Индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI)

Что такое Индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI)?

Индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI) — это общепринятая мера рыночной концентрации, которая используется для определения рыночной конкурентоспособности, часто до и после сделок M&A.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI) является общепринятым показателем концентрации рынка.Он рассчитывается путем возведения в квадрат рыночной доли каждой фирмы, конкурирующей на рынке, и последующего суммирования полученных чисел.Он может варьироваться от нуля до 10 000.Министерство юстиции США использует HHI для оценки потенциальных проблем слияний.1

Краткая справка

Регулирующие органы используют индекс HHI, используя 50 крупнейших компаний в конкретной отрасли, чтобы определить, следует ли считать эту отрасль конкурентоспособной или близкой к монополии.2

Ключевые моменты

  • Индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI) является обычным показателем рыночной концентрации и используется для определения рыночной конкурентоспособности, часто до и после сделок M&A.
  • Рынок с HHI менее 1500 считается конкурентным рынком, HHI от 1500 до 2500 — умеренно концентрированным рынком, а HHI 2500 или выше — высококонцентрированным рынком.
  • Главный недостаток HHI заключается в том, что это настолько простая мера, что не учитываются сложности различных рынков.

Формула для индекса Херфиндаля-Хиршмана:

Как работает индекс Херфиндаля-Хиршмана?

Чем ближе рынок к монополии , тем выше концентрация рынка (и тем ниже конкуренция). Если, например, в отрасли существует только одна фирма, эта фирма будет иметь 100% долю рынка, а индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI) будет равен 10 000, что указывает на монополию. Если бы конкурировали тысячи фирм, каждая имела бы почти 0% рыночной доли, а HHI был бы близок к нулю, что указывало бы на почти идеальную конкуренцию.

Министерство юстиции США считает рынок с HHI менее 1500 конкурентным рынком, HHI от 1500 до 2500 — умеренно концентрированным рынком, а HHI от 2500 или выше — высококонцентрированным рынком.Как правило, слияния, которые увеличивают HHI более чем на 200 пунктов на высококонцентрированных рынках, вызывают опасения по поводу антимонопольного законодательства, поскольку предполагается, что они усиливают рыночную власть в соответствии с разделом 5.3 Руководства по горизонтальным слияниям, совместно выпущенным министерством и Федеральной торговой комиссией ( FTC).1

Основным преимуществом индекса Херфиндаля-Хиршмана (HHI) является простота расчета, необходимого для его определения, и небольшой объем данных, необходимых для расчета. Основной недостаток HHI проистекает из того факта, что это настолько простая мера, что она не может принять во внимание сложность различных рынков таким образом, чтобы позволить действительно точную оценку конкурентных или монополистических рыночных условий.

Пример расчета индекса Херфиндаля-Хиршмана

HHI рассчитывается путем возведения доли рынка каждой фирмы в отрасли в квадрат и суммирования результата, как показано в приведенном выше уравнении.

Рассмотрим следующую гипотетическую отрасль с четырьмя фирмами:

  1. Одна компания на рынке = 40%
  2. Доля фирмы на рынке 2 = 30%
  3. Доля на рынке трех фирм = 15%
  4. Доля рынка четырех фирм = 15%

HHI рассчитывается как:

Это значение HHI считается высококонцентрированной отраслью, как и ожидалось, поскольку здесь всего четыре фирмы. Но количество фирм в отрасли не обязательно указывает на концентрацию рынка, поэтому расчет HHI важен.

Например, предположим, что в отрасли 20 фирм. Фирма 1 имеет долю рынка 48,59%, а каждая из 19 оставшихся фирм имеет долю рынка 2,71% каждая. HHI будет ровно 2500, что указывает на высококонцентрированный рынок. Если бы у фирмы номер один была доля рынка 35,82%, а у каждой из оставшихся фирм была бы доля рынка 3,38%, HHI был бы ровно 1500, указывая на конкурентный рынок.

Ограничения индекса HHI

Базовая простота HHI несет в себе некоторые присущие ему недостатки, в первую очередь с точки зрения неспособности определить конкретный рынок, который исследуется надлежащим, реалистичным образом. Например, рассмотрим ситуацию, в которой HHI используется для оценки отрасли, в которой определено 10 активных компаний, и каждая компания имеет около 10% доли рынка. Используя базовый расчет HHI, отрасль будет казаться высококонкурентной.

Однако на рынке одна компания может иметь от 80% до 90% бизнеса в определенном сегменте рынка, таком как продажа одного конкретного товара. Таким образом, эта фирма имела бы почти полную монополию на производство и продажу этого продукта.

Другая проблема при определении рынка и учете доли рынка может возникнуть из-за географических факторов.Эта проблема может возникнуть, когда в отрасли есть компании с примерно равной долей рынка, но каждая из них работает только в определенных регионах страны, так что каждая фирма, по сути, имеет монополию на конкретном рынке, на котором она ведет бизнес. .Например, в то время как слияние Sprint и T-Mobile увеличит значение HHI для всей страны на несколько сотен пунктов, из-за того, что доля рынка сосредоточена в определенных географических областях, значение индекса увеличится более чем на 1000 пунктов. на многих рынках.3 По этим причинам для правильного использования HHI необходимо принять во внимание другие факторы и четко определить рынки.