IPO Rivian подвергает медленную гонку за коммерческими электромобилями испытанию публичным рынком

(Bloomberg) — Спустя 11 лет после того, как компания Tesla Inc. вышла на биржу с рыночной стоимостью менее 2 миллиардов долларов, один из ее наиболее пристально наблюдаемых конкурентов идет по ее следам с гораздо более богатой оценкой. Во вторник производитель электрогрузовиков Rivian Automotive Inc. объявит цену своего первичного публичного размещения акций, стремясь привлечь до 10 млрд. долларов США в ходе листинга, который может дать ему полностью разводненную оценку в размере более 70 млрд. долларов США. Если акции будут проданы по верхней границе их рыночного диапазона, это будет седьмое по величине IPO в США, согласно данным, собранным Bloomberg.

Самое читаемое от Bloomberg

Почему Гонконг строит квартиры размером с парковочное место

Куда делись все общественные туалеты?

Протесты COP26: Надувные коровы, мегафоны и радуга

Подъем Тихого океана вынуждает деревню коренных жителей переезжать. Кто заплатит?

Заслуживают ли тюрьмы второго шанса?

Инвесторы будут покупать обещания класса электромобилей, которые будут зеркальным отражением газовых автомобилей, доминирующих на пассажирском рынке: более крупные, громоздкие фургоны и пикапы, которые резко контрастируют с изящными седанами Tesla. Компания также пользуется поддержкой Amazon.com Inc. — интернет-гигант владеет 20% акций Rivian и разместил заказ на 100 000 ее фургонов.

Как и в случае со многими высоко оцененными стартапами, они также будут покупать амбициозные планы роста. Rivian поставила свои первые автомобили всего пару месяцев назад, а к концу года на заводе в Нормал, штат Иллинойс, будет произведено всего около 1 200 единиц. По оценкам компании, к концу 2023 года годовой объем производства на основном заводе достигнет 150 000 автомобилей.

Хотя спрос на продукцию Rivian, вероятно, будет превышать предложение в течение нескольких лет, компания сталкивается с «естественным потолком» в 300 000-400 000 единиц в год, написал в понедельник в своей записке аналитик New Street Research Пьер Феррагу. Отчасти это связано с ценой: Стоимость грузовика Rivian R1T начинается от $67 500 за самую базовую модель, а стоимость готовящейся к выпуску спортивной модели составляет $70 000.

«При цене выше $70 000 глобальный адресный рынок для внедорожников и пикапов Rivian составляет менее 1,5 млн единиц, и это будет переполненное пространство», — пишет Феррагу.

Скрытый режим

Несмотря на то, что компания Rivian является новичком на публичном рынке, ее вступление в мир потребительских электромобилей, базирующаяся в Ирвине, Калифорния, готовилось более десяти лет.

Основатель и главный исполнительный директор Р.Дж. Скэринг создал первую итерацию того, что стало Rivian, в 2009 году в своем родном штате Флорида.

На начальном этапе работа велась над небольшим спортивным автомобилем, который впоследствии был отложен в пользу прочного пикапа по указанию первого инвестора Мохаммеда Абдул Латифа Джамиля.

Компания оставалась в скрытом режиме почти 10 лет, до автосалона в Лос-Анджелесе в 2018 году, где Скаринг, имеющий докторскую степень Массачусетского технологического института, впервые показал публике свои аккумуляторные пикап и внедорожник.

Читать далее: Длинный, грязный путь Rivian к первому электрическому пикапу

Начав поставки в сентябре, Rivian стала первым автопроизводителем, выпустившим аккумуляторный пикап на рынок в США. Компания также намерена воспользоваться своим преимуществом, когда в этом году начнутся поставки спортивного внедорожника R1S, что обеспечит ей лидерство на рынке полноразмерных аккумуляторных внедорожников.

Конкуренция, Amazon

Когда конкуренты придут, их будет много — и зачастую они будут дешевле. Компания Ford Motor Co. забронировала более 160 000 необязательных заказов на F-150 Lightning, электрифицированную версию своего самого продаваемого пикапа, цена которого составляет около 40 000 долларов, хотя в продажу он поступит только весной следующего года.

General Motors Co., которая отказалась от потенциальной покупки доли в Rivian в 2019 году, представит осенью этого года EV-версию пикапа своего культового Hummer. Она также планирует представить EV-версию пикапа Silverado на выставке Consumer Electronics Show в январе. Tesla, тем временем, планирует начать производство своего футуристического пикапа Cybertruck в конце следующего года на новом заводе в Остине, штат Техас.

В последнее время оптимизм по поводу потенциальной оценки Rivian во многом связан с поддержкой автопроизводителя со стороны Amazon, в частности, с его заказом на 100 000 электрических фургонов для доставки грузов к концу десятилетия.

Сделка на поставку фургонов рассматривается как точка дифференциации для Rivian, дающая ей некоторую защиту от экономического спада, который может снизить аппетиты потребителей к пассажирским электромобилям. В октябре люди, знакомые с планом, сообщили Bloomberg News, что Scaringe в этом году планирует построить сотни фургонов для доставки, хотя Amazon не обязана покупать ни одного из них. Amazon определяет будущее Rivian и надеется на IPO за 80 миллиардов долларов (1)

По условиям соглашения, компания Amazon, расположенная в Сиэтле, штат Вашингтон, имеет эксклюзивные права на фургоны Rivian в течение четырех лет, с правом преимущественной покупки всех произведенных фургонов в течение еще двух лет после этого. Amazon также разрешено работать с другими автопроизводителями над электрическими фургонами.

‘Next Tesla’

«Премиальная рыночная оценка Rivian отражает ее право собственности на всю цепочку создания стоимости и свободу внедрения инноваций без необходимости иметь дело с активами, находящимися в затруднительном положении», — сказал старший аналитик по мобильности компании Pitchbook Асад Хуссейн. Между Rivian и Lucid на рынке наконец-то появились достойные доверия кандидаты на «следующую Tesla»».

У компании Tesla Элона Маска, которая недавно присоединилась к клубу компаний, оцениваемых в триллион долларов, могут быть свои соображения на этот счет.

В прошлом месяце между компаниями разгорелась судебная борьба в связи с заявлениями Tesla о том, что Rivian переманивает сотрудников и в процессе крадет «очень запатентованную» технологию производства батарей. Rivian опровергла эти утверждения, которые в августе 2020 года она обвинила Tesla в том, что та выдумала их, чтобы предотвратить уход сотрудников и сдержать рост конкурентов.

Если Rivian достигнет или превысит рыночную оценку в 63 миллиарда долларов, на которую она нацелена в ходе IPO — без учета опционов на акции сотрудников и ограниченных акций — она затмит таких автопроизводителей с десятилетней историей, как японская Honda Motor Co, оцениваемая примерно в 53 миллиарда долларов, и французская Renault SA, оцениваемая в 11 миллиардов долларов. Ралли акций в первый день, характерное для нескольких недавних IPO известных компаний, может привести к тому, что стоимость Rivian превысит стоимость Ford, General Motors и аналогичного производителя EV Lucid Group Inc, который в июле вышел на биржу через компанию с бланковым чеком и сейчас стоит около 74 миллиардов долларов. В последний раз компания Rivian была оценена в 27,6 миллиарда долларов в рамках раунда финансирования в январе, сообщает Bloomberg News.

Rivian планирует использовать средства, полученные от IPO, для пополнения оборотного капитала, финансирования роста и других общекорпоративных целей, согласно документам для листинга. Помимо расширения найма персонала и увеличения объема материалов, закупаемых в цепочке поставок для удовлетворения спроса, компания также планирует построить второй завод в США и ведет переговоры с городом Форт-Уэрт, штат Техас, об инвестировании 5 миллиардов долларов в строительство завода. Rivian также рассматривает возможность строительства третьего завода в Европе, сообщило агентство Bloomberg в январе.

Чистый убыток компании за первые шесть месяцев 2021 года составил 994 миллиона долларов, по сравнению с дефицитом в 377 миллионов долларов годом ранее, согласно данным отчетности. Она ожидает, что квартальный чистый убыток составит до $1,28 млрд из-за расходов, связанных с началом производства R1T.

Morgan Stanley, Goldman Sachs Group Inc. и JPMorgan Chase & Co. — та же троица, которая выстроилась в очередь, чтобы сделать Tesla публичной, — возглавляет размещение акций. Акции компании будут торговаться на Nasdaq Global Select Market под символом RIVN.

Самое читаемое из Bloomberg Businessweek

Председатель совета директоров, который вступил в войну со своей семьей, чтобы вернуть себе компанию

Одна из беднейших стран мира нашла лучший способ стимулирования экономики

Все эти плевательные тесты 23andMe были частью большого плана

Гонка Индии по вакцинации своих деревень наталкивается на сопротивление сельских жителей

Электрическая сеть — это еще одно казино для энергетических трейдеров