Франко-завод (EXW)

Что такое Франко-завод (EXW)?

Ex works (EXW) – это международный торговый термин, который описывает, когда продавец делает товар доступным в указанном месте, а покупатель товара должен покрыть транспортные расходы. Ex works (EXW) является одним из 11 действующих  условий Incoterms (международных коммерческих терминов), набора стандартизированных условий международной торговли, опубликованных Международной торговой палатой.

Ключевые моменты

  • Ex works (EXW) – это договоренность о доставке, при которой продавец предоставляет товар в определенном месте, но покупатель должен оплатить транспортные расходы.
  • Получив товары, покупатели несут ответственность за другие риски, такие как погрузка товаров на грузовики, их транспортировка на корабль или самолет и соблюдение таможенных правил.
  • Ex works – это Инкотермс (Международные коммерческие условия), одно из 11 стандартизированных условий международной торговли, опубликованных Международной торговой палатой.

Понимание Ex Works (EXW)

Франко-завод, как вариант контракта, особенно хорош для продавца и не очень хорош для покупателя. От продавца требуется только надежно упаковать товар, соответствующим образом промаркировать и доставить в заранее оговоренное место, например, в ближайший порт продавца. Продавец также должен помочь покупателю получить экспортные лицензии или другие необходимые документы, хотя покупатель должен оплатить фактические сборы за документы.

Как только покупатель получает товар, покупатель должен покрыть любые расходы и учесть любые риски, связанные с товарами. Риски могут включать погрузку продуктов в грузовик, транспортировку их на корабль или самолет, взаимодействие с таможенными служащими, разгрузку их в пункте назначения, а также хранение или перепродажу. Даже если продавец помогает покупателю, например, погрузив товар на корабль, покупатель все равно должен заплатить, если во время погрузки что-то пойдет не так.

Краткая справка

На условиях франко-завод продавец может погрузить товар на указанный покупателем способ транспортировки, но не обязан делать это; все, что требуется от продавца, – это сделать товар доступным в выбранном месте, пока покупатель оплачивает транспортировку.

Пример франко-завод

Затраты на условиях франко-завод рассчитываются предприятиями, которые хотят сократить расходы за счет устранения так называемой добавленной стоимости продавца за доставку. Например, предположим, что компания A оценила пару принтеров компании B в 4000 долларов, а стоимость доставки на условиях франко-завод составляет 200 долларов. Чтобы сэкономить деньги, компания А находит стороннего поставщика, который доставит им принтеры за 170 долларов. Поэтому, чтобы сэкономить 30 долларов на доставке, они заключают сделку с компанией B, которая работает на условиях франко-завод.

Договор франко -борт отличается от договора франко-борт (FOB) , по которому продавец покрывает расходы по доставке своих товаров до терминала отгрузки и оплачивает все таможенные расходы по доставке товаров на борт. Между тем, покупатель по-прежнему должен заплатить, чтобы найти, заключить договор и оплатить транспортную компанию, а также таможенные расходы, понесенные при доставке товаров в страну назначения. Покупатель также оплачивает страховые расходы.

На практике франко-завод иногда является плохим выбором из-за таможенных правил определенных юрисдикций. В Европейском союзе, например, физическое или юридическое лицо-нерезидент не может заполнить документы экспортной декларации, поэтому покупатель может остаться в затруднительном положении. В таких случаях предпочтительнее использовать условия франко-перевозчика (FCA) . Франко перевозчик означает, что продавец несет ответственность за доставку товаров в определенное место назначения.

Особые соображения

Франко-завод, франко-борт и франко-перевозчик являются частью Инкотермс Международной торговой палаты. Они используются в международных торговых контрактах для обозначения таких вопросов, как время и место доставки и оплаты, время, когда риск потери переходит от продавца к покупателю, и сторона, ответственная за оплату фрахта и страхования. Инкотермс не являются фактическими контрактами и не отменяют применимое законодательство в их юрисдикции. Инкотермс могут быть изменены явными оговорками в торговом контракте.

Инкотермс были впервые созданы в 1936 году, а текущая версия – Инкотермс 2020 – включает 11 условий. Они часто идентичны по форме внутренним терминам, таким как Американский унифицированный торговый кодекс, но могут иметь другое значение. Кроме того, в разных странах и юрисдикциях, регулирующих импорт и экспорт, могут применяться разные методы расчета пошлин на доставку на основе своих условий Инкотермс. В результате стороны контракта должны указать применимое право своих условий.