Искусство НФТ никогда не будет массовым — лицензии НФТ могут быть

В августе этого года Visa сделала себе новый модный аватар в Твиттере, и хотя он провисел недолго, 8-битная картинка с изображением явно невеселой женщины со стильным ирокезом все равно попала в десятки заголовков. Дело было не только в относительно высокой цене в 150 000 долларов. Сам факт того, что финансовый гигант купил неиграбельный токен (NFT), представляющий изображение из коллекции CryptoPunks, вызвал фейерверк в СМИ. Это были лучшие маркетинговые расходы Visa за весь год — окупаемость инвестиций только за счет новостных статей, должно быть, окупила покупку в десять раз.
Да, в наши дни даже Visa «обезьянничает» на NFT, если воспользоваться выражением, которое коллекционеры NFT часто бросают в эпоху богатых людей, вкладывающих миллионы в JPEG обезьян. Но хотя путь технологии от мемов к богатству привел ее в мир цифрового искусства, я не думаю, что это будет ее массовым вариантом использования.

Назовите мою обезьяну! Бросайте свои предложения ниже @BoredApeYC #BAYC #BoredApeYachtClub #NFTs pic.twitter.com/pwFynGy9QJ

— джимми фаллон (@jimmyfallon) 17 ноября 2021 г.

К настоящему времени все знают, что NFTs, по сути, привносят уникальность и дефицит — черты, ассоциирующиеся с традиционным высоким искусством, — во все формы и виды цифрового искусства, которое в противном случае можно бесконечно воспроизводить с помощью старого доброго copy-paste. Ссылка на конкретную картинку, аудиоклип или видео отправляется в блокчейн в рамках транзакции, и вот мы на месте — хотя файл по-прежнему можно скопировать, его токен принадлежит только одному кошельку. Вот где это становится шикарной вещью: использовать изображение NFT в качестве аватара в Twitter — все равно что носить часы Rolex с выгравированным на них именем. Это символ статуса, который должен цениться знающими людьми.
При этом высокое искусство и роскошь по определению антонимичны массовому рынку, поскольку высокая цена и уникальность — их ключевые точки продаж. Кто-то, у кого утекают деньги, может купить ссылку за миллионы, но это потому, что он может сжечь свои деньги ради удовольствия и хочет продемонстрировать свое богатство всему миру. Однако, удачи, если обычный Джо возьмет $150,000 за ссылку на картинку. Фокус на НФТ как на искусстве по определению ограничивает перспективную технологию относительно небольшой, хотя и бесспорно шикарной и эксцентричной нишей.
Хорошо то, что крупные продажи цифрового искусства NFT попадают в заголовки газет, что помогает вывести NFT в мейнстрим. Однако в дальнейшем это не будет основным применением НФТ, а скорее новой и дорогой игрушкой для богатых и некоторых особо ярых криптоперсон и сообществ.

Реальная сделка

Прежде всего, у NFT уже есть массовое применение — они очень хорошо себя чувствуют в играх, а CryptoKitties в свое время собрали тонну заголовков. От Axie Infinity до всех новых игр, НФТ питают множество цифровых экономик, и там они приносят больше, чем просто уникальность.
Да, приятно, что ваш меч NFT уникален и на его жетоне написано ваше имя, но еще приятнее то, что он может обезглавить дракона одним взмахом, в отличие от любого другого, не уникального оружия. А обезглавленные рептилии — это то, за что люди готовы платить. Бесплатная игра Fortnite принесла своему издателю 5,1 миллиарда долларов в 2020 году за счет продажи внутриигровой косметики, и геймеры уже платят за неуникальное оружие, маунтов, замки и космические корабли в десятках других игр. NFT — лишь следующий шаг в этом направлении. И хотите верьте, хотите нет, но в некоторых развивающихся странах игры с NFT уже стали реальным источником дохода.

Не менее перспективной выглядит идея использования NFT в корпоративном мире, как часть традиционных бизнес-процессов. Области, в которых NFT, скорее всего, достигнут большого успеха, если не станут новым стандартным способом ведения дел, не столь сексуальны, как элитная роскошь. Тем не менее, они получат большую выгоду от ключевой особенности, которую привносят НФТ: Возможность подтвердить подлинность связанного цифрового актива. Это может быть, например, хэш финансового документа, сохраненного как НФТ на частном или публичном блокчейне, для проверки того, не был ли он впоследствии подделан.
Лицензирование и аутентификация программного обеспечения представляются одной из областей, в которых НФТ, при наличии достаточного времени, будут блистать, а бонусом к этому станет возможная совместимость. И корпорации, и частные лица смогут покупать лицензионное программное обеспечение на единой платформе, арендуя его на необходимый срок. Это позволит сократить расходы, а также сохранить душевное спокойствие руководителей информационных служб, поскольку они получат дополнительный уровень безопасности, зная, что любой цифровой актив может быть надежно и быстро аутентифицирован.
Неотчуждаемые токены: A new paradigm for intellectual property assets?
Те из вас, кому столько же лет, сколько и мне, помнят, как покупали копии Windows или Adobe CS3, а на обратной стороне коробки была наклейка с серийным номером. Потеряйте коробку, и все. На смену этому пришли SaaS-логины, которые хранили ваш серийный номер, или платформы вроде Steam и Apple App Store, которые хранили ваш цифровой актив — за исключением, конечно, случаев, когда Apple решает, что у нее нет прав на «Goonies HD» в магазине, и просто удаляет вашу покупку. Вы купили ее? Жаль. То же самое, если платформа была закрыта или если компания решила, что вы каким-то образом нарушили условия предоставления услуг на 2000 страниц, с которыми вы согласились, не дочитав до конца. Суть в том, что при использовании SaaS по подписке вы ничем не владеете, даже если решение развернуто на месте.

НФТ могут это исправить

Допустим, вы покупаете актив, любой цифровой актив — музыку, фильм, лицензию на программное обеспечение, ограниченные права на использование фотографии, что угодно. В момент покупки платформа майнит неиграбельный токен, указывающий на исходный файл или место загрузки. Токен действует как доказательство покупки. Вы храните актив локально и, скорее всего, получаете доступ к нему через приложение, которое будет использовать ваш токен для подтверждения права собственности (или, например, если срок действия лицензии еще не закончился) при каждой попытке взаимодействия с ним, что предотвратит распространение методом copy-paste и другие нарушения прав интеллектуальной собственности.
При правильном проектировании такая система даже позволит передавать права собственности, если они юридически закреплены в НМТ. Таким образом, насладившись своей копией «Goonies», вы сможете подарить ее другу или перепродать, потенциально выплатив небольшой роялти тому, кто владеет правами на фильм, или первоначальному продавцу. Последнее, кстати, частично решает проблему, которая в первую очередь способствовала переходу на SaaS. Компании не хотят вторичного рынка, потому что он конкурирует с их продажами, но с роялти, встроенными в NFT, они будут иметь долю в каждой последующей повторной продаже. Другими словами, каждая проданная копия фильма становится подарком, который продолжают дарить.
We haven’t even begun to tap into the potential of NFTs
Хотя, конечно, часть, связанная с правом собственности, нуждается в дополнительной проработке, особенно с юридической точки зрения. Ни одна из этих концепций не была опробована, но они должны быть опробованы, будь то художником или коллекционером, просто для того, чтобы создать прецедент и начать составлять план действий для этой terra incognita. Технические знания и деловые или юридические знания — это не одно и то же. Некоторые из нас помнят продажу токенов EOS и то, как большую часть собранных средств пришлось придержать до окончания расследования SEC. Проекты, говорящие о своей законности, и доказательство их законности в суде — две разные вещи.

Хотя НФТ не лишены недостатков, отвергать их как изначально токсичную и мошенническую технологию на таком раннем этапе их разработки в лучшем случае поспешно. Напротив, этой сфере необходимо больше регулирования, с одной стороны, и больше предпринимательства — с другой. Искусство и бизнес в наши дни идут рука об руку, и по мере развития NFT их путь от мемов к богатству, скорее всего, также приведет их в корпоративный мир.

Данная статья не содержит инвестиционных советов или рекомендаций. Любой инвестиционный или торговый шаг связан с риском, и читатели должны проводить собственные исследования при принятии решения.

Взгляды, мысли и мнения, выраженные здесь, принадлежат только автору и не обязательно отражают или представляют взгляды и мнения нашего сайта.

Лиам Басселл — руководитель отдела корпоративных коммуникаций и связей с инвесторами компании Banxa, международного фиатно-криптовалютного шлюза. До прихода в Banxa Лиам работал главным маркетологом в Diginex, главным маркетологом в BC Group и руководителем отдела маркетинга в World First (приобретенной Alibaba). Лиам — лидер в области маркетинга с 18-летним опытом создания финтех- и технологических компаний, начиная с бутстраппинга и заканчивая листингом.