Эффект января

Что такое эффект января?

Эффект января — сезонное ралли, происходящее в течение января. Феномену эффекта января существуют два возможных объяснения.

Первое объяснение этому явлению: в декабре падают цены из-за того, что инвесторы, которые занимаются сбором налоговых убытков для того, чтобы компенсировать реализованный прироста капитала. Таким образом, инвесторы провоцируют распродажу, т.е. увеличивается количество покупок.

Второе — инвесторы используют в конце года денежные бонусы для того, чтобы затем покупать инвестиции в январе, что и приводит к такому повышению цен на акции.

Ключевые моменты

  • Эффект января — это сезонная тенденция роста акций в этом месяце.
  • С 1928 по 2018 год индекс S&P 500 в январе рос в 62% случаев (56 раз из 91).
  • Теоретически эффект января возникает, когда инвесторы продают победителей, чтобы понести налог на прирост капитала в конце года в декабре, и используют эти средства для спекуляции на более слабых игроках.
  • Как и другие рыночные аномалии и календарные эффекты, эффект января рассматривается некоторыми как свидетельство против гипотезы эффективных рынков.

Понимание эффекта января

Эффект января — это гипотеза, и, как и все эффекты, связанные с календарем, предполагает, что рынки в целом неэффективны, поскольку на эффективных рынках этот эффект, естественно, не существует. «Эффект января», по-видимому, больше влияет на малую капитализацию, чем на среднюю или большую, поскольку они менее ликвидны.

Данные показывают, что с начала 20 века эти классы активов превзошли рынок в целом в январе, особенно к середине месяца. Инвестиционный банкир Сидней Вахтель впервые заметил этот эффект в 1942 году. Однако эта историческая тенденция в последние годы стала менее выраженной, поскольку рынки, похоже, приспособились к ней.

Еще одна причина, по которой аналитики считают эффект января менее важным по состоянию на 2018 год, заключается в том, что все больше людей используют защищенные от налогов пенсионные планы и, следовательно, не имеют причин продавать в конце года за налоговые убытки.

Объяснение эффекта января

Помимо сбора налоговых убытков и повторных покупок, а также инвесторов, вкладывающих в рынок денежные бонусы, еще одно объяснение «Эффекта января» связано с психологией инвестора. Некоторые инвесторы считают, что январь — лучший месяц для начала инвестиционной программы, или, возможно, они выполняют новогоднее решение начать инвестирование в будущее.

Другие утверждали, что менеджеры паевых инвестиционных фондов покупают акции наиболее успешных компаний в конце года и устраняют сомнительных проигравших для внешнего вида в своих отчетах на конец года. Эта деятельность известна как «оформление витрин». Однако это маловероятно, поскольку покупка и продажа в первую очередь повлияют на крупные капитализации.

Другие доказательства, подтверждающие идею о том, что физические лица продают в целях налогообложения, включают исследование D’Mello, Ferris и Hwang (2003), которое обнаружило увеличение продаж акций, которые понесли значительные капитальные убытки до конца года, и увеличение продаж акций с прирост капитала после начала года. Кроме того, объем торговли акциями с большими потерями капитала имеет тенденцию к уменьшению до конца года, а для прироста капитала — после начала года.

Распродажи в конце года также привлекают покупателей, заинтересованных в более низких ценах, поскольку они понимают, что падение не связано с фундаментальными показателями компании . В целом это может привести к росту цен в январе.

Исследования и критика

Одно исследование, анализировавшее данные с 1904 по 1974 год, пришло к выводу, что средняя доходность акций в течение января была в пять раз выше, чем в любой другой месяц в течение года, особенно отмечая, что эта тенденция существовала в акциях с малой капитализацией. Инвестиционная компания Salomon Smith Barney провела исследование, анализирующее данные с 1972 по 2002 год, и обнаружила, что в январе акции индекса Russell 2000 превзошли акции индекса Russell 1000 (акции с малой капитализацией по сравнению с акциями с большой капитализацией).

Это превосходство было на 0,82%, однако в оставшуюся часть года эти акции были хуже. Данные показывают, что эффект января становится все менее заметным.

Бывший директор Vanguard Group Бертон Малкиел, автор книги «Случайная прогулка по Уолл-стрит», раскритиковал «Эффект января», заявив, что такие сезонные аномалии, как он, не предоставляют инвесторам никаких надежных возможностей. Он также предполагает, что эффект января настолько мал, что транзакционные издержки, необходимые для его использования, по существу делают его нерентабельным. Также было высказано предположение, что слишком много людей сейчас успевают за «Эффектом января», чтобы он стал ценой на рынке, сводя на нет все вместе.