Металлы станут нефтью будущего


Энергетический переход идет полным ходом: электромобили вытесняют бензиновые машины, солнечные батареи и ветряные турбины заменяют уголь и нефть в качестве ведущих мировых источников энергии. Ученые предупреждают, что для того, чтобы удержать рост температуры на уровне 1,5C, необходимо сократить глобальные выбросы на 45% к 2030 году, а к середине столетия вообще свести их к нулю. На проходящем в настоящее время климатическом саммите COP26 страны пообещали положить конец вырубке лесов, ограничить выбросы CO2 и метана, а также прекратить государственные инвестиции в угольную энергетику.


Энергетический переход является движущей силой следующего товарного суперцикла, открывающего огромные перспективы для производителей технологий, энергетических трейдеров и инвесторов. Действительно, по оценкам BloombergNEF, глобальный переход потребует ~$173 трлн. инвестиций в энергоснабжение и инфраструктуру в течение следующих трех десятилетий, при этом ожидается, что к 2050 году возобновляемые источники энергии обеспечат 85% наших энергетических потребностей.

Но нигде перспективы не выглядят более радужными, чем в металлургической промышленности.

Технологии чистой энергии требуют больше металлов, чем их аналоги, основанные на ископаемом топливе. Согласно недавнему анализу, проведенному Eurasia Review, цены на медь, никель, кобальт и литий могут достичь исторических максимумов в течение беспрецедентно длительного периода времени при сценарии чистого нулевого выброса, при этом общая стоимость производства вырастет более чем в четыре раза в период 2021-2040 годов и даже сравняется с общей стоимостью производства сырой нефти.

Существует большой негатив для сектора ископаемого топлива – по прогнозамBNEF, к 2050 году электромобили и автомобили на топливных элементах вытеснят 21 миллион баррелей в день спроса на нефть.

Источник: Евразийское обозрение

В сценарии с нулевым уровнем выбросов бум спроса на металлы может привести к более чем четырехкратному увеличению стоимости производства металлов – в общей сложности $13 трлн, накопленных за следующие два десятилетия только для четырех металлов. Это может превзойти оценочную стоимость добычи нефти в сценарии с нулевыми выбросами за тот же период, что делает четыре металла макрозначимыми для инфляции, торговли и производства и обеспечивает значительный выигрыш для производителей сырья.

Расчетный кумулятивный реальный доход от мирового производства отдельных энергетических переходных металлов, 2021-40 (млрд. долларов США 2020 года)

Источник: Евразийское обозрение

Вот долгосрочные прогнозы для основных сырьевых товаров и секторов чистой энергии по данным BNEF.

#1. Солнечные панели

ОСНОВНЫЕ МЕТАЛЛЫ И МАТЕРИАЛЫ: Сталь, алюминий, поликремний, медь, серебро

TOP ETF: Invesco Solar Portfolio ETF (NYSEARCA:TAN)

По оценкам BNEF, для производства солнечных панелей мощностью 1 ГВт требуется 10 252 тонны алюминия, 3 380 тонн поликремния и 18,5 тонн серебра. Поскольку ожидается, что к 2025 году мировая установленная мощность солнечных батарей удвоится, а к 2030 году увеличится в четыре раза до 3 000 ГВт, ожидается, что в течение следующего десятилетия солнечная промышленность станет значительным потребителем этих товаров.

Неожиданный скачок спроса на солнечные панели с конца 2020 года в связи с возобновлением обязательств по выбросам углекислого газа администрацией Байдена и Китаем привел к резкому росту цен на поликремний и нарушил десятилетний процесс снижения стоимости солнечных установок. Согласно новому отчету Ассоциации производителей солнечной энергии и Wood Mackenzie, узкие места в цепочке поставок и рост стоимости сырья ударили по солнечной отрасли США, поскольку во втором квартале цены на солнечную энергию выросли по сравнению с предыдущим кварталом и годом во всех сегментах рынка США. Это первый случай, когда стоимость солнечной энергии для жилых, коммерческих и коммунальных объектов выросла одновременно с тех пор, как Wood Mackenzie начала отслеживать цены в 2014 году. Наиболее значительное давление на стоимость оказал рост цен на сырье, включая сталь и алюминий.

В настоящее время разрабатывается несколько новых заводов по производству поликремния, в основном в Китае, которые, как ожидается, частично восполнят дефицит предложения. Тем не менее, нынешний дефицит является четким сигналом того, что необходимо сделать гораздо больше по мере ускорения процесса декарбонизации и электрификации.

К счастью, аналитик BNEF Яли Цзян считает, что фундаментальный дефицит поликремния вряд ли станет долгосрочной проблемой, поскольку цены всегда стимулируют увеличение мощностей. BNEF говорит, что его больше беспокоят другие вспомогательные материалы для производства и установки солнечных панелей, в которых используются серебро, алюминий, сталь и т.д., поскольку эти металлы подвержены влиянию более широкого товарного мира.

#2. Ветряные турбины

ОСНОВНЫЕ МЕТАЛЛЫ И МАТЕРИАЛЫ: Бетон, сталь, армированный стекловолокном пластик, электронный лом, медь, алюминий, полимеры, армированные углеродным волокном

TOP ETF: First Trust Global Wind Energy ETF (NYSEARCA:FAN)

По оценкам BNEF, для строительства ветряных турбин и инфраструктуры мощностью в гигаватт требуется около 154 352 тонн стали, 2 866 тонн меди и 387 тонн алюминия. Согласно прогнозу Global Wind Energy Outlook (GWEO), к 2030 году установленная ветровая мощность достигнет 2 110 ГВт, что представляет собой 185% рост за указанный период.

Как и в солнечном секторе, рост затрат начинает негативно влиять на развертывание ветряных проектов, что в сочетании с истечением срока действия основных субсидий в Китае, как ожидается, приведет к снижению рекордного прироста мощностей, по данным Глобального совета по ветроэнергетике.

Так, датская компания Vestas Wind Systems A/S (OTCPK:VWDRY), один из крупнейших в мире производителей турбин, занимающий 31% мирового рынка, недавно снизила прогноз на оставшуюся часть 2021 года, ссылаясь на рост цен на сырье и сбои в цепочках поставок. В августе Vestas понизила прогноз по выручке на весь год до €15,5B-€16,5B с предыдущего прогноза в €16B-€17B и ожидаемой маржи EBIT до 5%-7% с предыдущего прогноза в 6%-8%.

Большая часть растущих затрат может быть возложена на сталь: в этом году цены на сталь подскочили в США, а также выросли в Китае и Европе.

Но и здесь долгосрочные перспективы оптимистичны: BNEF утверждает, что прирост мощностей восстановится и к 2030 году достигнет 129 гигаватт в год.

“Товарная инфляция” уже здесь. В ближайшие 12 месяцев необходимо убедиться, что проекты могут и будут построены, а также какова цена?” – задал вопрос Хенрик Андерсен, исполнительный директор компании Vestas Wind.

#3. Литий-ионные аккумуляторы

ОСНОВНЫЕ МЕТАЛЛЫ И МАТЕРИАЛЫ: Медь, алюминий, литий (LCE), никель, кобальт, марганец

ТОП ETF: Global X Lithium & Battery Tech ETF (NYSEARCA:LIT)

Перспективы сектора литий-ионных аккумуляторов, вероятно, самые оптимистичные из всех.

Это объясняется быстрым распространением электромобилей, а также тем, что коммунальные службы удвоили объемы производства аккумуляторных батарей (мощностью один мегаватт (МВт) и более), поскольку стоимость батарей продолжает снижаться повсеместно. Недавний опрос Pew Research Center показал, что 7% взрослых американцев в настоящее время имеют электрический или гибридный автомобиль, а 39% заявили, что они “очень вероятно” или “несколько вероятно” всерьез задумаются о покупке EV, когда в следующий раз будут покупать автомобиль.

С 2010 по 2020 год цены на литий-ионные аккумуляторы упали на 89%, а средневзвешенная цена составит $137/кВтч – $100/кВтч считается Святым Граалем, когда EV достигнут паритета стоимости с ДВС.

В 2019 году компания NextEra Energy (NYSE:NEE) объявила о планах строительства во Флориде проекта по хранению энергии мощностью 409 МВт, который будет питаться от солнечной энергии коммунального масштаба.

Компания Xcel Energy (NASDAQ:XEL) планирует заменить свои угольные блоки Comanche инвестициями в размере $2,5 млрд. в возобновляемые источники энергии и аккумуляторные батареи, включая 707 МВт солнечных фотоэлектрических установок, 1 131 мегаватт (МВт) ветра и 275 МВт аккумуляторных батарей в штате Колорадо.

Компания Duke Energy (NYSE:DUK) объявила о планах строительства проекта по хранению энергии в гражданском центре Андерсона, штат Каролина, включая инвестиции в размере 500 миллионов долларов США в проекты по хранению энергии на аккумуляторах для выработки электроэнергии мощностью 300 МВт.

По данным EIA, с 2014 года (214 МВт) по март 2019 года (899 МВт) действующие мощности аккумуляторных батарей в США выросли более чем в четыре раза. По прогнозам организации, к 2023 году мощность батарейных накопителей может превысить 2500 МВт, или увеличиться на 180%, при условии, что запланированные в настоящее время вводы будут завершены, а текущие действующие мощности не будут выведены из эксплуатации.

По оценкам UBS, в течение следующего десятилетия рынок накопителей энергии в США может вырасти до 426 миллиардов долларов.

Множество экспертов в области энергетики, включая UBS, BloombergNEF, S&P Market Intelligence и Wood Mackenzie, чрезвычайно оптимистично оценивают перспективы отрасли аккумуляторных батарей – как в ближайшей, так и в долгосрочной перспективе – поскольку развитие чистой энергетики набирает огромные обороты.

Источник: EIA

По оценкам BNEF, для производства 1 ГВт-ч литий-ионных батарей требуется 1 731 тонна меди, 1 202 тонны алюминия и 729 тонн лития.

В своем июньском отчете BNEF сообщает, что предложение лития, скорее всего, останется ограниченным до 2022 года, поскольку спрос со стороны аккумуляторного сектора растет. Но в отличие от солнечной и ветровой энергетики, где дефицит лития будет носить более эфемерный характер, BNEF утверждает, что гидроксид лития – химическое вещество, используемое для производства литий-ионных элементов премиум-класса, – может стать дефицитом к 2027 году.

Чтобы сделать ситуацию еще более сложной, ограниченная доступность других материалов для батарей уже угрожает способности аккумуляторного сектора идти в ногу с бумом электромобилей. Особую обеспокоенность вызывают литиевые химикаты и медная фольга, в то время как все ключевые металлы для батарей с середины 2020 года демонстрируют скачок цен.

Кваси Ампофо, руководитель отдела металлов и горнодобывающей промышленности в BNEF, говорит, что никель и марганец, входящие в состав аккумуляторов, могут стать одними из самых серьезных дефицитов в конце этого десятилетия из-за отсутствия мощностей по переработке этих металлов в специальные химикаты.

Лей Чжан, главный исполнительный директор Envision Group, говорит, что цепочка поставок аккумуляторов, особенно со стороны сырья, требует больше инвестиций, в том числе в новые литиевые и никелевые рудники.

Колебания цен вызывают серьезную озабоченность в секторе аккумуляторных батарей, поскольку повышение стоимости может негативно сказаться на внедрении EV.

#4. Зарядные устройства для электромобилей

ОСНОВНЫЕ МЕТАЛЛЫ И МАТЕРИАЛЫ: Медь

ТОП ETF: Global X Autonomous & Electric Vehicles ETF (NYSEARCA: DRIV)

Рост общего рынка зарядных станций для EV в основном зависит от таких факторов, как растущий спрос на инфраструктуру быстрой зарядки EV, правительственные инициативы по стимулированию внедрения EV и соответствующей инфраструктуры, растущее развертывание EV операторами совместной мобильности и растущая распространенность беспокойства о дальности поездки.

По оценкам BloombergNEF, для одной быстрой общественной зарядной станции для электромобилей обычно требуется 25 килограммов меди, в то время как для зарядного устройства меньшего размера, используемого дома, требуется около 2 килограммов меди. Может показаться, что это не так много, но это может оказаться значительным, если учесть, что ожидается, что глобальное количество точек зарядки увеличится с 1,3 миллиона единиц в 2020 году до 30,8 миллиона единиц к 2027 году, что составляет почти 50% годового роста.

Президент США Байден пообещал развернуть в стране 500 000 новых зарядных станций к 2030 г. Китай, где сосредоточена львиная доля всех общественных разъемов в мире, добавляет зарядные устройства бешеными темпами, а такие компании, как Tesla Inc. (NASDAQTSLA) и BP Plc (NYSE:BP), взяли на себя большие обязательства.

В прошлом году установка общественных зарядных устройств вдоль автомагистралей, в автопарках и на парковках продуктовых магазинов увеличилась более чем на треть и достигла 1,36 млн. единиц. По прогнозам BNEF, число установленных зарядных устройств будет быстро расти и достигнет 309 миллионов к 2040 году, когда ежегодные инвестиции в этот сектор достигнут $590 млрд.

Австралийская компания Tritium, второй по величине в мире производитель устройств быстрой зарядки, говорит, что зарядные станции уже испытывают ценовое давление в некоторых областях, например, из-за роста цен на медь.

Инфраструктура зарядки электромобилей сильно подвержена дефициту сырья, и рост стоимости материалов может повлиять на процесс внедрения.

Алекс Кимани для Oilprice.com