Facebook (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации) и Twitter скоро устареют благодаря технологии блокчейн

Сегодня в социальных сетях доминируют корпорации Web2 — в основном Meta (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации) (Facebook) и Twitter. Эти компании собирают данные о миллиардах пользователей и получают миллиарды долларов дохода от пользовательского контента. Это выгодно корпорациям и их акционерам, но дорого обходится обычным пользователям и профессиональным создателям контента.

Но в ближайшем будущем децентрализованные социальные медиа — или Web3 — вероятно, покончат с этой старой моделью, вернув власть пользователям.

Больше не нужно выселять непокорных пользователей

Поскольку такие платформы, как Facebook (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации), Instagram (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации) и Twitter, являются централизованными, пользователи находятся во власти боссов компаний, которые требуют соблюдения политики платформы. Если пользователи не подчиняются, они могут потерять контент и подписчиков, на создание которых они потратили годы, всего за несколько секунд.

Известный пример — запрет Twitter на бывшего президента Дональда Трампа. Можно спорить о взглядах Трампа, но решение руководства Twitter не учитывало миллионы пользователей Twitter, которые делают платформу такой ценной. Это показало, как мало пользователи Web2 контролируют решения Twitter, касающиеся их контента, хотя именно они создают ценность для компании.

Прелесть Web3? Корпоративные боссы больше не смогут диктовать, кому разрешено использовать их платформы.

Еще одна проблема социальных сетей Web2? Застенные сады

Еще одна проблема социальных сетей Web2 заключается в том, что они характеризуются «огороженными садами». Если у вас 1 миллион подписчиков на Instagram (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации) и вы хотите завести аккаунт на YouTube, вам нужно начинать с нуля подписчиков. Невозможно переместить свою аудиторию, потому что она связана с отдельными платформами, а не с вами. Это касается даже платформ, принадлежащих одной и той же компании — например, Facebook (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации) и Instagram (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации).

Web3 предлагает решения для сокращения числа посредников, создания открытой экосистемы, новых форм монетизации и предоставления отдельным людям большей власти не только над своим контентом, но и над своими подписчиками.

Новые блокчейны на горизонте

Множество платформ запустили то, что может вытеснить индустрию социальных сетей на Web2. Среди них протокол Lens Protocol команды Aave и DeSo, поддерживаемый Andreessen Horowitz. Обе платформы созданы для размещения децентрализованных приложений для социальных сетей. Они уже имеют множество действующих приложений, включая Lenster, Phaver, Iris (децентрализованный Twitter) и LensTube (децентрализованный YouTube).

Как они работают? Например, в приложении Lens пользователи могут использовать нефункциональный токен (NFT), чтобы связать свой контент и подписчиков непосредственно с криптовалютным кошельком. Это означает отсутствие зависимости от отдельной платформы, поскольку они имеют кросс-платформенный доступ к своим подписчикам.

Если пользователь что-то публикует, то этим автоматически делятся на всех платформах, которые он использует. А поскольку их подписчики связаны между платформами, у них одинаковое количество подписчиков на каждой платформе. Если появляется новая платформа, пользователям не нужно создавать свою аудиторию заново. В терминах Web2 это все равно что иметь аккаунт, напрямую связанный с Интернетом, вместо аккаунта, связанного с закрытой экосистемой Facebook (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации).

Прямая монетизация пользователей вместо рекламы

Еще одной особенностью социальных сетей Web3 является то, что вместо того, чтобы получать доход от рекламы, пользователи имеют возможность напрямую монетизировать свою работу. Эта модель стимулирует пользователей публиковать гораздо более качественный контент. Она упрощена тем, что позволяет создателям устанавливать плату за «сбор» их постов — или плату за то, что за ними следят. Доход поступает непосредственно создателю, а не платформе.

Влиятельные люди ускорят внедрение

Некоторые критики утверждают, что социальные медиа Web2 имеют такую фору, что социальным медиа Web3 будет невозможно догнать их. Но на самом деле преимущества децентрализованных социальных медиа настолько существенны, что крупные создатели контента перейдут на них, захватив с собой свою аудиторию.

Уже есть много примеров известных авторитетов, которые обзавелись собственными платформами социальных медиа, потому что корпоративные платформы больше не позволяли им делиться своим контентом. Web3 offers an obvious solution for the growing number of those who have been banned from Web2.

Providing ownership over their own content and followers? Easy ways to generate revenue from their work? Connecting it all with easy-to-use NFTs? What is there to complain about? Blockchain technology is bringing us a social-media space that rewards users — not platforms — and is better than any we’ve dreamed of in the past.

Darius Moukhtarzadeh is a cryptocurrency entrepreneur focused on decentralized social- media applications. He previously worked as a researcher for Sygnum, the world’s first digital asset bank. He also worked for Ernst & Young in blockchain consultancy and for several startups in the Swiss Crypto Valley.

The views, thoughts, and opinions expressed here are the author’s alone and do not necessarily reflect or represent the views and opinions of Cointelegraph.