Фискальная политика

Что такое Фискальная политика?

Под фискальной (так же называется налогово-бюджетной) политикой понимается использование государственных расходов и налоговой политики для воздействия на экономические условия, особенно макроэкономические условия, включая совокупный спрос на товары и услуги, занятость, инфляцию и экономический рост.

Во время рецессии правительство может снизить налоговые ставки или увеличить расходы, чтобы стимулировать спрос и подстегнуть экономическую активность. И наоборот, для борьбы с инфляцией оно может повысить ставки или сократить расходы, чтобы охладить экономику.

Фискальная политика часто противопоставляется монетарной политике, которая проводится центральными банкирами, а не выборными должностными лицами.

Ключевые моменты

  • Фискальная политика — это использование государственных расходов и налоговой политики для влияния на экономические условия.
  • Фискальная политика во многом основана на идеях британского экономиста Джона Мейнарда Кейнса.
  • Кейнс утверждал, что правительства могут стабилизировать деловой цикл и регулировать экономическое производство, а не позволять рынкам самостоятельно исправлять ситуацию.
  • Экспансионистская фискальная политика снижает налоговые ставки или увеличивает расходы, чтобы повысить совокупный спрос и стимулировать экономический рост.
  • Сжимающая фискальная политика повышает ставки или сокращает расходы для предотвращения или снижения инфляции.

Понимание фискальной политики

Фискальная политика в значительной степени основана на идеях британского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946), который утверждал, что экономический спад вызван дефицитом потребительских расходов и компонентов бизнес-инвестиций в совокупном спросе. Кейнс считал, что правительства могут стабилизировать деловой цикл и регулировать объем производства путем корректировки политики расходов и налогообложения, чтобы восполнить дефицит частного сектора. Его теории были разработаны в ответ на Великую депрессию, которая опровергала предположения классической экономической теории о том, что экономические колебания самокорректируются. Идеи Кейнса были очень влиятельными и привели к Новому курсу в США, который включал огромные расходы на проекты общественных работ и программы социального обеспечения.

В кейнсианской экономике совокупный спрос или расходы — это то, что движет производительностью и ростом экономики. Совокупный спрос состоит из потребительских расходов, инвестиций в бизнес, чистых государственных расходов и чистого экспорта.По мнению кейнсианских экономистов, компоненты совокупного спроса частного сектора слишком изменчивы и слишком зависят от психологических и эмоциональных факторов, чтобы поддерживать устойчивый рост экономики.1

Пессимизм, страх и неуверенность среди потребителей и предприятий могут привести к экономическим спадам и депрессиям, а чрезмерное изобилие в хорошие времена может привести к перегреву экономики и инфляции. Однако, согласно кейнсианцам, государственным налогообложением и расходами можно рационально управлять и использовать их для противодействия чрезмерным и недостаткам потребления и инвестиционных расходов частного сектора в целях стабилизации экономики.

Когда расходы частного сектора снижаются, правительство может тратить больше и / или меньше платить налоги, чтобы напрямую увеличить совокупный спрос. Когда частный сектор излишне оптимистичен и тратит слишком много, слишком быстро на потребление и новые инвестиционные проекты, правительство может тратить меньше и / или больше платить налоги, чтобы снизить совокупный спрос.

Это означает, что для стабилизации экономики правительству следует иметь большой бюджетный дефицит во время экономических спадов и поддерживать профицит бюджета, когда экономика растет. Они известны как экспансионистская или сдерживающая фискальная политика соответственно.

Изменчивое поведение частного сектора

По мнению кейнсианских экономистов, компоненты совокупного спроса в частном секторе слишком изменчивы и слишком зависят от психологических и эмоциональных факторов, чтобы поддерживать устойчивый рост экономики.

Пессимизм, страх и неуверенность среди потребителей и предприятий могут привести к экономическим спадам и депрессиям. Более того, чрезмерное увлечение государственным сектором в хорошие времена может привести к перегреву экономики и инфляции.

Однако кейнсианцы считают, что государственное налогообложение и расходы могут управляться рационально и использоваться для противодействия избыткам и недостаткам потребления и инвестиционных расходов частного сектора с целью стабилизации экономики.

Корректирующие фискальные действия правительства

Когда расходы частного сектора снижаются, правительство может тратить больше и/или взимать меньше налогов, чтобы напрямую увеличить совокупный спрос. Когда частный сектор проявляет чрезмерный оптимизм и тратит слишком много и слишком быстро на потребление и новые инвестиционные проекты, правительство может тратить меньше и/или взимать больше налогов, чтобы снизить совокупный спрос.

Это означает, что для стабилизации экономики правительство должно иметь большой дефицит бюджета во время экономического спада и профицит бюджета, когда экономика растет. Такие меры известны как экспансионистская или сократительная фискальная политика, соответственно.

Пример фискальной политики

В 2008 году в США произошел серьезный экономический спад, вызванный крахом рынка жилья и финансовым кризисом. Чтобы помочь бороться с рецессией, правительство проводило экспансионистскую фискальную политику.

Одним из примеров такой политики стал Закон о восстановлении и реинвестировании экономики США (ARRA), в рамках которого было выделено более 800 миллиардов долларов на инфраструктурные проекты, образование и программы социального обеспечения. Правительство также снизило налоги для физических и юридических лиц, чтобы стимулировать расходы и инвестиции.

Такая фискальная политика помогла стимулировать экономический рост и снизить уровень безработицы. К 2010 году экономика начала восстанавливаться, а к 2012 году уровень безработицы снизился примерно до 8%.

В целом, стимулирующая фискальная политика ARRA сыграла значительную роль в восстановлении США после Великой рецессии.

Типы фискальной политики

Экспансионистская политика

Чтобы проиллюстрировать, как правительство может использовать фискальную политику для воздействия на экономику, рассмотрим экономику, находящуюся в состоянии рецессии. Правительство может выпустить налоговые скидки, чтобы увеличить совокупный спрос и стимулировать экономический рост.

Логика такого подхода заключается в том, что когда люди платят более низкие налоги, у них появляется больше денег, которые они могут потратить или инвестировать, что приводит к повышению спроса. Этот спрос заставляет фирмы нанимать больше людей, снижая уровень безработицы и создавая жесткую конкуренцию за рабочую силу. Это, в свою очередь, приводит к росту заработной платы, что дает потребителям больше доходов для трат и инвестиций. Это добродетельный круг, или петля положительной обратной связи.

В качестве альтернативы, вместо снижения налогов, правительство может добиваться экономического роста за счет увеличения расходов (без соответствующего увеличения налогов). Например, строительство новых автомагистралей может увеличить занятость, тем самым стимулируя спрос и рост.

Экспансионистская фискальная политика обычно характеризуется дефицитными расходами. Дефицит расходов возникает, когда государственные расходы превышают доходы от налогов и других источников. На практике дефицитные расходы обычно являются результатом сочетания снижения налогов и увеличения расходов.

Контракционная политика

В условиях растущей инфляции и других симптомов экспансии правительство может проводить сжимающую фискальную политику, возможно, даже спровоцировать короткую рецессию, чтобы восстановить баланс экономического цикла.

Для этого правительство повышает налоги, снижает государственные расходы и сокращает заработную плату или рабочие места в государственном секторе.

Если экспансионистская фискальная политика предполагает дефицит расходов, то сократительная фискальная политика характеризуется профицитом бюджета. Однако такая политика используется редко, поскольку политически она очень непопулярна.

Таким образом, государственные политики сталкиваются с различными стимулами в отношении того, проводить ли экспансионистскую или сократительную фискальную политику. Поэтому предпочтительным инструментом для сдерживания неустойчивого роста обычно является сокращающая монетарная политика. Денежно-кредитная политика предполагает повышение процентных ставок Федеральной резервной системой США и ограничение предложения денег и кредитов с целью сдерживания инфляции.

Политика расширения

Чтобы проиллюстрировать, как правительство может использовать фискальную политику для воздействия на экономику, рассмотрим экономику, которая переживает рецессию. Правительство может выпустить скидки на налоговые стимулы для увеличения совокупного спроса и стимулирования экономического роста.

Логика этого подхода заключается в том, что, когда люди платят более низкие налоги, у них появляется больше денег, которые они могут потратить или инвестировать, что способствует более высокому спросу. Этот спрос побуждает фирмы нанимать больше, снижая безработицу и более яростно конкурировать за рабочую силу. В свою очередь, это способствует повышению заработной платы и дает потребителям больше доходов, которые они могут тратить и инвестировать. Это благоприятный цикл или цикл положительной обратной связи .

Вместо того, чтобы снижать налоги, правительство может стремиться к экономическому росту за счет увеличения расходов (без соответствующего повышения налогов). Например, за счет строительства большего количества автомагистралей это может увеличить занятость, стимулируя спрос и рост.

Экспансионистская фискальная политика обычно характеризуется дефицитными расходами , когда государственные расходы превышают поступления от налогов и других источников. На практике дефицитные расходы, как правило, являются результатом сочетания снижения налогов и увеличения расходов.

Недостатки расширения

Растущий дефицит относится к числу жалоб на экспансионистскую фискальную политику, при этом критики жалуются, что поток государственных красных чернил может сказаться на росте и в конечном итоге создать необходимость в пагубной экономии . Многие экономисты просто оспаривают эффективность экспансионистской фискальной политики, утверждая, что государственные расходы слишком легко вытесняют инвестиции частного сектора.

Политика экспансии также популярна — до опасной степени, говорят некоторые экономисты. Отменить налогово-бюджетные стимулы сложно с политической точки зрения. Независимо от того, имеет ли это желаемый макроэкономический эффект или нет, избирателям нравятся низкие налоги и государственные расходы. Из-за политических стимулов, с которыми сталкиваются лица, определяющие политику, обычно наблюдается постоянный уклон в сторону более или менее постоянных дефицитных расходов, которые можно частично рационализировать как «полезные для экономики».

В конце концов, экономический рост может выйти из-под контроля — рост заработной платы приведет к инфляции и начнут формироваться пузыри активов . Высокая инфляция и риск широкомасштабных дефолтов, когда лопаются долговые пузыри, могут нанести серьезный ущерб экономике, и этот риск, в свою очередь, заставляет правительства (или их центральные банки) менять курс и пытаться «сжать» экономику.

Сдерживающая политика

Перед лицом растущей инфляции и других симптомов экспансии правительство может проводить сдерживающую фискальную политику , возможно, даже до такой степени, чтобы вызвать кратковременную рецессию, чтобы восстановить баланс экономического цикла. Правительство делает это за счет увеличения налогов, сокращения государственных расходов и сокращения заработной платы или рабочих мест в государственном секторе.

Там, где экспансионистская фискальная политика предполагает дефицит, сдерживающая фискальная политика характеризуется профицитом бюджета. Однако эта политика используется редко, так как она крайне непопулярна в политическом отношении. Таким образом, лица, определяющие государственную политику, сталкиваются с серьезной асимметрией в своих стимулах к проведению экспансионистской или сдерживающей фискальной политики. Вместо этого предпочтительным инструментом сдерживания неустойчивого роста обычно является сдерживающая денежно-кредитная политика или повышение процентных ставок и ограничение предложения денег и кредита с целью сдерживания инфляции.