Китайский гигант по производству электромобилей еще не продал ни одного автомобиля (повтор)

(Блумберг) —

Самое читаемое из Bloomberg

Ответ городов на расползание? Дикая природа.

Гамбург находится в центре растущей дилеммы Германии в отношении Китая

Почему американцы и британцы спешат купить идиллические дома в Италии

Один из самых богатых округов Калифорнии может остаться без воды следующим летом

Главный делец денег в Deutsche Bank получает миллиарды из Сингапура

(Эта статья была первоначально опубликована 19 апреля 2021 года. Bloomberg News перепечатывает наш подробный обзор бизнеса Evergrande по производству электромобилей после того, как председатель совета директоров Хуэй Ка Янь заявил, что планирует перепрофилировать застройщика на работу с новыми энергетическими транспортными средствами).

Широкий демонстрационный зал China Evergrande New Energy Vehicle Group Ltd. расположен в самом центре Национального выставочного и конференц-центра Шанхая. В нем представлены девять моделей, и его трудно не заметить. У компании по производству электромобилей один из самых больших стендов на китайском автосалоне 2021, который стартует в понедельник, напротив знаменитого немецкого автопроизводителя BMW AG. Тем не менее, его смелое присутствие скрывает неудобную правду — Evergrande не продала ни одного автомобиля под своим собственным брендом.

Крупнейший китайский застройщик имеет целый ряд инвестиций, не связанных с недвижимостью, — от футбольных клубов до деревень для пенсионеров. Но именно недавний выход на рынок электромобилей захватил воображение инвесторов. За последние 12 месяцев акции компании Evergrande NEV, зарегистрированные в Гонконге, выросли более чем на 1000%, что позволило ей привлечь миллиарды долларов нового капитала. Сейчас ее рыночная стоимость составляет 87 миллиардов долларов, что больше, чем у Ford Motor Co. и General Motors Co.

Такой ажиотаж вокруг автопроизводителя, который неоднократно откладывал прогнозы относительно сроков серийного производства автомобилей, является символом пены, которая нарастала на рынке электромобилей в течение последнего года, когда инвесторы вливали деньги в ралли, которое ненадолго сделало Элона Маска самым богатым человеком в мире и заставило некоторых опасаться возникновения пузыря. Возможно, нигде это так не очевидно, как в Китае, где находится крупнейший в мире рынок новых энергетических автомобилей, где за внимание потребителей борются 400 производителей электромобилей, возглавляемых группой стартапов, которые оцениваются дороже, чем известные автопроизводители, но еще не получили прибыли.

Компания Evergrande NEV относительно поздно появилась на этой сцене.

В марте 2019 года Хуэй Ка Янь, председатель совета директоров Evergrande и один из богатейших людей Китая, поклялся взять верх над Маском и стать крупнейшим в мире производителем электромобилей через три-пять лет. Кроссовер Model Y компании Tesla Inc. только что дебютировал на мировом рынке. За два года, прошедших с тех пор, Tesla завоевала завидное положение в Китае, создав свой первый завод за пределами США и поставив в марте около 35 500 автомобилей. Китайский конкурент Nio Inc. ранее в этом месяце достиг важного рубежа, когда с конвейера сошел 100 000-й электромобиль, что побудило Маска поздравить его в Твиттере.

Читать далее: Nio, Xpeng излучают оптимизм в связи с бумом электромобилей: Шанхайский автосалон

Несмотря на свои высокие амбиции и высокую оценку Evergrande NEV, Хуэй неоднократно переносил сроки выпуска автомобилей. Группа богатых друзей магната, среди прочих, выделила миллиарды, но производство автомобилей — электрических или иных — дело трудное и капиталоемкое. Валовая прибыль Nio стала положительной только в середине 2020 года, после нескольких лет тяжелых убытков и помощи от муниципального правительства.

Выступая на собрании акционеров в конце марта после того, как убытки компании Evergrande NEV за весь 2020 год увеличились на 67%, Хуэй сказал, что компания планирует начать пробное производство в конце этого года, что является задержкой по сравнению с первоначальным сроком в сентябре прошлого года. Ожидается, что поставки начнутся только в 2022 году. Ожидания по годовому объему производства от 500 000 до 1 миллиона электромобилей к марту 2022 года также были перенесены на 2025 год. Тем не менее, компания опубликовала новый оптимистичный прогноз: 5 миллионов автомобилей в год к 2035 году. Для сравнения, мировой гигант Volkswagen AG в 2020 году поставил в Китай 3,85 миллиона автомобилей.

Не только задержка графика производства Evergrande вызывает вопросы. При ближайшем рассмотрении под капотом компании обнаруживаются методы, которые заставляют ветеранов отрасли почесать голову: от введения продажи квартир в KPI руководителей автомобильных компаний до попытки создания модельного ряда, который был бы амбициозным даже для самого известного автопроизводителя.

‘Странная компания’

«Это странная компания», — сказал Билл Руссо, основатель и главный исполнительный директор консультационной фирмы Automobility Ltd. в Шанхае. «Они вложили много денег, которые на самом деле ничего не вернули, плюс они входят в отрасль, в которой они очень слабо разбираются. И я не уверен, что у них есть технологическое преимущество перед Nio или Xpeng», — сказал он, имея в виду зарегистрированных в Нью-Йорке китайских производителей электромобилей, которые уже внедряют в свои автомобили интеллектуальные функции, такие как лазерная навигация.

При ближайшем рассмотрении деятельности Evergrande NEV становится понятен масштаб ее неортодоксального подхода. Хотя компания создала три производственные базы — в Гуанчжоу, Тяньцзине на севере Китая и Шанхае — у нее нет ни одной действующей линии по сборке автомобилей. По словам людей, которые побывали на заводах, но не хотят быть названными, обсуждая конфиденциальные вопросы, оборудование и машины все еще настраиваются.

Отвечая на вопросы Bloomberg, Evergrande NEV заявила, что готовит оборудование для пробного производства и сможет выпускать «один автомобиль в минуту», когда будет достигнуто полное производство.

Компания планирует в следующем году начать массовое производство и поставки четырех моделей — Hengchi 5 и 6, роскошного Hengchi 1 (который будет конкурировать с Model S от Tesla) и Hengchi 3, по словам людей, знакомых с вопросом. По словам одного из собеседников, компания сообщила инвесторам, что намерена поставить 100 000 автомобилей в 2022 году, что примерно равно количеству автомобилей, поставленных в прошлом году компаниями Nio, Xpeng Inc. и Li Auto Inc., другим китайским претендентом на покупку электромобилей, зарегистрированным в США, вместе взятыми.

Работников компании также просят помочь в продаже недвижимости, которая является основой империи Evergrande.

Новые сотрудники обязаны проходить внутреннее обучение и посещать семинары, на которых их знакомят с историей собственности компании, не имеющей никакого отношения к производству автомобилей. Кроме того, сотрудников всех отделов, от рабочих производственных линий до сотрудников бэк-офиса, поощряют рекламировать продажу квартир, размещая объявления в социальных сетях или приводя родственников и друзей в центры продаж, чтобы создать впечатление, что они заняты. По словам людей, знакомых с мерами, у руководящего состава даже есть бонусы за работу, привязанные к таким начинаниям.

Амбициозные цели заставили Evergrande NEV обратиться к аутсорсингу и пропустить процедуры, которые считаются нормальной практикой в отрасли, говорят люди, знакомые с ситуацией.

Несмотря на то, что компания активно нанимает сотрудников и недавно приняла на работу Даниэля Кирхерта, бывшего руководителя BMW, который стал соучредителем EV-стартапа Byton Ltd., компания заключила контракт на большую часть проектирования и НИОКР своих автомобилей с зарубежными поставщиками, сказали некоторые из собеседников. Заключение контрактов на выполнение большинства проектных и конструкторских работ — необычный подход для компании, желающей достичь такого масштаба.

14 моделей одновременно

Одна из этих компаний — канадская Magna International Inc., которая возглавляет разработку месторождений Хенчи 1 и 3, сказал один из собеседников. Evergrande NEV также объединилась с китайскими технологическими гигантами Tencent Holdings Ltd. и Baidu Inc. для совместной разработки программного обеспечения для серии Hengchi. Она позволит водителям использовать мобильное приложение, чтобы дать команду автомобилю ехать на автопилоте в определенное место и использовать искусственный интеллект для включения бытовой техники в дороге, согласно заявлению, сделанному в прошлом месяце.

Представитель Evergrande заявил, что компания работает с международными партнерами, включая Magna, EDAG Engineering Group AG и австрийского производителя деталей AVL List GmbH, над созданием «14 моделей одновременно». Представители Magna отказались от комментариев. Представитель Baidu сказал, что компания не располагает более подробной информацией, а представитель Tencent сообщил, что программное обеспечение разрабатывается совместно с компанией Beijing Tinnove Technology Co, которая работает независимо. Tinnove не ответила на просьбу о комментарии.

Компания Evergrande NEV, вместо того, чтобы распределять выпуск моделей по времени, похоже, выпускает все типы автомобилей одновременно под своим брендом Hengchi, на эмблеме которого изображен ревущий золотой лев, что в переводе означает «неудержимый галоп». Девять запускаемых моделей охватывают почти все основные сегменты пассажирских автомобилей — от седанов до внедорожников и многоцелевых автомобилей. Цены будут варьироваться от 80 000 юаней ($12 000) до 600 000 юаней, хотя окончательная стоимость может измениться, сказал человек, знакомый с компанией.

Это совершенно иная стратегия разработки продукции, чем у таких пионеров EV, как Tesla, которая предлагает всего четыре модели. Компании Nio и Xpeng также решили сосредоточиться лишь на нескольких марках, и даже в этом случае им с трудом удается выйти в плюс.

«Рынок доказал эффективность стратегии «один продукт в моде в одно время», — говорит Чжан Сян, исследователь автомобильной промышленности из Северо-Китайского технологического университета. «Evergrande предлагает много продуктов и ожидает выигрыша. Есть сомнение в том, что это сработает».

По словам людей, не имея опыта долгосрочного автомобилестроения, компания Evergrande издала бескомпромиссные директивы для достижения своих последних производственных целей. Две модели, включая Hengchi 5, компактный внедорожник, конкурирующий с Xpeng G3, планируется выпустить в серийное производство чуть более чем через 20 месяцев. Чтобы уложиться в эти сроки, могут быть пропущены некоторые промышленные процедуры, такие как создание мул-каров, или тестовых автомобилей, оснащенных прототипами компонентов, требующих оценки, сказали люди, знакомые с ситуацией. Evergrande сообщила Bloomberg, что она вступила в «спринтерскую стадию подготовки к серийному производству».

На самом деле, Bloomberg смог найти только один случай, когда Hengchi 5 был показан публично, на фотографиях и зернистых кадрах, выпущенных Evergrande в феврале, когда автомобили ехали по заснеженному полю во Внутренней Монголии. Акции компании подскочили до рекордного уровня.

По словам Чжун Ши, бывшего руководителя автомобильных проектов, ставшего независимым аналитиком, упущение этих шагов является необычным.

«Существует стандартный инженерный процесс разработки, утверждения и проверки продукции, который включает в себя несколько лабораторных и дорожных испытаний», как в Китае, так и в других странах, сказал Чжун. «Трудно сократить этот процесс до трех лет».

Хотя нет никаких предположений о том, что подход Evergrande нарушает какие-либо правила, ее фондовый рынок может быть подвергнут проверке на реальность. После столь же значительного роста рынка некоторые американские EV-стартапы, которым еще предстоит доказать свою жизнеспособность в качестве приносящих доход и прибыльных предприятий, потеряли свой блеск за последние несколько месяцев на фоне обеспокоенности по поводу оценки стоимости и того, что такие известные автопроизводители, как VW, быстрее вступают в борьбу за EV.

Читать далее: Конец господства Tesla может быть ближе, чем кажется

Многомиллиардный рост отрасли также не ускользнул от внимания Пекина. Акции Evergrande NEV упали в прошлом месяце после того, как в редакционной статье государственного информационного агентства Синьхуа были высказаны опасения по поводу развития сектора EV. Особое беспокойство вызывают компании, которые уклоняются от своей ответственности за создание качественных автомобилей, слепая гонка местных правительств за привлечением EV-проектов и высокая оценка компаний, которые еще не выпустили ни одного серийного автомобиля, говорится в статье, в которой Evergrande упоминается особо. «Огромный разрыв между производственными мощностями и рыночной стоимостью показывает, что на рынке NEV царит ажиотаж», — говорится в письме.

Тем не менее, с тех пор акции Evergrande NEV выросли на 18%, чему способствовали перспективы китайского рынка электромобилей. По данным BloombergNEF, на долю электромобилей в настоящее время приходится около 5% годовых продаж автомобилей в Китае, при этом прогнозируется рост спроса по мере созревания рынка и снижения цен на электромобили. Только в этом году продажи электромобилей в Китае могут вырасти более чем на 50%, говорится в февральском отчете исследовательской компании Canalys.

Поскольку конкуренция также растет, некоторые за пределами лояльной базы акционеров Evergrande NEV по-прежнему настроены скептически.

«Рынок становится переполненным, но если у вас нет привилегированной полосы, шансов на победу немного», — сказал Руссо из Automobility. «Возможно, есть какая-то синергия с бизнесом, связанным с недвижимостью, но сейчас это история EV, и довольно дорогая».

Самое читаемое из Bloomberg Businessweek

Колумбийский шаман дождя получал деньги за то, что останавливал бури, пока не смог этого сделать

Как Дональд Трамп, Элон Маск и Гвинет Пэлтроу отключают способность мыслить рационально