Майкл Сейлор потерпел крах, но биткоин-инвесторам не стоит паниковать

Как известно криптовалютным инвесторам, рынок движется циклично. У нас был цикл подъема, когда биткоин (BTC) и эфир (ETH) достигли своих исторических максимумов, а теперь медведи снова в городе.

На этой неделе один из них избил основателя и исполнительного председателя совета директоров MicroStrategy Майкла Сейлора. В данном случае это был очень сильный медведь — генеральный прокурор Вашингтона, округ Колумбия, Карл Расин, который подал в суд на евангелиста биткоина за якобы неуплаченные налоги в размере 25 миллионов долларов. Цена акций MicroStrategy упала более чем на 13% на этой новости, с 251 доллара 29 августа до менее чем 220 долларов 1 сентября.

Тем не менее, сейчас не время для инвесторов паниковать. Прошло около трех месяцев с момента печально известного краха экосистемы Terraform, который положил конец величайшей бычьей вечеринке, известной человечеству, и небо все еще не упало. Конец света не наступил, а блокчейн остается неизменным, как и прежде.

Значит ли это, что лидеры отрасли должны перестать рассматривать рыночные спады как экзистенциальную угрозу для криптовалюты как предприятия? Возможно, нет, учитывая, что после краха Terraform из рыночной капитализации криптовалюты исчезла стоимость в 2 триллиона долларов. Такие экстремальные события на рынке нельзя сбрасывать со счетов как волатильные колебания, которых следует ожидать в будущем. Не все факторы, играющие на них, являются здоровыми.

Если предыдущие циклы падения несли на себе отпечаток таких событий, как аферы с первичным предложением монет (ICO) в 2017-18 годах или взлом децентрализованной автономной организации (DAO) в 2016 году, то у этого тоже есть своя история. На этот раз она заключается в том, что чрезмерная зависимость от кредитного плеча не идет на пользу. Компании, которые пытались зайти слишком далеко и слишком быстро, в итоге перенапряглись и теперь столкнулись с моментом расплаты.

Многие криптовалютные проекты склонны отвергать традиционные финансы в пользу нового пути вперед. Такой менталитет заслуживает одобрения. Платформы, включая Celsius, представили перспективу того, что кредиторы могут получать высокую доходность по займам без посредничества банка. Эта идея не исчезнет и не должна исчезнуть.

Тем не менее, отказ от старых методов не означает, что криптокомпании могут бросить вызов законам гравитации. Неспособность оценить риск дефолта и разработать стратегию на случай, если это произойдет — потому что это произойдет в какой-то момент — не считается инновацией.

Этот принцип, далеко выходящий за рамки децентрализованных финансов (DeFi), применим во всей криптоиндустрии. Когда после ребрендинга Facebook (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации) в Meta (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации) сотни криптопроектов добавили в свои сообщения слово «metaverse» и связанные с ним слова, серьезные бизнесмены поняли, что это зачастую очередная маркетинговая уловка несерьезных проектов, желающих нажиться на шумихе. Действительно, в январе OpenSea, крупнейшая в отрасли торговая площадка NFT, заявила, что 80% NFT, добытых на ее платформе бесплатно, были мошенничеством или спамом.

На заре Дикого Запада ICO мы могли принять некоторую степень подобной мании как нормальную, раннюю стадию новой технологии. Но это не может быть статус-кво в будущем.

Биржам, подобным OpenSea, не обязательно становиться похожими на Robinhood, чтобы процветать, но они должны использовать те же механизмы, которые используют законные торговые платформы для предотвращения захвата мошенниками. Опять же, законы гравитации по-прежнему действуют в отношении Metaverse, проектов NFT и платформ, предлагающих свои токены для торговли.

Статистика пользователей, объема и транзакций OpenSea. Источник: DappRadar

Это не возлагает все бремя на биржи и не умаляет того, о чем я и другие писали относительно того, что сами проекты несут бремя ответственного поведения. Прежде чем запускать очередную продажу токенов, лишенную цели и маркетинговой кампании.

Действительно, мемкоины еще могут сыграть важную роль в индустрии. Но проекты, которые не предназначены для того, чтобы стать следующим Dogecoin, не должны использовать маркетинговую стратегию Шиба Инусов мира. Некоторые проекты делают это правильно, и именно у них есть серьезные шансы на успех в следующем «бычьем беге».

Еще одно препятствие, которое должна преодолеть индустрия, — это криптоплатформы, запускаемые исключительно для того, чтобы инвесторы могли торговать другими цифровыми валютами. Таких платформ у нас и так предостаточно. Проекты, которые смогут найти другие способы использования криптовалют, выведут отрасль за рамки спекуляций.

Конечно, даже такие проекты должны обосновывать свои инновационные стремления реалистичными бизнес-планами. Когда мы начнем видеть больше таких планов, возможно, грандиозный криптоэксперимент наконец перерастет страх исчезновения при каждом обвале.

Обвинения в адрес Сейлора, одного из крупнейших сторонников биткоина и иконы среди криптоэнтузиастов, на фоне медвежьего рынка — это пиар-кошмар. Но криптоинвесторы никуда не денутся. Пришло время проектам, которые лучше в создании продукта, чем в маркетинге, извлечь из этого выгоду.

Ариэль Шапира — отец, предприниматель, спикер и велосипедист, основатель и генеральный директор Social-Wisdom, консалтингового агентства, работающего с израильскими стартапами и помогающего им наладить связи с международными рынками.

Эта статья предназначена для общего сведения и не является и не должна восприниматься как юридическая или инвестиционная консультация.