Является ли литий лучшей ставкой на перегретом рынке электромобилей?

Революция электромобилей идет полным ходом, и сектор продолжает ставить новые рекорды. Недавний отчет Корейского института автомобильных технологий (KAII) показывает, что в первые три квартала 2021 года мировые продажи электромобилей превысили 3 миллиона единиц, что позволит им впервые в истории превысить отметку в 4 миллиона единиц в год. BloombergNEF настроен еще более оптимистично и ожидает, что мировые продажи электрических пассажирских автомобилей в этом году составят 5,6 млн. единиц, что составляет впечатляющие 8% от продаж новых автомобилей.

Китай, безусловно, остается крупнейшим покупателем электромобилей: за указанный период в стране было продано 1,76 миллиона единиц. Соединенные Штаты занимают далекое второе место с 272 554 единицами, за ними следуют Германия 243 892 единицы, Великобритания 131 832 единицы, Франция 114 836 единиц и Норвегия 84 428 единиц. Продажи электромобилей составили 9,4% от продаж новых автомобилей в Китае, но всего 2,3% в США.

В целом по компании, Tesla Inc. (NASDAQ:TSLA) остается самой популярной моделью после продажи 625 624 единиц; китайская SAIC Motor продала 413 037 единиц; Volkswagen 287 852 единиц; и китайская BYD Corp. (NYSE:BYD) с 189 751 единицей. Еще в октябре Tesla сообщила, что в третьем квартале 2021 года она поставила 241 300 электромобилей, что более чем на 70% превышает прошлогодние поставки за тот же период и значительно превосходит прогнозируемые Уолл-стрит 220 900 единиц.

Показатели продаж за четвертый квартал уже выглядят отлично: Xpeng Inc. (NYSE:XPEV) и BYD Co (NYSE:BYD) сообщили, что продажи в октябре утроились по сравнению с годом ранее, а Li Auto (NASDAQ:LI) сообщила, что продажи удвоились.

Хотя эти цифры впечатляют по любым меркам, инвестирование в акции EV — это не простое и понятное дело.

К тому же, эти радужные цифры роста не помешали представителям Уолл-стрит выразить серьезную обеспокоенность по поводу высоких оценок в этой сфере.

По данным аналитиков Bernstein, коллективная рыночная стоимость 15 крупнейших производителей ДВС составляет $1,2T по сравнению с коллективной оценкой чисто EV-производителей в $1,1T, несмотря на то, что первые продают 99% всех новых автомобилей в мире, а вторые — лишь мизерный 1%.

И это может оказаться проблематичным для акций EV.

Крутые оценки

Тони Сакконаги из Bernstein делает довольно лаконичный вывод о том, как рынок оценивает EV в сравнении с традиционными производителями ДВС:

«Мысль, конечно, заключается в том, что в конечном итоге поставщики электромобилей в чистом виде будут доминировать в автомобильном мире. В 2014 году на их долю приходилось 15% всех проданных BEV. Сегодня их доля составляет 28%. Однако даже если к 2030 году на них будет приходиться 50% всех продаваемых EV — что может быть агрессивным — по-прежнему трудно оправдать их текущую оценку».

Бернштейн обеспокоен тем, что рынок предполагает, что традиционные OEM-производители не смогут предложить конкурентоспособные предложения EV в будущем или сделают это с большой задержкой. Кроме того, рынок, по-видимому, считает, что новые производители EV смогут получать значительно больше прибыли с каждого автомобиля, в основном за счет лучшего распределения и автономности/дополнительных услуг. Аналитик отмечает, что это предположение не совсем безосновательно, поскольку полное автономное вождение по цене $10K за автомобиль радикально изменит профиль маржи (и оценки) отрасли.

Но Сакконаги не согласен с предположением, что чистые EV, такие как Tesla, всегда будут сохранять огромное эксплуатационное преимущество над своими конкурентами с ДВС, вышедшими на рынок позднее:

«При этом мы считаем, что автомобильная промышленность является все более глобальной и гиперконкурентной отраслью, и мы полагаем, что избыточная прибыль и технологические инновации, вероятно, будут со временем вытеснены конкурентами, как это было исторически».

Кроме того, компании, производящие электромобили, остаются уязвимыми к краткосрочным неблагоприятным факторам, включая проблемы с оценкой стоимости и узкие места в цепочке поставок, а новые чистые игроки, такие как Fisker (NYSE:FSR), Faraday Future Intelligent (NASDAQ: FFIE), Lordstown Motors (NASDAQ:RIDE), Nikola (NASDAQ:NKLA), Lucid Motors (NASDAQ:LCID), Nio (NYSE:NIO), XPeng (NYSE:XPEV), Li Auto (NASDAQ:LI), Canoo (NASDAQ:GOEV) и Rivian (RIVN) более уязвимы.

Действительно, в то время как TSLA может похвастаться впечатляющей доходностью в 54,3% с начала года, многие EV-стартапы испытывают трудности: FFIE (-15,6%), RIDE (-74,5%), NKLA (-12,3%), XPEV (+12,8), Li (+11,6), GOEV (-21,7%) и WKHS (-65,7%). В этой категории выделяются Fisker и Lucid Motors, доходность которых с начала года составила 46,1% и 425% соответственно.

Литиевый бум

Инвестиции в литиевый сектор представляются более безопасным способом сыграть на буме EV.

В связи с тем, что энергетический переход идет полным ходом, эксперты Уолл-стрит предсказывают, что металлы, используемые в секторе чистой энергии, такие как литий, медь, никель и кобальт, могут стать нефтью будущего.

Согласно недавнему анализу, проведенному Eurasia Review, цены на эти четыре металла могут достичь исторических максимумов в течение беспрецедентно длительного периода времени при сценарии чистого нулевого выброса, при этом общая стоимость производства вырастет более чем в четыре раза в период 2021-2040 годов и даже сравняется с общей стоимостью производства сырой нефти.

В сценарии с нулевым уровнем выбросов бум спроса на металлы может привести к более чем четырехкратному увеличению стоимости производства металлов — в общей сложности 13 триллионов долларов, накопленных за следующие два десятилетия только для четырех металлов. Это может сравниться с предполагаемой стоимостью добычи нефти при сценарии нулевых выбросов за тот же период, что делает четыре металла макрозначимыми для инфляции, торговли и производства, а также обеспечивает значительный выигрыш для производителей сырья.

В прошлом году компания Mining.com запустила Индекс металлов для аккумуляторных батарей EV — инструмент, который отслеживает стоимость лития, кобальта, никеля и других металлов для аккумуляторных батарей, поступающих в глобальную индустрию EV в каждый конкретный момент времени. Индекс объединяет два основных набора данных: цены, уплаченные за добытые минералы в точке входа в глобальную цепочку поставок батарей, и взвешенный по продажам объем сырья в батареях электрических и гибридных легковых автомобилей, проданных по всему миру.

Согласно августовскому отчету Mining.com, индекс EV Meta (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)l Index к концу июня составил $2,68 млрд. Это фактически означает, что в первом полугодии 2021 года было произведено больше металла для батарей EV, чем за весь 2020 год, который сам по себе был рекордным.

Литий продолжает лидировать: средний объем лития в расчете на один автомобиль, включая гибриды, в июне вырос на 30% в годовом исчислении, увеличившись с 14 кг до чуть более 18 кг. По данным компании Benchmark Mineral Intelligence, цены на литий удвоились за последний год и в настоящее время достигли $16 500 за тонну (гидроксид с завода в Китае в середине августа).

Jiangxi Ganfeng Lithium, крупнейшая в мире компания по добыче лития с рыночной капитализацией 19 миллиардов долларов, предсказала, что цены на литий продолжат расти, поскольку производство лития не успевает за массовым спросом на электромобили. Китайская компания имеет приличный авторитет на улице — в конце концов, среди ее клиентов такие ведущие производители электромобилей, как Tesla Inc. и BMW (OTCPK:BMWYY).

Источник:Mining.com

Инвесторы, вошедшие в литиевую отрасль несколько лет назад, тогда поспешили, отчасти из-за несвоевременного чрезмерного энтузиазма, а отчасти потому, что логика была следующей: Любые новые литиевые рудники, которые могли бы способствовать натиску батарей для электромобилей, потребуют годы для ввода в эксплуатацию с нуля — поэтому лучше начать заранее.

Теперь, когда бум EV находится в зеркале переднего вида, а гигафабрики по производству аккумуляторов обещают стать крупными покупателями, мы наконец-то можем увидеть, как формируется долгожданный кризис предложения.

Цены на карбонат лития аккумуляторного класса начали преодолевать трехлетний спад во второй половине 2020 года благодаря устойчивому спросу на электромобили, восстановившемуся после коронавируса. В 2021 году цены на карбонат лития выросли на 91%.

В основном это связано с отсрочкой расширения литиевых проектов в Южной Америке — в связи с предыдущими прогнозами спроса, а также с влиянием пандемии. Ожидается, что это замедлит краткосрочное предложение литиевого соединения и улучшит ценообразование, согласно Ganfeng.

Вот несколько лучших акций, на которых можно сыграть в условиях продолжающегося литиевого и EV-бума.

#1. Albemarle Corp.

Рыночная капитализация: $32,3 млрд.

Доходность с начала года: 85,3%

Albemarle Corporation (NYSE:ALB) — производитель лития из Шарлотты, штат Северная Каролина, занимается разработкой, производством и продажей специализированных химических продуктов по всему миру.

Литиевый сегмент компании предлагает соединения лития, включая карбонат лития, гидроксид лития, хлорид лития, и специальные литиевые продукты для использования в литиевых батареях для бытовой электроники и электромобилей, высокоэффективных смазках, термопластичных эластомерах для автомобильных шин, резиновых подошвах, пластиковых бутылках, катализаторах химических реакций, процессах органического синтеза и других рынках.

В своем последнем отчете о доходах ALB опубликовала выручку за третий квартал в размере $830,6 млн (+11,2% г/г), превысив консенсус-прогноз Уолл-стрит на $66,01 млн; прибыль на акцию не по GAAP в размере $1,05 оказалась выше на $0,28, а скорректированный показатель EBITDA составил $217,6 млн.

Около недели назад Дегас Райт, основатель и генеральный директор Decatur Capital, сообщил CNBC, что акции ALB Albemarle должны выиграть от эйфории по поводу электромобилей.

#2. Lithium Americas Corp.

Рыночная капитализация: $4.0B

Доходность с начала года: 162,3%

Lithium Americas Corp. (NYSE:LAC)- ранее Western Lithium USA Corporation — является канадской компанией по разведке лития, которая работает как ресурсная компания в США. LAC владеет долями в проекте Cauchari-Olaroz, расположенном в провинции Жужуй в Аргентине, и проекте Thacker Pass, расположенном на северо-западе штата Невада.

В марте инвестиционный консультант B. Riley начал освещение акций LAC с рейтингом «покупать» и ценовым ориентиром в 25 долларов, отметив, что компания приближается к завершению крупного литиевого проекта и разрабатывает еще один долгосрочный ресурс в США. Акции LAC начали расти после того, как компания успешно расширила оценку минеральных ресурсов на проекте Thacker Pass в Неваде до 13,7 млн метрических тонн лития в карбонатно-литиевом эквиваленте и увеличила запланированную мощность первой фазы до 40 тыс. тонн/год карбоната лития.

Lithium Americas также ведет неорганическое расширение и договорилась о покупке Millennial Lithium за ~US$400M наличными и акциями. По словам компании, присоединение проекта Millennial по добыче литиевого рассола Pastos Grandes в Аргентине открывает привлекательные возможности для регионального роста в непосредственной близости от ее проекта Caucharí-Olaroz с потенциалом получения значительных синергетических эффектов.

#3. Livent Corp.

Рыночная капитализация: $4.8B

Доходность с начала года: 58,2%

Компания Livent Corporation (NYSE:LTHM) из Пенсильвании является одной из самых новых компаний в литиевой сфере, зарегистрированной в 2018 году. Livent производит и продает литиевые соединения, используемые в основном в литиевых батареях, специальных полимерах и химическом синтезе в Северной Америке, Латинской Америке, Европе, на Ближнем Востоке, в Африке и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В прошлом месяце Citi повысил рейтинг LTHM до «Покупать» с «Нейтрального», заявив, что компания должна выиграть от улучшения ценообразования и запланированного расширения мощностей в 2022 и 2023 годах.

Citi считает, что литиевый сектор продолжает получать выгоду от благоприятных фундаментальных показателей благодаря высокому спросу со стороны электромобилей, в то время как предложение с трудом поспевает за ним.

Между тем, аналитики Piper Sandler недавно инициировали Livent с рейтингом Overweight, ссылаясь на оптимистичный прогноз для сектора химии и материалов для аккумуляторов.

Алекс Кимани для Oilprice.com