Импортозамещающая индустриализация (ISI)

Что такое Импортозамещающая индустриализация (ISI)?

Импортозамещающая индустриализация (ISI) — это экономическая теория, которой обычно придерживаются развивающиеся страны или страны с формирующимся рынком, которые стремятся уменьшить свою зависимость от развитых стран. Этот подход нацелен на защиту и инкубацию вновь сформированных отечественных производств  для полного развития секторов, чтобы производимые товары были конкурентоспособными с импортными товарами. Согласно теории ISI, этот процесс делает местные экономики и их страны самодостаточными.

Ключевые моменты

  • Индустриализация замещения импорта — это экономическая теория, которой придерживаются развивающиеся страны, которые хотят уменьшить свою зависимость от развитых стран.
  • ISI нацелена на защиту и инкубацию вновь сформированных отечественных производств для полного развития секторов, чтобы производимые товары были конкурентоспособными с импортными товарами.
  • Развивающиеся страны начали отвергать политику ISI в 1980-х и 1990-х годах.

Понимание индустриализации импортозамещения (ISI)

Основная цель реализованной теории замещающей индустриализации — защитить, укрепить и развить местную промышленность с использованием различных тактик, включая тарифы , импортные квоты и субсидируемые государственные займы. Страны, реализующие эту теорию, пытаются укрепить производственные каналы на каждом этапе разработки продукта. 

ISI прямо противоречит концепции сравнительных преимуществ, которая возникает, когда страны специализируются на производстве товаров с более низкими альтернативными издержками и их экспорте.

История теории импортозамещающей индустриализации (ISI)

ISI относится к политике экономики развития 20 — го века. Однако, сама теория пропагандируется с 18 — го века и была поддержана такими экономистами, как Александр Гамильтон и Фридриха Листа.

Изначально страны внедрили политику ISI на глобальном юге (Латинская Америка, Африка и некоторые части Азии), где намеревались развить самодостаточность путем создания внутреннего рынка в каждой стране. Успеху политики ISI способствовало субсидирование крупных отраслей, таких как производство электроэнергии и сельское хозяйство, а также поощрение национализации и протекционистской торговой политики.

Тем не менее, развивающиеся страны постепенно начали отказываться от ISI в 1980-х и 1990-х годах после подъема глобальной рыночной либерализации, концепции, основанной на программах Международного валютного фонда и Всемирного банка .

Теория индустриализации импортозамещения (ISI)

Теория ISI основана на группе политик развития. В основу этой теории положен аргумент о зарождающейся отрасли, тезис Зингера-Пребиша и кейнсианская экономика . Из этих экономических перспектив можно вывести группу практик: действующая промышленная политика, которая субсидирует и организует производство стратегических заменителей , торговые барьеры, такие как тарифы, завышенная валюта, которая помогает производителям импортировать товары, и отсутствие поддержки для прямые зарубежные инвестиции.

Связанная с ISI и переплетенная с ней школа структуралистской экономики. Эта школа, задуманная в работах экономистов-идеалистов и профессионалов в области финансов, таких как Ханс Зингер, Селсо Фуртадо и Октавио Пас, подчеркивает важность учета структурных особенностей страны или общества в экономическом анализе. То есть политические, социальные и другие институциональные факторы.

Важнейшей особенностью являются зависимые отношения, которые развивающиеся страны часто имеют с развитыми странами. Структурные экономические теории получили дальнейшее распространение благодаря Экономической комиссии ООН для Латинской Америки (ECLA или CEPAL, ее аббревиатура на испанском языке). Фактически, латиноамериканский структурализм стал синонимом эпохи ISI, которая процветала в различных странах Латинской Америки с 1950-х по 1980-е годы.

Пример индустриализации импортозамещения (ISI) из реального мира

Эта эпоха началась с создания ECLA в 1950 году, когда центральный банкир Аргентины Рауль Пребиш был ее исполнительным секретарем. В своем отчете Пребиш изложил интерпретацию растущего перехода Латинской Америки от роста, ориентированного на экспорт, к внутренне ориентированному городскому промышленному развитию. Этот отчет стал « основополагающим документом латиноамериканского структурализма » (если процитировать один научный доклад) и виртуальным руководством по индустриализации замещения импорта.

Вдохновленные призывом Пребиша к оружию, большинство латиноамериканских стран в последующие годы пережили ту или иную форму межведомственной разведки. Они расширили производство потребительских товаров недлительного пользования, таких как продукты питания и напитки, а затем расширили производство товаров длительного пользования, таких как автомобили и бытовая техника. Некоторые страны, такие как Аргентина, Бразилия и Мексика, даже развили собственное производство более совершенных промышленных товаров, таких как машины, электроника и самолеты.

Несмотря на то, что внедрение ISI было успешным в нескольких отношениях, оно привело к высокой инфляции и другим экономическим проблемам. Когда они усугубились стагнацией и кризисами внешней задолженности в 1970-х годах, многие латиноамериканские страны обратились за кредитами в МВФ и Всемирный банк. По настоянию этих институтов этим странам пришлось отказаться от протекционистской политики ISI и открыть свои рынки для свободной торговли.