Директива о рынках финансовых инструментов (MiFID)

Что такое Директива о рынках финансовых инструментов (MiFID)?

Директива о рынках финансовых инструментов (MiFID) — это европейское постановление, которое повышает прозрачность финансовых рынков Европейского Союза и стандартизирует раскрытие нормативной информации, требуемой для фирм, работающих в Европейском союзе.

MiFID внедрил новые меры, такие как требования к прозрачности до и после торговли, и установил стандарты поведения, которым должны следовать финансовые компании. MiFID имеет определенную сферу деятельности, которая в первую очередь ориентирована на акции. Директива была разработана в 2004 году и действует на территории  Европейского Союза (ЕС) с 2007 года. В 2018 году MiFID был заменен на MiFID II.

Ключевые моменты

  • Целью Директивы о рынках финансовых инструментов (MiFID) является повышение прозрачности финансовых рынков ЕС и стандартизация нормативных требований к раскрытию информации для фирм.
  • MiFID является частью регуляторных изменений, охватывающих ЕС и влияющих на отделы соблюдения нормативных требований всех финансовых компаний, которые там работают.
  • MiFID действует на всей территории Европейского Союза с 2007 года.
  • MiFID был заменен обновленной нормативной директивой MiFID II в 2018 году.
  • Акции являются основным направлением деятельности MiFID, но объем продукции был расширен в рамках MiFID II.

Директива о рынках финансовых инструментов (MiFID)

Заявленная цель MiFID состоит в том, чтобы все члены ЕС имели общую надежную нормативную базу, которая защищает инвесторов. MiFID вступил в силу за год до MiFID II . Одна проблема в первоначальных проектах заключалась в том, что нормативный подход к отношениям со странами за пределами Европейского Союза оставался на усмотрение каждого государства-члена. Это означало, что некоторые фирмы за пределами ЕС могли иметь конкурентное преимущество перед фирмами внутри союза из-за более легкого нормативного надзора.

Эта проблема была решена с помощью MiFID II, который был внедрен в январе 2018 года и гармонизировал правила для всех фирм с клиентами из ЕС. МИФИД сосредоточен главным образом на акции, которая рассматривалась как ограничение, так как оно не включает огромное количество финансовых продуктов , доступных на рынке, например, производные .

Внебиржевые транзакции совершаются между двумя сторонами без посредничества какой-либо биржи , выполняющей функции надзорного органа. В результате было меньше регулирующего контроля и намного меньше прозрачности для сторон, участвующих в внебиржевой торговле. Благодаря внедрению MiFID II в его компетенцию попало еще много финансовых продуктов. Регулирование рынков финансовых инструментов (MiFIR) работает вместе с MiFID и MiFID II как регулирование, а не директива для распространения кодексов поведения за пределы акций на другие типы активов.

Классификация клиентов в соответствии с Директивой о рынках финансовых инструментов (MiFID)

Одним из ключевых аспектов MiFID является классификация клиентов по конкретным типам клиентов. Существует три типа клиентов: профессиональные клиенты, розничные клиенты и подходящие контрагенты. Цель классификаций состоит в том, чтобы нормативная защита клиентов отражала различные уровни рисков для каждого типа клиентов. Идея состоит в том, что разные типы клиентов или инвесторов будут иметь разный уровень финансовых знаний, и поэтому им следует предоставить разные уровни защиты при работе с финансовым органом, например, с банком. Правомочным контрагентам предоставляется наименьшая защита, а для розничных клиентов — высшая.

В зависимости от типа клиента клиенту предоставляется информация разного уровня, которая необходима для понимания конкретных рисков транзакции, а также общих объяснений и деталей этой транзакции.

Нормативная гармонизация Европейского Союза

MiFID — это лишь одна часть регуляторных изменений, охватывающих ЕС и влияющих на отделы соблюдения нормативных требований всех финансовых компаний, например, страховщиков, поставщиков взаимных фондов и работающих там банков. Вместе с другими нормативными инициативами, такими как Общий регламент по защите данных (GDPR) и MiFIR, ЕС следует своему видению прозрачного рынка с четкими правами и защитой для граждан ЕС. 

Как и в случае с любой нормативной базой, многие правила представляют собой корректировку существующих нормативных актов, например, требования о раскрытии информации в случае возникновения конфликта интересов  . Однако некоторые передовые практики, такие как назначение одного сотрудника для защиты интересов клиентов изнутри фирмы, теперь являются явными требованиями для фирм, которые хотят получить доступ на рынок ЕС.