Как Илон Маск изменил Tesla

Tesla (TSLA) – один из самых важных автопроизводителей на планете. И хотя в 2021 году она продала всего 936 000 автомобилей против 6 291 000 автомобилей GM, рыночная стоимость Tesla в 1 триллион долларов превышает рыночную стоимость GM (GM), Honda (HMC), Ford (F) и Toyota (TM) вместе взятых.

Но компании было нелегко достичь этой точки. Компания Tesla была основана в 2003 году инженерами Мартином Эберхардом и Марком Тарпеннингом. И несмотря на то, что генеральный директор Илон Маск, безусловно, является лицом автопроизводителя, он не был первоначальным основателем.

Маск фактически присоединился к Tesla в 2004 году, когда он предоставил $6,35 млн из $6,5 млн первоначального финансирования компании в рамках серии А. После этих инвестиций Маск стал председателем совета директоров Tesla, а Эберхард – генеральным директором.

Эберхард покинул свой пост в августе 2007 года после закулисной борьбы за власть с Маском. Майкл Маркс, один из первых инвесторов Tesla, был назначен временным генеральным директором до ноября того же года, когда эту должность занял основатель Monolithic Memories Зеев Дрори.

Тарпеннинг же ушел в 2008 году, в том же году, когда первый автомобиль Tesla, Roadster, поступил в производство. В октябре 2008 года Маск стал генеральным директором.

Генеральный директор Tesla Илон Маск. (Patrick Pleul/Pool vía AP)

Пострадав от рецессии, Tesla продала 10% акций компании Daimler и взяла государственный кредит в размере 465 миллионов долларов в 2009 году. Тем не менее, в том же году ей удалось выпустить прототип Model S. Однако драма между генеральными директорами еще не закончилась. В июне 2009 года Эберхард подал на Маска в суд. В иске утверждалось, что Маск сместил Эберхарда и попытался переписать историю, чтобы создать впечатление, будто он основал Tesla.

Но, как ни странно, в сентябре 2009 года они пришли к соглашению, причем Эберхард и Маск согласились разделить звание соучредителя с тремя другими людьми, включая Тарпеннинга. В официальной биографии Маска компания Tesla также называет его генеральным директором и соучредителем.

В 2010 году производитель электромобилей вышел на биржу по цене 17 долларов за акцию, а в 2012 году Model S официально поступила в продажу. Позже в том же году Маск представил третий автомобиль компании – Model X. Модель X, оснащенная дверями типа “калитка”, стала вместительным внедорожником в растущем модельном ряду Tesla.

В 2014 году Маск объявил об одной из самых спорных функций Tesla: возможности помощи водителю, известной как Autopilot. Критики, однако, отмечали, что бренд Autopilot создает впечатление, что технология может управлять автомобилем без участия водителя. Хотя Tesla требует от водителя держать руки на руле даже в режиме Autopilot, эта функция была связана с авариями. В том числе, по крайней мере, 11 аварий со смертельным исходом, о чем в прошлом году сообщал Рик Ньюман из Yahoo Finance.

Это содержание недоступно из-за ваших настроек конфиденциальности.Обновите настройки здесь, чтобы увидеть его.

Модель X, тем временем, появилась на дорогах в 2015 году, а в 2016 году Маск представил Tesla Model 3 начального уровня. Будучи относительно недорогим электромобилем, Model 3 проложила путь для обычных потребителей к владению EV.

Задержки с поставками и производством Model 3 в сочетании с миллиардными убытками Tesla каждый квартал привели к обвалу акций компании.

По словам Маска, в это время он связывался с генеральным директором Apple Тимом Куком, пытаясь продать Tesla технологическому гиганту. Маск утверждает, что не смог связаться с Куком.

В августе 2018 года Маск опубликовал свой ставший знаменитым твит, в котором утверждал, что получил финансирование для приватизации Tesla по цене 420 долларов за акцию, что было значительной премией на тот момент. Однако Комиссия по ценным бумагам и биржам заявила, что у Маска не было финансирования для этого шага, и обвинила генерального директора в мошенничестве.

Маск урегулировал иск в сентябре 2018 года и выплатил штраф в размере 20 миллионов долларов, а Tesla выплатила отдельный штраф в размере 20 миллионов долларов. Маска также обязали уйти с поста председателя совета директоров Tesla. С тех пор у него сложились неприязненные отношения с Комиссией по ценным бумагам и биржам США.

Это столкновение с Комиссией не помешало Маску разжечь полемику в своих социальных сетях, задевая всех – от водолаза, пытающегося спасти членов тайской детской футбольной команды, оказавшихся в пещере, до членов Конгресса.

В 2019 году Маск представил прототипы Model Y и Cybertruck. Модель Y поступила в производство в 2020 году, а вот кибергрузовик столкнулся со значительными задержками, и теперь ожидается, что он поступит в производство в 2023 году.

С заводами в США, Китае и новым заводом в Германии Tesla уверенно лидирует как крупнейший производитель электромобилей на Земле. Но с учетом растущего числа конкурентов, таких как Rivian и Lucid, не говоря уже об унаследованных автопроизводителях, продвигающихся в пространство EV, Tesla необходимо продолжать внедрять инновации, как она это делала в прошлом, чтобы сохранить эту корону в будущем.

Подробнее от Дэна

.