Европейский кризис суверенного долга

Что такое Европейский кризис суверенного долга?

Европейский кризис суверенного долга был периодом, когда несколько европейских стран пережили крах финансовых институтов, высокий государственный долг и быстро растущие спреды доходности государственных ценных бумаг.

Ключевые моменты

  • Европейский кризис суверенного долга начался в 2008 году с краха банковской системы Исландии.
  • Некоторые из причин, способствовавших этому, включали финансовый кризис 2007–2008 годов и Великую рецессию 2008–2012 годов.
  • Пик кризиса пришелся на период с 2010 по 2012 год.

История кризиса

Долговой кризис начался в 2008 году с краха банковской системы Исландии, затем в 2009 году распространился в основном на Португалию, Италию, Ирландию, Грецию и Испанию, что привело к популяризации наступательного прозвища ( PIIGS ). Это привело к потере доверия к европейскому бизнесу и экономике.

В конечном итоге кризис контролировался финансовыми гарантиями европейских стран, которые опасались краха евро и финансового кризиса, а также Международного валютного фонда (МВФ). Рейтинговые агентства понизили рейтинги долгов ряда стран еврозоны.

В какой-то момент долг Греции был переведен в статус мусора. Страны, получающие фонды финансовой помощи, должны были соблюдать меры жесткой экономии, призванные замедлить рост долга государственного сектора в рамках кредитных соглашений.

Причины, способствующие долговому кризису

Некоторые из причин, способствовавших этому, включали финансовый кризис 2007–2008 годов, Великую рецессию 2008–2012 годов, кризис рынка недвижимости и пузыри на рынке недвижимости в нескольких странах. Фискальная политика периферийных государств в отношении государственных расходов и доходов также внесла свой вклад.

К концу 2009 года периферийные государства-члены еврозоны, такие как Греция, Испания, Ирландия, Португалия и Кипр, были не в состоянии выплатить или рефинансировать свой государственный долг или выручить пострадавшие банки без помощи сторонних финансовых институтов. К ним относятся Европейский центральный банк (ЕЦБ), МВФ и, в конечном итоге, Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF).

Также в 2009 году Греция сообщила, что ее предыдущее правительство сильно занизило свой бюджетный дефицит, что свидетельствует о нарушении политики ЕС и вызывает опасения по поводу краха евро из-за политического и финансового кризиса.

Семнадцать стран еврозоны проголосовали за создание EFSF в 2010 году специально для преодоления кризиса и оказания ему помощи. Пик европейского кризиса суверенного долга пришелся на период с 2010 по 2012 год.

В связи с растущим страхом перед чрезмерным суверенным долгом кредиторы потребовали от государств еврозоны более высоких процентных ставок в 2010 году, при этом высокий уровень долга и дефицита затруднял этим странам финансирование своих бюджетных дефицитов, когда они сталкивались с общим низким уровнем экономического роста. Некоторые пострадавшие страны повысили налоги и сократили расходы на борьбу с кризисом, что привело к социальным потрясениям в их границах и кризису доверия к руководству, особенно в Греции. Некоторые из этих стран, включая Грецию, Португалию и Ирландию, понизили суверенный долг до статуса мусора международными рейтинговыми агентствами во время этого кризиса, что усугубило опасения инвесторов.

В отчете Конгресса США за 2012 год говорится: «Долговой кризис еврозоны начался в конце 2009 года, когда новое правительство Греции сообщило, что предыдущие правительства неверно сообщали данные о государственном бюджете. Более высокий, чем ожидалось, уровень дефицита подорвал доверие инвесторов, в результате чего  спреды по облигациям выросли до неприемлемого уровня. Быстро распространились опасения, что финансовое положение и уровень долга ряда стран еврозоны являются неприемлемыми ».

Греческий пример европейского кризиса

В начале 2010 года эти события отразились в увеличении спредов по доходности суверенных облигаций между пострадавшими периферийными государствами-членами: Грецией, Ирландией, Португалией, Испанией и, в первую очередь, Германией.

Доходность Греции разошлась с Грецией, нуждающейся в помощи еврозоны к маю 2010 года. Греция получила несколько финансовых средств от ЕС и МВФ в последующие годы в обмен на принятие санкционированных ЕС мер жесткой экономии для сокращения государственных расходов и значительного повышения налогов. Экономический спад в стране продолжился. Эти меры, наряду с экономической ситуацией, вызвали общественные волнения. При разделенном политическом и фискальном руководстве Греция столкнулась с  суверенным дефолтом в июне 2015 года.

В следующем месяце граждане Греции проголосовали против финансовой помощи и дальнейших мер жесткой экономии ЕС. Это решение повысило вероятность того, что Греция может полностью выйти из Европейского валютного союза (ЕВС).

Выход страны из ЕВС был бы беспрецедентным, и если бы Греция вернулась к использованию драхмы, предполагаемые последствия для ее экономики варьировались от полного экономического коллапса до неожиданного восстановления.

В конце концов, Греция осталась частью ЕВС и в последующие годы начала медленно демонстрировать признаки восстановления. Безработица упала с пика более 27% до 16% за пять лет, а годовой ВВП снизился с отрицательных цифр до прогнозируемого уровня более двух процентов за то же время.

«Брексит» и европейский кризис

В июне 2016 года Великобритания проголосовала на референдуме за выход из Европейского Союза. Это голосование подпитало евроскептиков по всему континенту, и возникло множество слухов о том, что другие страны покинут ЕС. После затянувшегося переговорного процесса Брексит состоялся 31 января 2020 года в 23:00 по Гринвичу и не вызвал какого-либо волнения настроений в других странах о выходе из ЕВС.

Распространено мнение, что это движение выросло во время долгового кризиса, и кампании описывают ЕС как «тонущий корабль». Референдум в Великобритании вызвал потрясение в экономике. Инвесторы спаслись бегством, в результате чего доходность нескольких правительств упала до отрицательного значения, и британский фунт оказался на самом низком уровне по отношению к доллару с 1985 года. Индексы S&P 500 и Dow Jones упали, а затем восстановились в следующие недели, пока не достигли рекордных максимумов. у инвесторов закончились инвестиционные возможности из-за отрицательной доходности .

Италия и европейский долговой кризис

Сочетание волатильности рынка, вызванной Brexit, сомнительной работы политиков и плохо управляемой финансовой системы ухудшило ситуацию для итальянских банков в середине 2016 года. Ошеломляющие 17% итальянских ссуд на сумму около 400 миллиардов долларов были мусором, и банкам требовалась значительная помощь.

Полный крах итальянских банков, возможно, представляет больший риск для европейской экономики, чем крах Греции, Испании или Португалии, потому что экономика Италии намного больше. Италия неоднократно обращалась за помощью к ЕС, но ЕС недавно ввел правила « bail-in », которые запрещают странам спасать финансовые учреждения деньгами налогоплательщиков без того, чтобы инвесторы понесли первый убыток. Германия дала понять, что ЕС не будет нарушать эти правила для Италии.

Дальнейшие эффекты

Ирландия вслед за Грецией потребовала финансовой помощи в ноябре 2010 года, а Португалия – в мае 2011 года. Италия и Испания также были уязвимы. Испании и Кипру потребовалась официальная помощь в июне 2012 года.

Ситуация в Ирландии, Португалии и Испании улучшилась к 2014 году благодаря различным финансовым реформам, мерам жесткой экономии и другим уникальным экономическим факторам. Тем не менее, ожидается, что путь к полному восстановлению экономики будет долгим, учитывая возникновение банковского кризиса в Италии, нестабильность, которую может спровоцировать Брексит, и экономические последствия вспышки COVID-19 как возможные трудности, которые необходимо преодолеть.