Эксклюзив-Ryanair готова ждать годы, пока Boeing снизит цены, говорит О’Лири

Гэвин Джонс и Анджело Аманте

РИМ (Рейтер) — Ryanair готова ждать годы, пока Boeing снизит свои цены, прежде чем разместить большой заказ на новые самолеты у американской компании, сказал Reuters генеральный директор Майкл О’Лири, при этом он также преуменьшил вероятность сделки с конкурирующим Airbus.

Ирландская бюджетная авиакомпания, один из крупнейших клиентов Boeing, заявила в понедельник, что прекратила переговоры о новом заказе самолетов 737 MAX 10 стоимостью в десятки миллиардов долларов, поскольку предлагаемые цены были слишком высокими.

«Мы не теряем времени на эти обсуждения MAX 10 и не будем терять его в течение 2, 4, 6, 8, 10 лет, пока не наступит следующий кризис», — сказал О’Лири в интервью.

«У нас в Ryanair всегда была дисциплина, чтобы переждать цикл».

Акции Boeing выросли примерно на 0,2% после комментариев О’Лири, который усилил свое недавнее давление на Boeing, но не исключил дальнейших переговоров. Акции Ryanair выросли на 1,2%.

Крупнейший европейский бюджетный перевозчик уже является крупнейшим заказчиком MAX в регионе, заказав 210 самолетов MAX 8-200 на 197 мест. Он предложил новый заказ на сумму 33 миллиарда долларов по прейскурантным ценам на 250 230-местных MAX 10.

Но О’Лири заявил, что в переговорах произошел «фундаментальный сбой», поскольку Boeing считал, что кризис с COVID-19 фактически преодолен, в то время как Ryanair полагал, что американский гигант по-прежнему остро нуждается в заказе.

«Boeing стремится к повышению цен, в то время как многие из их клиентов переходят на Airbus», — сказал О’Лири.

«Мы придерживаемся мнения, что все еще находимся в периоде большого кризиса. Boeing придерживается мнения, что сейчас мир в порядке, все восстановилось, и его последнее ценовое предложение отражает это», — сказал он.

Однако, выступая в Мадриде, глава крупнейшей авиакомпании группы, Ryanair DAC, высказался неоднозначно по поводу восстановления экономики.

«Большинство европейских рынков восстанавливаются… исключением является Великобритания, (где) продолжается путаница (по поводу ограничений COVID-19)», — сказал Эдди Уилсон агентству Reuters.

Компания Boeing была недоступна для комментариев. В понедельник компания заявила, что ценит бизнес Ryanair, но должна соблюдать дисциплину и принимать решения, которые имеют смысл.

Американский гигант, похоже, считает, что рынок наконец-то движется в его сторону после получения ряда заказов, включая 150 MAX 10 от United Airlines, и опережения Airbus по узкофюзеляжным самолетам в этом году, говорят эксперты рынка.

Она также практически очистила запасы 200 лишних самолетов, оставшихся без жилья после кризиса MAX.

В период с января по июль Boeing продал 524 самолета 737 MAX по сравнению с 234 самолетами семейства A320, проданными Airbus в январе-августе.

ПЕРЕГОВОРЫ «МОГУТ БЫТЬ ВОЗОБНОВЛЕНЫ» ПРИ ПРАВИЛЬНОЙ ЦЕНЕ

Редкое решение Ryanair выступить на публике по поводу переговоров о крупнобюджетных самолетах пришло после нескольких месяцев борьбы, которая уже отложила сделку по самой большой версии 737 MAX.

Крупный новый заказ Ryanair обеспечил бы толчок американскому производителю самолетов, поскольку он восстанавливает доверие к MAX, самолету, который был задержан на 20 месяцев до ноября после двух смертельных аварий.

Это также ускорит предварительное восстановление отрасли после пандемии COVID-19.

«Переговоры всегда можно возобновить, но только тогда, когда Boeing поймет, что им нужно устанавливать конкурентоспособные цены», — сказал О’Лири.

Отвечая на вопрос, может ли Ryanair рассмотреть Airbus в среднесрочной перспективе, О’Лири сказал, что может, но европейский конкурент Boeing в настоящее время не имеет конкурентоспособных по цене ближнемагистральных самолетов.

«Всегда есть перспектива, что Airbus станет значимым поставщиком. Но есть шанс, что китайцы — COMAC — могут стать значимым поставщиком Ryanair в среднесрочной перспективе», — сказал он.

По его словам, стратегия игры Boeing против Airbus с целью добиться снижения цен обречена на провал.

«По сути, это дуополия», — сказал он. «Вы не получите рычагов влияния, если будете вести переговоры с одним или другим».

О’Лири сказал, что он не обеспокоен тем, что из-за срыва переговоров у него останется слишком мало самолетов, когда текущий заказ будет выполнен в 2025 году, поскольку Ryanair уже заказала больше самолетов, чем любой из ее конкурентов.

(Репортаж Гэвина Джонса и Анджело Аманте; дополнительный репортаж Тима Хефера; сценарий Конора Хамфриса; редактирование Джейн Мерриман и Марка Поттера)