Европейский экономический и валютный союз — EMU

Что такое Европейский экономический и валютный союз (ЕВС)?

Европейский экономический и валютный союз (ЕВС) объединил государства-члены Европейского союза ( ЕС ) в единую экономическую систему. Это преемник Европейской валютной системы ( EMS ).

Европейский экономический и валютный союз (ЕВС) представляет собой довольно обширный зонтик, в рамках которого была принята группа политик, направленных на экономическое сближение и свободную торговлю между странами-членами Европейского союза. Преемственность ЕВС над ЕВС произошла в рамках трехэтапного процесса, при этом третья и последняя стадия инициировала переход на единую валюту евро вместо бывших национальных валют. Это было сделано всеми первоначальными членами ЕС, за исключением Великобритании и Дании, которые отказались от перехода на евро. Впоследствии Великобритания вышла из ЕВС в 2020 году после референдума по Brexit.

Ключевые выводы

  • Европейский экономический и валютный союз (ЕВС) предполагает координацию экономической и фискальной политики, единой денежно-кредитной политики и единой валюты — евро для стран еврозоны.
  • Решение о создании ЕВС было принято Европейским советом в голландском городе Маастрихт в декабре 1991 года и позже закреплено в Договоре о Европейском союзе (Маастрихтский договор).
  • ЕВС достиг своей заключительной фазы в 2002 году с введением единой валюты евро, которая, наконец, заменила национальные валюты большинства стран-членов ЕС.

История Европейского валютного союза

Первые попытки создать Европейский экономический и валютный союз начались после Первой мировой войны. 9 сентября 1929 года Густав Штреземанн на ассамблее Лиги Наций спросил: «Где европейская валюта, европейская марка, которая нам нужна?? » Однако возвышенная риторика Штреземана быстро превратилась в безумие, когда чуть более чем через месяц крах Уолл-стрит в 1929 году ознаменовал символическое начало Великой депрессии, которая не только сорвала разговоры об общей валюте, но и расколола Европу политически и проложила путь. для Второй мировой войны.

Современная история ЕВС была оживлена ​​выступлением Роберта Шумана, тогдашнего министра иностранных дел Франции, 9 мая 1950 года, которое позже было названо Декларацией Шумана. Шуман утверждал, что единственный способ обеспечить мир в Европе, которую дважды за тридцать лет раздирали разрушительные войны, — это объединить Европу как единое экономическое образование: «Объединение производства угля и стали… изменит судьбы. из тех регионов, которые долгое время были посвящены производству военных боеприпасов, из которых они были самыми постоянными жертвами ». Его речь привела к подписанию Парижского договора в 1951 году, в соответствии с которым было создано Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС) между подписавшими его сторонами Бельгией, Францией, Германией, Италией, Люксембургом и Нидерландами.

ЕОУС был объединен в соответствии с Римскими договорами в Европейское экономическое сообщество ( ЕЭС ). Парижский договор не был постоянным договором и должен был истечь в 2002 году. Чтобы обеспечить более постоянный союз, европейские политики предлагали в 1960-х и 1970-х годах планы, включая план Вернера, но дестабилизирующие мировые экономические события, такие как конец Бреттон-Вудского валютного соглашения, а также нефтяные и инфляционные шоки 1970-х задержали принятие конкретных шагов на пути к европейской интеграции.

В 1988 году Жака Делора, президента Европейской комиссии, попросили созвать специальный комитет руководителей центральных банков стран-членов, чтобы предложить конкретный план дальнейшей экономической интеграции. Отчет Делора привел к созданию Маастрихтского договора в 1992 году. Маастрихтский договор был ответственен за создание Европейского Союза.

Одним из приоритетов Маастрихтского договора была экономическая политика и сближение экономик государств-членов ЕС. Таким образом, договор установил график создания и реализации ЭВС. ЕВС должен был включать общий экономический и валютный союз, центральную банковскую систему и общую валюту.

В 1998 году был создан Европейский центральный банк (ЕЦБ), и в конце года были зафиксированы курсы конвертации между валютами стран-членов, что стало прелюдией к созданию валюты евро, которая начала свое обращение в 2002 году.

Критерии конвергенции для стран, заинтересованных во вступлении в ЕВС, включают разумную стабильность цен, устойчивые и ответственные государственные финансы, разумные и ответственные процентные ставки и стабильные обменные курсы. 

Европейский валютный союз и кризис суверенного долга в Европе 

Принятие евро запрещает денежно-кредитную гибкость, так что ни одна приверженная страна не может печатать свои собственные деньги для выплаты государственного долга или дефицита или конкурировать с другими европейскими валютами. С другой стороны, европейский валютный союз не является финансовым союзом, а это означает, что разные страны имеют разные налоговые структуры и приоритеты расходов. Следовательно, все государства-члены могли брать займы в евро по низким процентным ставкам в период до мирового финансового кризиса, но доходность облигаций не отражала разную кредитоспособность стран-членов.

Греция как пример изъянов в ЕВС

Греция представляет собой наиболее громкий пример недостатков в ЕВС. В 2009 году Греция показала, что она недооценивала серьезность своего дефицита с момента перехода на евро в 2001 году, и что страна пережила один из худших экономических кризисов в новейшей истории. Греция приняла две программы финансовой помощи от ЕС за пять лет, и, если не считать выхода из ЕВС, Греции потребуется помощь в будущем, чтобы продолжать платить своим кредиторам. Первоначальный дефицит Греции был вызван ее неспособностью собрать адекватные  налоговые поступления в сочетании с растущим уровнем безработицы. Текущий уровень безработицы в Греции по состоянию на апрель 2019 года составляет 18%. В июле 2015 года официальные лица Греции объявили о контроле за движением капитала и банковских выходных, а также ограничили количество евро, которое может быть снято в день.

ЕС предъявил Греции ультиматум: принять строгие меры экономии, которые, по мнению многих греков, в первую очередь вызвали кризис, или выйти из ЕВС. 5 июля 2015 года Греция проголосовала за отклонение мер жесткой экономии ЕС, что вызвало слухи о том, что Греция может выйти из ЕВС. Страна сейчас рискует либо экономическим коллапсом, либо насильственным выходом из ЕВС и возвращением к своей прежней валюте — драхме.

Обратные стороны возвращения Греции к драхме включают возможность бегства капитала и недоверие к новой валюте за пределами Греции. Стоимость импорта, от которого очень зависит Греция, резко вырастет, поскольку покупательная способность драхмы снизится по отношению к евро. У нового центрального банка Греции может возникнуть соблазн печатать деньги для поддержания базовых услуг, что может привести к серьезной инфляции или, в худшем случае, гиперинфляции. Появятся черные рынки и другие признаки несостоятельности экономики. С другой стороны, риск заражения может быть ограничен, поскольку на греческую экономику приходится всего два процента  экономики еврозоны. С другой стороны, если греческая экономика восстановится или будет процветать после выхода из ЕВС и введенных Европой мер жесткой экономии, другие страны, такие как Италия, Испания и Португалия, могут усомниться в жесткой экономии евро и также будут вынуждены покинуть ЕВС.

По состоянию на 2020 год Греция остается в ЕВС, хотя в Германии нарастают антигреческие настроения, что может способствовать ужесточению напряженности в ЕС и ЕВС.