Китай заставляет моду приглушить звук из-за грязного хлопка

(Bloomberg) — Когда группа по устойчивому развитию индустрии моды обратилась к Китаю по поводу его обращения с мусульманами-уйгурами, идея заключалась в том, чтобы подтолкнуть Пекин к реформам в области прав человека и одновременно очистить проблемный уголок мирового хлопкового бизнеса стоимостью 60 миллиардов долларов. Западные бренды на собственном опыте убедились, что в Китае все не так.

Самое читаемое из Bloomberg

Пилоты авиакомпаний, не прошедшие практику, снова совершают ошибки в воздухе

Почему покупка второго или даже третьего дома становится популярнее, чем когда-либо

Самое большое общественное кладбище в США превращается в парк

Богатые и влиятельные люди мира прячут 500 миллиардов долларов в этом налоговом убежище

Что будет после 129 лет работы GE с парниковыми газами

За 12 месяцев с тех пор, как Инициатива «Лучший хлопок», членами которой являются владелец Uniqlo компания Fast Retailing Co. и Nike Inc. и Walmart Inc., опубликовала заявление об обвинениях в принудительном труде в регионе Синьцзян, где выращивается хлопок, несколько брендов потерпели крупные неудачи в Китае, одном из крупнейших в мире производителей и потребителей ткани.

В прошлом году организация не выполнила производственные показатели, и компании, включая Levi Strauss & Co. и китайского производителя кроссовок Anta Sports Products Ltd., сократили свое участие. Другие компании замолчали, убрав со своих сайтов заявления об обеспокоенности ситуацией в Синьцзяне. Доходы компании Hennes & Mauritz AB в Китае, который когда-то был ее четвертым по величине рынком, в последнем квартале упали на 40%.

Хотя заявление BCI уже давно исчезло с сайта группы, признаков перемирия практически нет. Вместо этого Китай, который утверждает, что заявления о нарушениях прав человека необоснованны, усиливает ответные меры. В конце сентября он начал набор кандидатов для участия в программе сертификации устойчивого развития, которая должна обойти BCI, причем первые заявки на участие должны быть поданы до пятницы.

Эскалация конфликта показывает, насколько сложно брендам удовлетворить требования западных потребителей и правозащитных групп о повышении экологичности, не рискуя при этом вступить в открытую войну с Китаем, который все чаще готов использовать свое влияние для защиты своей политики. Это также потенциальная неудача для более широкого движения ESG, которое объединяет институциональных инвесторов под знаменем улучшения экологических, социальных и управленческих целей.

«Это действительно ужасно, если компании начинают чувствовать, что они не могут выступать против жестокостей из-за страха обратной реакции», — сказала Тереза Киве, аналитик по вопросам управления в компании Sarasin & Partners, которая владеет акциями Asos Plc и Associated British Foods Plc, владельца сети магазинов Primark. «Тогда ничего не изменится».

Базирующаяся в Женеве BCI отказалась давать комментарии по Китаю для этой статьи.

Комфорт, удобство и относительно низкая стоимость сделали хлопок самым распространенным в мире текстильным волокном. Более 26 миллионов тонн ежегодно срывается с кустарников и прядется в пряжу. Этого достаточно, чтобы обеспечить по крайней мере двумя дюжинами футболок каждого жителя планеты. Цены на этот товар резко растут и в этом месяце достигли самого высокого уровня за десятилетие на фоне растущего спроса со стороны Китая и плохих перспектив урожая в США.

Но у этого успеха есть и неприглядная сторона. Для выращивания хлопка часто требуется огромное количество воды и пестицидов. На отдаленных полях, где выращивается большая часть хлопка, трудно контролировать трудовые отношения.

Инициатива «Лучший хлопок» была создана в 2009 году, объединив усилия отрасли для очистки цепочки поставок. Группа старается помочь фермерам перейти на более экологичные методы, обеспечивая при этом сохранение доступной цены на хлопок. Организация также заявляет, что отказывается работать в регионах, где принудительный труд «организуется правительством».

Конфронтация, вспыхнувшая в октябре прошлого года, последовала за решением правительства США запретить некоторые импортные товары из Синьцзяна, где, по его словам, китайские власти удерживают более 1 миллиона уйгуров и других этнических и религиозных меньшинств в лагерях «перевоспитания», что представляет собой продолжающийся геноцид. Китай неоднократно отрицал эти утверждения.

Хотя BCI не стала полностью уходить из Китая, она заявила, что сосредоточится на других регионах страны. Пекин ответил жесткой критикой западных модных брендов, призывая к бойкоту. Арендодатели закрыли несколько магазинов H&M в отместку за недатированное заявление на сайте компании, в котором выражалась обеспокоенность сообщениями о принудительном труде в Синьцзяне.

Акции Nike проигрывают китайским конкурентам после обвинений в Синьцзяне

Десятки китайских знаменитостей расторгли контракты с компаниями-членами BCI, включая H&M, Adidas AG и Nike, а бывший представитель бренда Burberry Group Plc и актриса Чжоу Дунъюй заявила, что производитель плащей не «ясно и публично» выразил свою позицию в отношении хлопка из Синьцзяна.

По словам Вероники Бейтс Кассатли, независимого аналитика заявлений об устойчивом развитии в мировом швейном секторе и бывшего экономиста Всемирного банка, этот инцидент поставил иностранные лейблы в затруднительное положение.

«Они не могут позволить себе расстраивать китайских потребителей, и они также не могут позволить себе расстраивать китайских производителей», — сказала она.

BCI так быстро расширилась — сейчас в ней более 2 100 членов — и стала настолько распространенной, что ее продукция составляет почти четверть мирового производства хлопка. 2,4 миллиона фермеров имеют лицензию на продажу хлопка, сертифицированного организацией, которая финансируется за счет членских взносов и налога с продаж.

Кроме того, стать членом BCI — это еще и стимул, поскольку сертифицированный BCI хлопок помогает гигантам моды подтвердить свою репутацию в области устойчивого развития. Новые члены продолжают присоединяться — почти 190 за первое полугодие. Среди них — Boohoo Group Plc, британский онлайн-магазин быстрой моды, стремящийся очистить свою цепочку поставок.

Немногие крупные бренды открыто говорят о своих дискуссиях с BCI о том, как контролировать синьцзянский хлопок. Burberry, например, убрала ссылки на эту группу в своем годовом отчете, опубликованном в июне, после того как годом ранее ссылалась на эту организацию. На своем сайте BCI указывает Burberry в качестве своего члена. Компания отказалась от комментариев для этой статьи.

«Компании делают все возможное, чтобы избежать подобных публичных разговоров», — Бертиль Наки, соруководитель отдела ESG-исследований в Sycomore Asset Management. «Сейчас они просто избегают вступать в дискуссии на эту тему».

Как только BCI опубликовала заявление о предполагаемых нарушениях прав человека, некоторые ее члены выразили недовольство тем, что она вышла за рамки своей основной миссии по обеспечению экологической устойчивости и вторглась в области, в которых не обладает достаточными знаниями или опытом, сообщили люди, знакомые с ситуацией.

Новый директор по устойчивому развитию компании Levi Strauss Джефф Хоуг, пришедший в прошлом году, решил не занимать место в совете BCI, несмотря на то, что ритейлер, поддержавший создание программы, должен был занимать эту должность до 2022 года. Levi’s, которая остается членом BCI, заявила, что Хоуг в настоящее время сосредоточен на предстоящем выпуске первого отчета об устойчивом развитии компании и раскрытии информации о ESG.

В разгар кризиса бойкота BCI заявила, что решение о приостановке лицензирования не позволит почти 500 000 тонн синьцзянского хлопка попасть в глобальную цепочку поставок.

Происхождение хлопка трудно отследить из-за множества этапов производственного процесса. Он начинается с хлопка-сырца, произведенного в отдаленных деревнях в таких странах, как Китай, Индия или Мозамбик. Семена извлекаются, колоски удаляются, а волокно прядут в нити. Их перевозят на фабрики, где производят и окрашивают ткани — часто с использованием токсичных продуктов и без особого контроля за состоянием окружающей среды. Ткани продаются производителям одежды, которые отправляют готовую продукцию в магазины по всему миру.

В 2013 году индустрия моды и одежды была потрясена до глубины души, когда в Бангладеш обрушилась швейная фабрика. Трагедия привела к гибели более 1000 человек и привлекла внимание к отрасли, которая долгое время ставила во главу угла прибыль в ущерб благополучию тех, кто находится в самом низу производственной цепочки.

После этого инцидента бренды пообещали улучшить стандарты труда, в том числе увеличить количество маркировок и сертификатов, призванных показать, что отрасль борется с неправомерными методами работы.

Власти от Франции до США проводят расследования, которые могут пролить свет на происходящее в Синьцзяне.

В апреле несколько французских кампаний подали судебную жалобу против двух членов BCI: японской компании Uniqlo и испанской Inditex SA, материнской компании Zara. Также были названы французская модная группа SMCP SA, которой принадлежат такие бренды, как Maje и Sandro, а также Skechers USA Inc. В жалобе четыре компании обвиняются в получении прибыли от принудительного труда уйгурского меньшинства Китая, а также в преступлениях против человечности. Французские прокуроры начали расследование в июне.

SMCP и Inditex решительно отвергли обвинения и заявили, что будут полностью сотрудничать с расследованием. Компания Inditex заявила, что контроль отслеживаемости одежды осуществляется «неукоснительно». Компания Fast Retailing заявила, что в ее цепочке поставок нет принудительного труда, и она намерена сотрудничать с властями, если к ней обратятся. Компания Skechers отказалась комментировать предстоящее судебное разбирательство, но заявила, что предыдущие проверки поставщиков не выявили использования принудительного труда.

В прошлом месяце Европейский центр по конституционным правам и правам человека подал уголовную жалобу против сети магазинов одежды C&A и других ритейлеров, обвинив их в «прямом или косвенном пособничестве и получении прибыли от предполагаемого принудительного труда уйгуров в Синьцзяне» и в «причастности к преступлениям против человечности». Компания C&A, член BCI, утверждает, что не имеет контрактов с поставщиками в регионе и не допускает принудительного труда или несанкционированных субподрядов в своей цепи поставок.

Ассоциация использует так называемый «баланс массы», широко применяемую систему отслеживания объемов, которая позволяет фермерам и производителям смешивать лучший хлопок с традиционно выращенной тканью, получая при этом выгоду от маркировки. Эта система позволила BCI значительно увеличить объем продаж лучшего хлопка по всему миру. Однако отсутствие прозрачности и полной отслеживаемости вызвало обеспокоенность.

«Из-за подхода, основанного на балансе масс, существует потенциальный риск того, что хлопок из региона Синьцзян может быть включен в состав хлопка BCI», — заявил представитель британской сети магазинов одежды Next Plc. Чтобы избежать этого, компания ввела прямой запрет на использование хлопка из этого региона.

BCI заявила, что в ближайшие месяцы она перейдет к более совершенной программе отслеживания. C&A призывает к изменениям в программе.

«Пришло время открыть дискуссию о том, какие шаги необходимы для повышения отслеживаемости хлопка и какие возможности откроются благодаря этому», — сказала Бетти Кисс, пресс-секретарь компании. По ее словам, C&A будет продолжать сотрудничать с этой организацией.

Постепенный прогресс в достижении экологических целей лучше, чем ничего, считают некоторые владельцы брендов. Компания Tendam, испанский владелец марки нижнего белья Women’secret, присоединилась к BCI этим летом. По словам Игнасио Сьерра, генерального директора компании Tendam, инициатива поощряет сельхозпроизводителей к принятию «лучших моделей поведения», включая сокращение потребления воды.

Вопрос о том, примут ли мировые бренды собственную китайскую программу сертификации экологически чистого хлопка, остается открытым. По словам человека, знакомого с работой BCI, им, возможно, придется это сделать, если они хотят продолжать продажи на этом рынке, и некоторые виды одежды могут даже производиться исключительно для китайского рынка на основе этой маркировки.

«Стандарты BCI слишком общие и могут не подходить для хлопка, выращенного в Китае», — сказал Global Times Ван Вэнькуй, руководитель Китайского альянса хлопковой промышленности. Китайское руководство будет определять конкретные методы выращивания, включая температуру и регулирование пестицидов.

«Я совершенно уверен, что наши стандарты выращивания хлопка в будущем заменят стандарты BCI», — сказал Ванг.

(В восьмом абзаце обновленная информация о резком росте цен на хлопок)

Самое читаемое из Bloomberg Businessweek

Как Дональд Трамп, Элон Маск и Гвинет Пэлтроу отключают способность мыслить рационально

Эти неработающие американцы говорят нам, что потрясения на рынке труда не преходящи

Джейн Фрейзер планирует переделать Citigroup, издеваясь над конкурентами

Что показало сканирование моего мозга о науке убеждения

Гомеопатия не работает. Почему же многие немцы верят в нее?