Является ли литий лучшей ставкой на перегретом рынке электромобилей?
Революция электромобилей идет полным ходом, и сектор продолжает ставить новые рекорды. Недавний отчет Корейского института автомобильных технологий (KAII) показывает, что в первые три квартала 2021 года мировые продажи электромобилей превысили 3 миллиона единиц, что позволит им впервые в истории превысить отметку в 4 миллиона единиц в год. BloombergNEF настроен еще более оптимистично и ожидает, что мировые продажи электрических пассажирских автомобилей в этом году составят 5,6 млн. единиц, что составляет впечатляющие 8% от продаж новых автомобилей.
Китай, безусловно, остается крупнейшим покупателем электромобилей: за указанный период в стране было продано 1,76 миллиона единиц. Соединенные Штаты занимают далекое второе место с 272 554 единицами, за ними следуют Германия 243 892 единицы, Великобритания 131 832 единицы, Франция 114 836 единиц и Норвегия 84 428 единиц. Продажи электромобилей составили 9,4% от продаж новых автомобилей в Китае, но всего 2,3% в США.
В целом по компании, Tesla Inc. (NASDAQ:TSLA) остается самой популярной моделью после продажи 625 624 единиц; китайская SAIC Motor продала 413 037 единиц; Volkswagen 287 852 единиц; и китайская BYD Corp. (NYSE:BYD) с 189 751 единицей. Еще в октябре Tesla сообщила, что в третьем квартале 2021 года она поставила 241 300 электромобилей, что более чем на 70% превышает прошлогодние поставки за тот же период и значительно превосходит прогнозируемые Уолл-стрит 220 900 единиц.
Показатели продаж за четвертый квартал уже выглядят отлично: Xpeng Inc. (NYSE:XPEV) и BYD Co (NYSE:BYD) сообщили, что продажи в октябре утроились по сравнению с годом ранее, а Li Auto (NASDAQ:LI) сообщила, что продажи удвоились.
Хотя эти цифры впечатляют по любым меркам, инвестирование в акции EV — это не простое и понятное дело.
К тому же, эти радужные цифры роста не помешали представителям Уолл-стрит выразить серьезную обеспокоенность по поводу высоких оценок в этой сфере.
По данным аналитиков Bernstein, коллективная рыночная стоимость 15 крупнейших производителей ДВС составляет $1,2T по сравнению с коллективной оценкой чисто EV-производителей в $1,1T, несмотря на то, что первые продают 99% всех новых автомобилей в мире, а вторые — лишь мизерный 1%.
И это может оказаться проблематичным для акций EV.
Крутые оценки
Тони Сакконаги из Bernstein делает довольно лаконичный вывод о том, как рынок оценивает EV в сравнении с традиционными производителями ДВС:
«Мысль, конечно, заключается в том, что в конечном итоге поставщики электромобилей в чистом виде будут доминировать в автомобильном мире. В 2014 году на их долю приходилось 15% всех проданных BEV. Сегодня их доля составляет 28%. Однако даже если к 2030 году на них будет приходиться 50% всех продаваемых EV — что может быть агрессивным — по-прежнему трудно оправдать их текущую оценку».
Бернштейн обеспокоен тем, что рынок предполагает, что традиционные OEM-производители не смогут предложить конкурентоспособные предложения EV в будущем или сделают это с большой задержкой. Кроме того, рынок, по-видимому, считает, что новые производители EV смогут получать значительно больше прибыли с каждого автомобиля, в основном за счет лучшего распределения и автономности/дополнительных услуг. Аналитик отмечает, что это предположение не совсем безосновательно, поскольку полное автономное вождение по цене $10K за автомобиль радикально изменит профиль маржи (и оценки) отрасли.
Но Сакконаги не согласен с предположением, что чистые EV, такие как Tesla, всегда будут сохранять огромное эксплуатационное преимущество над своими конкурентами с ДВС, вышедшими на рынок позднее:
«При этом мы считаем, что автомобильная промышленность является все более глобальной и гиперконкурентной отраслью, и мы полагаем, что избыточная прибыль и технологические инновации, вероятно, будут со временем вытеснены конкурентами, как это было исторически».
Кроме того, компании, производящие электромобили, остаются уязвимыми к краткосрочным неблагоприятным факторам, включая проблемы с оценкой стоимости и узкие места в цепочке поставок, а новые чистые игроки, такие как Fisker (NYSE:FSR), Faraday Future Intelligent (NASDAQ: FFIE), Lordstown Motors (NASDAQ:RIDE), Nikola (NASDAQ:NKLA), Lucid Motors (NASDAQ:LCID), Nio (NYSE:NIO), XPeng (NYSE:XPEV), Li Auto (NASDAQ:LI), Canoo (NASDAQ:GOEV) и Rivian (RIVN) более уязвимы.
Действительно, в то время как TSLA может похвастаться впечатляющей доходностью в 54,3% с начала года, многие EV-стартапы испытывают трудности: FFIE (-15,6%), RIDE (-74,5%), NKLA (-12,3%), XPEV (+12,8), Li (+11,6), GOEV (-21,7%) и WKHS (-65,7%). В этой категории выделяются Fisker и Lucid Motors, доходность которых с начала года составила 46,1% и 425% соответственно.
Литиевый бум
Инвестиции в литиевый сектор представляются более безопасным способом сыграть на буме EV.
В связи с тем, что энергетический переход идет полным ходом, эксперты Уолл-стрит предсказывают, что металлы, используемые в секторе чистой энергии, такие как литий, медь, никель и кобальт, могут стать нефтью будущего.
Согласно недавнему анализу, проведенному Eurasia Review, цены на эти четыре металла могут достичь исторических максимумов в течение беспрецедентно длительного периода времени при сценарии чистого нулевого выброса, при этом общая стоимость производства вырастет более чем в четыре раза в период 2021-2040 годов и даже сравняется с общей стоимостью производства сырой нефти.
В сценарии с нулевым уровнем выбросов бум спроса на металлы может привести к более чем четырехкратному увеличению стоимости производства металлов — в общей сложности 13 триллионов долларов, накопленных за следующие два десятилетия только для четырех металлов. Это может сравниться с предполагаемой стоимостью добычи нефти при сценарии нулевых выбросов за тот же период, что делает четыре металла макрозначимыми для инфляции, торговли и производства, а также обеспечивает значительный выигрыш для производителей сырья.
В прошлом году компания Mining.com запустила Индекс металлов для аккумуляторных батарей EV — инструмент, который отслеживает стоимость лития, кобальта, никеля и других металлов для аккумуляторных батарей, поступающих в глобальную индустрию EV в каждый конкретный момент времени. Индекс объединяет два основных набора данных: цены, уплаченные за добытые минералы в точке входа в глобальную цепочку поставок батарей, и взвешенный по продажам объем сырья в батареях электрических и гибридных легковых автомобилей, проданных по всему миру.
Согласно августовскому отчету Mining.com, индекс EV Meta (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)l Index к концу июня составил $2,68 млрд. Это фактически означает, что в первом полугодии 2021 года было произведено больше металла для батарей EV, чем за весь 2020 год, который сам по себе был рекордным.
Литий продолжает лидировать: средний объем лития в расчете на один автомобиль, включая гибриды, в июне вырос на 30% в годовом исчислении, увеличившись с 14 кг до чуть более 18 кг. По данным компании Benchmark Mineral Intelligence, цены на литий удвоились за последний год и в настоящее время достигли $16 500 за тонну (гидроксид с завода в Китае в середине августа).
Jiangxi Ganfeng Lithium, крупнейшая в мире компания по добыче лития с рыночной капитализацией 19 миллиардов долларов, предсказала, что цены на литий продолжат расти, поскольку производство лития не успевает за массовым спросом на электромобили. Китайская компания имеет приличный авторитет на улице — в конце концов, среди ее клиентов такие ведущие производители электромобилей, как Tesla Inc. и BMW (OTCPK:BMWYY).