Как цены на продукцию влияют на валовую прибыль и EBITDA
Два общих показателя для измерения прибыльности — это валовая прибыль и прибыль до вычета процентов, налогов, износа и амортизации (EBITDA). Независимо от того, какой показатель используется, все показатели прибыльности начинаются с выручки. Выручка — это доход от продажи товаров или услуг, который рассчитывается путем умножения цены продукта на количество проданных товаров. Таким образом, цены на продукцию могут существенно повлиять на прибыльность на всех уровнях, включая валовую прибыль и EBITDA.
Если все остальное остается равным, увеличение цены приводит к соответствующему увеличению дохода и прибыли. Если компания ABC продаст 10 000 виджетов по 5 долларов за штуку, ее доход составит 50 000 долларов. Если компания ABC увеличивает цены на виджеты на 1 доллар, а объем продаж остается стабильным, выручка увеличивается на 10 000 долларов.
Как доход влияет на валовую прибыль
Увеличение доходов отражается на показателях рентабельности. Например, валовая прибыль равна общей выручке за вычетом стоимости проданных товаров (COGS). Таким образом, если компания увеличивает цены на продукцию, но продажи и себестоимость продукции остаются стабильными, валовая прибыль увеличивается, равной увеличению выручки.
Если компания ABC имеет COGS в размере 5000 долларов на 10 000 продаваемых ею виджетов, ее валовая прибыль вырастет с 45 000 до 55 000 долларов в результате повышения цены на 1 доллар при условии, что все остальное останется без изменений. Это важно, потому что чем выше валовая прибыль компании, тем больше доходов остается для покрытия других расходов, необходимых для ведения бизнеса. Компании со слабой валовой прибылью, как правило, имеют менее стабильную чистую прибыль, что делает их менее привлекательными для инвесторов.
Как EBITDA выигрывает от увеличения выручки
EBITDA также выигрывает от увеличения выручки, хотя ее расчет более сложен. Поскольку EBITDA отражает сумму выручки, которая остается в составе прибыли после учета всех расходов, кроме процентов, налогов, износа и амортизации, она часто рассчитывается путем добавления этих затрат обратно к показателю чистой прибыли или чистой прибыли. Как и в случае с валовой прибылью, увеличение продажной цены означает соответствующее увеличение EBITDA, если все расходы останутся стабильными.
Предположим, компания ABC, продавая только 10 000 виджетов в год, получает чистую прибыль в размере 30 000 долларов США при продаже каждого виджета за 5 долларов. Разница между чистой прибылью компании ABC и ее валовой прибылью составляет 15 000 долларов США, что означает, что общие расходы компании составляют 20 000 долларов США, включая COGS. Скажем, 20 000 долларов, процентные расходы составляют 2 000 долларов, налоги составляют 4 000 долларов, а амортизационные отчисления составляют 2 000 долларов каждый. Когда каждый виджет продается за 5 долларов, EBITDA компании составляет 30 000 долларов США + 2 000 долларов США + 4 000 долларов США + 2 000 долларов США + 2 000 долларов США, или 40 000 долларов США.
Если выручка вырастет до 60 000 долларов в результате увеличения продажной цены на 1 доллар, а все расходы останутся стабильными, чистая прибыль компании составит 40 000 долларов. EBITDA также выросла: 40 000 + 2 000 + 4 000 + 2 000 + 2 000 = 50 000 долларов.
Однако изменение цен редко бывает таким простым, и часто повышение цены должно сопровождаться улучшением качества продукции, соизмеримым с более высокими затратами для потребителей. Если цена продукта слишком высока, продажи могут упасть, поскольку клиенты решат вести бизнес в другом месте, что приведет к снижению доходов и прибыли.