почему? Кто знает. Но это приводит в замешательство пользователей, инвесторов и даже сотрудников FTX.

Своими постоянными теневыми и непонятными сообщениями он лишь подливает масла в огонь спекуляций и всевозможных теорий, что только ухудшает текущий сценарий развития криптовалютной индустрии.

Почему мы не должны следовать советам влиятельных людей

Первая, самая главная проблема? Советы и мнения влиятельных лиц не всегда абсолютны и не всегда верны.

Более того, некоторые из них могут даже не иметь никакого представления или знаний о продукте/активе/монете, который они продвигают. Так произошло со звездой реалити-шоу Ким Кардашьян, которая получила 250 000 долларов за продвижение EthereumMax, платформы для создания децентрализованных приложений на основе смарт-контрактов. Затем Кардашьян пришлось выплатить 1,26 миллиона долларов США в виде штрафов, компенсаций и процентов Комиссии по ценным бумагам и биржам США.

«Это дело является напоминанием о том, что, когда знаменитости или влиятельные лица поддерживают инвестиционные возможности, включая ценные бумаги криптоактивов, это не означает, что эти инвестиционные продукты подходят для всех инвесторов», — сказал в то время председатель SEC Гэри Генслер в своем заявлении.

Это поднимает очевидный вопрос, который многие люди, похоже, не задают себе: Действительно ли стоит покупать что-то у звезды телевизионного реалити-шоу, которая никогда не имела никакого отношения к криптовалютам?

Еще одна проблема с влиятельными лицами, о которой необходимо упомянуть, заключается в том, что многие из них могут быть уличены в нарушении правил рекламы и введении инвесторов в заблуждение сомнительными продуктами/активами. В случае Индии криптоинвесторы ответственны за 92% нарушений правил рекламы криптовалют.

Решение этих проблем: Всегда DYOR — проводите собственные исследования. Понятно, что не у всех есть время изучить проект или валюту, прежде чем инвестировать в него, но слепо следовать советам криптоинвесторов тоже неразумно. Инвесторы должны найти время, чтобы лично проверить потенциальный инвестиционный инструмент и найти ответы на основные волнующие их вопросы.

Сила, которой обладают лидеры мнений на современных рынках

Влиятельные люди подвергаются серьезной критике за накачку или сброс криптовалют, в которых они занимают определенную позицию на рынке. Например, в 2017 году покойный Джон МакАфи признался, что взимал с криптопроектов более 100 000 долларов за твит для продвижения их первичных предложений монет, а также забирал значительный процент от поставок их токенов.

1/ Давайте рассмотрим все прямые мошенничества, с которыми Bitboy работал в прошлом. На всякий случай, если вы забыли, вот листовка с указанием того, сколько он берет.

Я получил это некоторое время назад, представившись проектом, заинтересованным в продвижении.

pic.tw
itter.com/FkC9HUDGsc

— ZachXBT (@zachxbt) 3 января 2022 г.

Популярный криптоинвестор Бен Армстронг, он же BitBoy Crypto, также признался в получении платежей от криптопроектов за их продвижение на своем канале YouTube в течение многих лет — из-за чего многие его зрители понесли значительные убытки.

Любите вы или ненавидите влиятельных лиц, их необходимо регулировать

Здесь можно привести еще больше примеров. Но суть в том, что на сегодняшнем криптовалютном рынке продвижение криптовалютного проекта или монеты почти что синоним слова «мошенничество».

Поэтому представляется разумным, что страны и юрисдикции по всему миру должны разработать надлежащие руководящие принципы для регулирования уровня влияния, которым обладают лидеры мнений. Хорошим примером регулирования влияния является Испания. Эта средиземноморская страна установила ряд правил, которым должны следовать все влиятельные лица, прежде чем продвигать криптовалюты. В противном случае им грозит штраф до 300 000 евро (чуть больше 316 000 долларов США).

Влиятельные люди обладают огромной властью над криптовалютным рынком: Одним сообщением в социальных сетях они могут сдержать или подтолкнуть к развитию целый криптопродукт или монету. И чем крупнее влиятельный человек, тем большее влияние он оказывает на рынок. Поэтому они должны нести ответственность за свои слова и действия. Если для этого потребуется официальное регулирование, то так тому и быть.

Владимир Горбунов является основателем и генеральным директором Choise.com. Ранее он работал генеральным директором компании Workle, интернет-платформы по продажам и обслуживанию. Окончил университет Finlandia со степенью в области международного бизнеса.

Данная статья предназначена для общего ознакомления и не является и не должна восприниматься как юридическая или инвестиционная консультация.