Метавселенная происходит без разрешения Меты

Переименовав свою материнскую компанию в Meta (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации), Facebook (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации) заложила в землю осиновый кол: Она станет символом эволюции Интернета, метавселенной. Нравится нам это или нет.

Согласно Meta (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации), метавселенная — это «набор цифровых пространств для общения, обучения, игр и многого другого». Первая настоящая попытка была предпринята в виде Horizon Worlds — вселенной виртуальной реальности, настолько безжизненной и лишенной содержания, что люди задаются вопросом, является ли метаверс шагом вперед или назад.

К счастью, это не имеет значения.

Метаверс — термин, появившийся задолго до существования Facebook (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации), — уже существует. Его потенциал и привлекательность можно найти в уже существующих местах — играх вроде Fortnite, платформах вроде Roblox и онлайн-центрах вроде Discord. Не будет никакого запуска метавселенной, никакого выключателя, который бы ее включил. Вы уже испытываете его части, независимо от того, осознаете вы это или нет. Все больше и больше вашей реальной личности сливается с цифровой. От ИРЛ к URL и обратно.

Метавселенная — это не то, о чем вы читали

Кроме того, метавселенная — это не то, о чем говорит Мета (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации).

«Набор цифровых пространств для общения, обучения, игр и многого другого» точно описывает современные приложения и игры, но это упрощенное определение сделало термин «метавселенная» синонимом таких немодных программ, как Horizon Worlds — до боли невообразимого 3D-мира с графикой начала 2000-х годов и большим количеством места для рекламы.

Пустой 3D-мир с большими цифровыми щитами с рекламой на них, цифровое искусство, эстетика Y2K. Источник: DALL-E

Для тех, кто не вникает в точное определение писателя Мэтью Болла, метавселенную можно представить как изменение в том, как мы видим и переживаем нашу цифровую жизнь — не 3D-мир, а сдвиг в более иммерсивную, одновременную, репрезентативную связь между нашим физическим и цифровым «я». Метавселенная приводит к размыванию границы между реальным и цифровым, что является развитием изменений, вызванных появлением мобильного интернета.

Поэтому, естественно, метавселенная не будет процветать в изолированной, бездушной антиутопии Меты. Не будет этого и в попытке Decentraland создать цифровой мир, который после двух лет и миллиардов долларов финансирования не привлекает больше внимания, чем слабо популярная инди-игра.

Не удивительно: Horizon Worlds и Decentraland конкурируют с цифровыми побегами, которые экспоненциально более увлекательны — играми, фильмами и социальными сетями.

И даже более непосредственно, они конкурируют с реальным миром. Если вы говорите людям, что они будут работать и играть в метавселенной, лучше предложить им что-то волшебное, выходящее за рамки их обычной жизни. На данный момент «мясное пространство» все еще побеждает. Это даже не близко.

Метавселенной нужна магия

Это волшебное чувство всегда присутствовало в играх. Посещение соседа с кошкой в Animal Crossing бесконечно более притягательно, чем встреча с безногим коллегой за столом переговоров в Horizon Worlds. Для того чтобы сделать захватывающий опыт убедительным, необходима эта магия, и трудно создать культуру компании, способную создать удовольствие, а возможно, и невозможно, если ваш доход зависит от увеличения количества кликов — или любого другого призыва к действию, существующего в 3D.

3D-платформы, такие как Roblox и VRChat, вместо этого создали путь для создателей, чтобы привнести свою собственную магию, хотя и узкий. Время, проведенное на VRChat по сравнению с Horizon Worlds, показывает разницу между миром, созданным пользователями, и корпоративным миром. Первый — человечный и удивительный, а второй — унылый и ожидаемый.

Но создателей нужно мотивировать к творчеству в конкретной среде — и дать им инструменты для этого. Старый путь мотивации творцов с помощью спонсорства токсичен и умирает. Творческие люди не хотят ограничивать свое видение ради корпоративных прибылей или ограничивать свои возможности платформенными ограничениями.

К счастью, есть другой путь.

Метавселенной нужна собственность

Неиграбельные токены (НФТ) в основном рассматриваются как способ вернуть власть потребителю, действуя как способ реального владения коллекционером, а не платформой. И это все верно.

Но право собственности оказывает иное воздействие на создателей: Она мотивирует их. Вместо того чтобы создавать контент для других платформ или рекламу для брендов, их работа мгновенно и неограниченно монетизируется. И в редких, но наилучших случаях это происходит действительно децентрализованным способом, без обмана.

Децентрализация и право собственности обеспечивают критически важный фактор мотивации для создателей — людей, которые должны определять, как выглядит метавселенная. Токенизация освобождает создателей от крепостного права сегодняшних социальных сетей, ищущих ренту (вспомните Instagram (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации) или Snapchat), позволяя им создавать и продавать свои работы без необходимости спонсирования брендом, чтобы прокормить себя. Протоколы, созданные для децентрализации, станут местом естественного притяжения творцов, создавая авангардные пространства и определяя, что значит творчество в метавселенной. Джентрификация может прийти позже.

Вместо того чтобы дать власть и свободу создателям, Мета (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации) структурирована таким образом, чтобы в первую очередь думать о доходах от рекламы и партнерах брендов — стратегия, которая активно враждебна создателям и пользователям в целом.

Прямые отношения между создателями и их сообществами (все более размытое различие) создают новое доверие, и фундамент для этих отношений — это то, что приведет к созданию потрясающего метавселенной. Серое пространство», где встречаются создатели и сообщества, — идея, воплощенная Дэвидом Боуи, — создает совершенно иную динамику и опыт, чем та, где основные отношения платформы
строятся на отношениях между владельцем платформы и его рекламодателями.

Футуристический зеленый город, нарисованный кистью художника, цифровое искусство. Источник: DALL-E

Метавселенной нужен контекст

По правде говоря, создать волшебство в метавселенной непросто, даже при наличии цифрового владения и правильной мотивации. Даже самые лучшие 3D-миры и цифровые места для встреч не могут обеспечить значимую связь с нашей реальной жизнью. НФТ еще не оказали влияния на физический мир, помимо финансового воздействия. Мы не вернули URL в IRL.

Но признаки этого налицо.

Игры смешанной реальности, такие как Pokémon Go, которые переносят культовых цифровых персонажей в дополненную реальность, демонстрируют централизованный подход к иммерсивному цифровому миру, построенному на физическом. Увязывание присущей нам связи с цифровыми коллекционными предметами, такими как Psyduck, с нашей реальной жизнью — вот где метавселенная может обрести новую актуальность.

Однако контекстно-ориентированная версия метавселенной также подвержена риску централизации и экономики внимания, поэтому ее необходимо объединить с децентрализацией и этикой творца. Предоставление создателям возможности самим определять реальность приведет к будущему, которое улучшит нашу жизнь, а не отнимет ее.

Метавселенная происходит

Метавселенная уже наступила, и она не будет похожа на версию Меты.

Метавселенная — это не конкретная технология, а эпоха, когда мы изменим восприятие роли технологий в нашей жизни. One where digital realities represent a larger piece of our shared reality and where purely using technology is replaced by creating, owning and experiencing it. The more tactile and connected to us that those digital realities become, the more real the metaverse is.

Protocols, not platforms. Creators, not brands. Context, not isolation. Principles and people will define this next evolution of the internet, and Meta (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации) is not the arbiter of either.

Alex Herrity is co-founder of Anima, a protocol for ownable, dynamic augmented reality. Prior to Anima, he built products and games used by billions of people with companies like Epic Games, HBO and his former startup Ultravisual, which was acquired by Flipboard.

This article is for general information purposes and is not intended to be and should not be taken as legal or investment advice. The views, thoughts and opinions expressed here are the author’s alone and do not necessarily reflect or represent the views and opinions of Cointelegraph.