Как Демократическая партия не перестала беспокоиться и бояться криптовалют в 2021 году

С началом 2022 года Америка приближается к первой годовщине президентства Джо Байдена. После амбициозного начала президентства последние несколько месяцев были отмечены серьезными потрясениями, связанными с общим состоянием экономики США, действиями администрации в отношении пандемии COVID-19 и напряженными дебатами вокруг opus magnum Байдена — инфраструктурного законодательного плана Build Back Better стоимостью 1,7 триллиона долларов.
Но даже если способность демократов сохранить безраздельную власть после промежуточных выборов 2022 года вызывает сомнения, преобладающий взгляд партии на криптовалюты стал более консолидированным, чем когда-либо. Партия действующего президента будет задавать тон дискуссии по вопросам регулирования еще как минимум три года, поэтому необходимо тщательно проанализировать фундаментальные предпосылки и потенциальные направления ее формирующейся криптопозиции.

Дуга повествования

Путь, пройденный за последние три года мейнстримом демократов в отношении криптовалют, прекрасно отражает анекдот с двумя публичными заявлениями, связанными с криптовалютами, сделанными Клинтон. Одно из них принадлежит 42-му президенту США Биллу Клинтону, которому тогда было 72 года, и который на конференции Ripple’s Swell Conference в октябре 2018 года сказал, что «перестановки и возможности» блокчейна «ошеломляюще велики».
Три года спустя, выступая на форуме Bloomberg New Economy Forum в Сингапуре, жена Билла и бывший кандидат в президенты Хиллари Клинтон, хотя и назвала криптовалюты «интересной» технологией, предупредила об их способности подорвать доллар США и дестабилизировать страны — «возможно, начав с малого, но перейдя к гораздо большему».
Эта поразительная разница во мнениях внутри властной пары отражает недавнюю эволюцию самой Демократической партии — от «третьего пути», центризма, дружественного бизнесу, технологиям и финансам, свойственного поколению 1990-х годов, к новообретенному статизму с большим акцентом на перераспределительной справедливости и проектах большого правительства. По нынешним стандартам, бывшая первая леди звучала довольно взвешенно по сравнению со своим товарищем по партии сенатором Элизабет Уоррен, которая, как известно, обрушилась на криптовалютный рынок после всплеска волатильности в начале сентября:

Сторонники говорят, что криптовалютные рынки — это все для финансовой интеграции, но наиболее экономически уязвимые люди — это те, кому, скорее всего, придется быстрее всего выводить свои деньги при падении рынка. […] Высокие, непредсказуемые комиссии могут сделать торговлю криптовалютами действительно опасной для небогатых людей».

Уоррен неоднократно ругала криптовалюты, называя их «четырехсортной альтернативой реальной валюте», которая «непригодна в качестве средства обмена», «паршивой инвестицией», которая «не имеет никакой защиты потребителей», и инструментом, облегчающим многие незаконные действия.

Без сенатора Уоррен

Негативные настроения в значительной степени разделяет сенатор Шеррод Браун, что, пожалуй, еще более тревожно, учитывая его статус председателя Комитета Сената США по банковскому делу, жилищному строительству и городским делам. Вступительные заявления Брауна на слушаниях в Конгрессе никогда не были дружелюбными по отношению к криптовалютам. Их общий дух можно суммировать во вступительном слове, открывшем июльские слушания под названием «Криптовалюты: Для чего они нужны?».

У всех этих валют есть одна общая черта — они не являются реальными долларами, они не обеспечены полной верой и кредитом Соединенных Штатов. […] И это означает, что все они подвергают риску с трудом заработанные деньги американцев».

Браун обвинил «кустарную индустрию децентрализованных финансовых схем» в попытке создать «параллельную финансовую систему без правил, без надзора и без ограничений», назвав ее «теневой, диффузной сетью онлайновых смешных денег», в которой нет ничего демократического или прозрачного. Законодатель неоднократно отвергал идею о том, что криптовалюты могут стать альтернативой традиционным деньгам — в последний раз на слушаниях в Конгрессе в декабре:

Стаблкоины и криптовалютные рынки на самом деле не являются альтернативой нашей банковской системе. […] Они являются зеркалом той же самой сломанной системы — с еще меньшей подотчетностью и вообще без правил».

Однако не все так мрачно. Одна из фигур, представляющая более умеренный, если не сказать прагматичный подход к криптовалютам — конгрессвумен Максим Уотерс — также сыграет важную роль в любом будущем исходе для индустрии. Будучи председателем Комитета Палаты представителей по финансовым услугам, она инициировала создание Рабочей группы демократов по цифровым активам с целью обеспечения ответственного подхода к инновациям в сфере криптовалют и цифровых активов и «проведения встреч с ведущими регуляторами, защитниками и другими экспертами по вопросу о том, как эти новые продукты и услуги меняют нашу финансовую систему».
Lines in the sand: US Congress is bringing partisan politics to crypto
Сенатор Уотерс публично признала, что «американцы ежедневно принимают все больше финансовых решений с использованием цифровых активов», и подтвердила, что ее комитет будет изучать «перспективы цифровых активов в обеспечении более быстрых платежей, мгновенных расчетов и более низких комиссионных за транзакции при денежных переводах».

Что все это значит?

Хорошая новость заключается в том, что под этим красноречивым ораторским искусством скрывается ключевое слово: регулирование. На данный момент ясно, что тотальная война с криптовалютами в стиле Китая в США невозможна. Поэтому причиной бурной деятельности комитетов Конгресса и федеральных агентств в последние месяцы является явное намерение демократического истеблишмента разобраться с правилами игры до следующих президентских выборов.
Частью этих усилий администрации Байдена является запуск президентской рабочей группы по финансовым рынкам — супергруппы, состоящей из руководителей SEC, CFTC, OCC, FDIC и Федеральной резервной системы, с секретарем Министерства финансов во главе.
На данный момент основным продуктом Рабочей группы является 26-страничный отчет о стабильных монетах, в котором Конгрессу рекомендуется определить некоторые виды деятельности, связанные со стабильными монетами — такие как платежи, клиринг и расчеты — как «системно важные» (что неизбежно приведет к ужесточению надзора) и ограничить выпуск стабильных монет застрахованными депозитарными учреждениями, то есть банками.
Как и в эпоху до Байдена, главная проблема заключается в основной классификации цифровых активов. В отчете ПРГ не удалось предложить новую интерпретацию и отдать предпочтение одному регулятору, что увековечило ситуацию, когда множество регуляторов осуществляют надзор за различными видами деятельности, связанными с криптовалютами.
В октябре Ростин Бехнам, председатель Комиссии по торговле товарными фьючерсами и член Демократической партии, заявил, что до 60% цифровых активов могут быть классифицированы как товары, что равносильно предложению, чтобы это ведомство стало ведущим криптовалютным регулятором США. Он также заявил, что его агентству, а также Комиссии по ценным бумагам и биржам, вероятно, потребуется «структура регулирования как ценных бумаг, так и товаров». Каким именно образом это поможет текущему лоскутному подходу к регулированию, остается загадкой.

Демократическое дело

Есть несколько причин полагать, что за в основном прокламационной деятельностью 2021 года последуют реальные действия в следующем году. Во-первых, это общий идеалистический менталитет американских демократов. Например, стремление к агрессивному регулированию больших технологий является неотъемлемой частью этого мышления.
В то время как президент Барак Обама и некоторые регуляторы работали вместе с Google и Twitter, способствуя росту интернет-бизнеса, администрация Джо Байдена пришла к власти на волне народного беспокойства по поводу международных кибератак, утечек персональных данных, кризисных нарушений в работе Meta (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации) и общего чрезмерного влияния на политический процесс, накопленного технологическими голиафами.
В то время как Meta (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации) и Google уже некоторое время сражаются в судах с федеральными и государственными регулирующими органами из-за обвинений в антиконкурентном поведении, команда Байдена также обещала призвать технологические компании к ответу за токсичные высказывания, которые они размещают, и усилить контроль за антиконкурентной практикой.
Однако в 2021 году мы не увидели никаких значительных политических шагов в этом направлении. Ни одно из двух основных законодательных предложений — законопроект Эми Клобучар, запрещающий крупным технологическим платформам отдавать предпочтение собственным продуктам и услугам, и законопроект демократов Палаты представителей, направленный на отмену некоторых мер защиты, предоставляемых технологическим компаниям разделом 230 Закона о пристойности в общении, — не стало законом.
Вторая причина, по которой демократы спешат поместить криптовалюты в периметр регулирования, прагматична: Администрации Байдена и ее союзникам на Капитолийском холме нужны деньги. Программа первого срока Байдена в значительной степени опирается на амбициозные инфраструктурные проекты Рузвельта. В то время как закон об инфраструктурных инвестициях и рабочих местах стоимостью 1,2 триллиона долларов сумел получить двухпартийную поддержку и был подписан 5 ноября, закон Build Back Better Act, который сейчас висит на волоске после того, как сенатор-демократ Джо Манчин заявил о своем несогласии с текущим проектом, будет стоить почти 2 триллиона долларов.
По некоторым оценкам, если он попадет на стол президента, программа расходов увеличит дефицит на 360 миллиардов долларов за 10 лет, что сделает необходимым увеличение налоговых поступлений. Именно это делает процветающую криптоиндустрию важным полем битвы для демократов, которые видят возможность извлечь из нее определенную прибыль и настоятельную необходимость предотвратить уклонение от налогов с помощью цифровых инструментов.

Что дальше?

Нет сомнений в том, что администрация Байдена продолжит придерживаться жесткой программы регулирования в 2022 году. В следующем году мы увидим больше слушаний в Конгрессе, но еще более важные переговоры будут проходить за закрытыми дверями, где демократам придется окончательно решить, должен ли SEC, CFTC или любой другой орган доминировать в надзоре за криптовалютами. Несмотря на недавние высказывания Шэррода Брауна «с Конгрессом или без», трудно поверить, что республиканцы позволят своим оппонентам единолично решать судьбу отрасли.