Интеллектуальная собственность


Что такое интеллектуальная собственность?

Интеллектуальная собственность – это широкое категориальное описание набора нематериальных активов, принадлежащих компании и юридически защищенных ею от внешнего использования или реализации без согласия. Нематериальный актив – это нефизический актив, которым владеет компания.


Концепция интеллектуальной собственности связана с тем фактом, что определенным продуктам человеческого интеллекта должны быть предоставлены те же защитные права, что и в отношении физической собственности, называемой материальными активами. В большинстве развитых стран действуют правовые меры для защиты обеих форм собственности.

Ключевые выводы

  • Интеллектуальная собственность – это общий термин для набора нематериальных активов или активов, которые не являются физическими по своей природе.
  • Интеллектуальная собственность принадлежит компании и юридически защищена от использования или реализации извне без согласия компании.
  • Интеллектуальная собственность может состоять из многих типов активов, включая товарные знаки, патенты и авторские права.

Понимание интеллектуальной собственности

Компании стараются выявлять и защищать интеллектуальную собственность, потому что она имеет такую ​​высокую ценность в сегодняшней экономике, все более основанной на знаниях. Кроме того, создание ценной интеллектуальной собственности требует значительных вложений в интеллектуальные ресурсы и время квалифицированного труда. Это приводит к крупным инвестициям со стороны организаций и частных лиц, к которым другие не должны получать доступ без каких-либо прав.

Извлечение ценности из интеллектуальной собственности и предотвращение извлечения выгоды из нее другими – важная обязанность любой компании. Интеллектуальная собственность может принимать разные формы. Хотя это нематериальный актив, интеллектуальная собственность может быть гораздо более ценной, чем физические активы компании. Интеллектуальная собственность может представлять собой конкурентное преимущество и, как следствие, строго охраняется и защищается компаниями, владеющими этой собственностью.

Типы интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность может состоять из многих типов нематериальных активов, некоторые из наиболее распространенных перечислены ниже.

Патенты

Патент – это право собственности инвестора, которое обычно предоставляется государственным агентством, таким как Управление по патентам и товарным знакам США. Патент дает изобретателю исключительные права на изобретение, которое может представлять собой конструкцию, процесс, усовершенствование или физическое изобретение, такое как машина. Технологические и софтверные компании часто имеют патенты на свои разработки. Например, патент на персональный компьютер был  подан в 1980  году Стивом Джобсом и тремя другими коллегами из Apple Inc.

Авторские права

Авторское право предоставляет авторам и создателям оригинальных материалов исключительное право на использование, копирование или дублирование их материалов. Авторы книг охраняют авторские права на свои произведения, как и музыкальные исполнители. Авторское право также гласит, что первоначальные создатели могут предоставить  кому угодно разрешение на использование произведения посредством лицензионного соглашения.

Товарные знаки

Товарный знак является символом, фраза, или знаки, которые можно распознать и представляет собой продукт, который юридически отделяет его от других продуктов. Товарный знак присваивается исключительно компании, что означает, что компания владеет товарным знаком, и никто другой не может использовать или копировать его. Торговая марка часто ассоциируется с брендом компании. Например, логотип и торговая марка «Кока-Кола» принадлежит компании « Кока-Кола» (КО).

Франшизы

Франшизы является лицензия, компания, физическое лицо или сторона, называется франчайзи-покупок, позволяющие им использовать а-company’s-имя франчайзера, товарный знак, запатентованных знаний и процессов.

Франчайзи, как правило, владелец малого бизнеса или предприниматель, который работает в магазине или франшизы. Лицензия позволяет франчайзи продавать продукт или предоставлять услуги от имени компании. Взамен франчайзеру выплачивается стартовый взнос и постоянные  лицензионные сборы от франчайзи. Примеры компаний, использующих бизнес-модель франчайзинга, включают United Parcel Service (NYSE: UPS) и McDonald’s Corporation (NYSE: MCD).

Торговые секреты

Коммерческая тайна является процесс компании или практика, которая не является общедоступной информацией, которая обеспечивает экономическую выгоду или преимущества для компании или владельца коммерческой тайны. Компания должна активно защищать коммерческую тайну, и, как правило, она является результатом исследований и разработок компании. Примерами коммерческой тайны могут быть дизайн, образец, рецепт, формула или собственный процесс. Коммерческая тайна используется для создания бизнес-модели, которая дифференцирует предложения компании для своих клиентов, обеспечивая конкурентное преимущество.

Особые соображения

Многие формы интеллектуальной собственности не могут быть указаны в балансе как активы, поскольку не существует конкретных принципов бухгалтерского учета для оценки каждого актива. Однако стоимость собственности, как правило, отражается в цене акций, поскольку участники рынка осведомлены о существовании интеллектуальной собственности.

Некоторые нематериальные активы, например патенты, учитываются как собственность, потому что у них есть срок действия. Эти активы признаются по числовой стоимости в процессе амортизации. Амортизация – это метод учета, который снижает стоимость нематериального актива в течение определенного периода времени. Этот процесс помогает компании сократить свой доход за счет ежегодного списания определенной суммы для налоговых целей по мере того, как срок полезного использования нематериального актива сокращается.

Например, у патента может быть только 20 лет, прежде чем он будет зарегистрирован как общественное достояние. Компания присвоит патенту полную стоимость. Каждый год в течение 20 лет патент будет списываться или амортизироваться на одну и ту же сумму путем деления общей стоимости на 20 лет. Каждый год сумма амортизированных активов будет уменьшать чистую прибыль или прибыль компании для целей налогообложения. Однако интеллектуальная собственность, которая считается бессрочной, например товарный знак, не амортизируется, поскольку срок ее действия не истекает.

Реальный пример интеллектуальной собственности

В 2017 году было широко разрекламированное дело об интеллектуальной собственности, в котором компания Waymo подала в суд на Uber по обвинению в краже и внедрении технологий, связанных с программой автономных автомобилей Waymo. Планы в отношении технологии, хотя еще не полностью жизнеспособны, представляют собой значительную интеллектуальную собственность для Waymo. Когда они заявили, что Uber получил их интеллектуальную собственность, они смогли принять меры через судебную систему, чтобы попытаться помешать Uber использовать информацию для улучшения своей собственной программы беспилотных автомобилей.