Мнение: Должны ли покупатели Bored Ape иметь законное право на возврат денег?

Должны ли люди, приобретающие неиграбельные жетоны (NFT), иметь право на возврат денег, если они решат, что им не нравятся их цифровые фотографии? Некоторые европейцы начинают доказывать это на основании закона 25-летней давности.

Недовольные покупатели утверждают, что их право на возврат денег защищено законом Европейского союза от 1997 года, который требует, чтобы любое лицо или предприятие, занимающееся «дистанционной торговлей» — то есть покупкой и продажей товара без личного присутствия — предоставляло клиентам 14-дневный льготный период для возврата товара. Но поскольку цифровые товары отличаются от других, закон предусматривает отмену 14-дневного периода, если клиенты заранее предупреждены об этом.

Хотя толкование закона неизбежно будет рассматриваться в судах, есть несколько важных оговорок, которые следует принять во внимание, особенно учитывая, что закон был написан до повсеместного распространения цифровых товаров и услуг. Проще говоря, закон был написан до появления интернета, не говоря уже о цифровых активах, таких как НМТ, поэтому он гораздо менее применим сегодня.

Я решил написать @yugalabs и попросить их вернуть деньги за мой Otherdeed NFT, что, как я считаю, является моим законным правом по законодательству Великобритании.

Они ответили!

И конечно, я попросил ChatGPT написать письмо за меня pic.twitter.com/DJfYQqT3xk

— Пол | Top Dog Studios (@darkp0rt) 26 января 2023 г.

В качестве примера того, что она не применима к текущему состоянию рынка НФТ, рассмотрим, что «настоящая Директива не применяется к контрактам», которые «заключены с операторами связи посредством использования общественных таксофонов». Что отличает контракты, заключенные с использованием телефонов-автоматов, от контрактов, заключенных через блокчейн? Ничего существенного, кроме механизма доставки, что подчеркивает, что намерение закона заключалось в том, чтобы предотвратить обман потребителей продавцами, которые отправляли физические товары, оказавшиеся не теми, которые потребитель изначально хотел получить, прежде чем увидеть их лично.

По сути, применение директивы к НМТ приведет к серьезным последствиям для патентного права и законодательства о товарных знаках. Важно отметить, что каждый НМТ, по определению, уникален по своей сути, и любые НМТ, которые возвращаются и выбрасываются, неизбежно подразумевают уничтожение нематериального капитала. В отличие от директивы ЕС 1997 года, отгруженные товары в значительной степени однородны, поэтому покупатель, требующий возврата денег и возвращающий товар, не наносит ущерба товару и не мешает продавцу перепродать его.

В последнее время я вижу много разговоров о возврате NFT. Я думаю, что это разрушит опыт NFT, если это пройдет.

Люди будут просто массово чеканить проекты и требовать возврата денег, если они не получат редкий NFT.

Ужасная идея. Представьте, если бы карты Yugioh подлежали возврату после открытия https://t.co/cwx5ehiZzv.

— Psycho (@AltcoinPsycho) 26 января 2023 г.

Более того, разрешение на возврат средств устранит саму цель редкости в проектах с картинками профилей, что потенциально полностью снизит их ценность. Рассмотрим пример с НФТ яхт-клуба Bored Ape. Самая дорогая покупка BAYC стоила 3,4 миллиона долларов, потраченных на #8817 — который был отчеканен примерно за 1000 долларов в апреле 2021 года. Его редкость отчасти объясняется наличием «золотого меха», которым обладает менее 1% представленных на рынке BAYC NFT.

Конечно, если покупатели смогут просто потребовать возврата денег в случае, если им не понравятся NFT, которые они случайно получат в процессе чеканки, можно с уверенностью сказать, что такие «1% NFT» станут гораздо более распространенными, поскольку покупатели просто будут продолжать требовать возврата денег, пока не получат NFT, которые они хотят. Если следовать логическим последствиям такого мышления, то редких НФТ больше не будет ни в одном уголке рынка.

Реальность такова, что законодательство в области цифровых активов не успевает за развитием технологий, поэтому, естественно, существует соблазн полагаться на устаревшие, неактуальные нормативные рекомендации, к лучшему или худшему. Но если мы будем продолжать двигаться вперед, а компании будут внедрять инновации и добросовестно обслуживать потребителей, мы сможем прийти к новому равновесию, которое принесет выгоду всем сторонам уравнения.

Кристос Макридис — главный операционный директор и соучредитель Living Opera, мультимедийного стартапа Web3, основанного на классической музыке, а также научный сотрудник Колумбийской
школы бизнеса и Стэнфордского университета. Он также имеет докторскую степень по экономике и науке управления и инженерии Стэнфордского университета.

Данная статья предназначена для общего ознакомления и не является и не должна восприниматься как юридическая или инвестиционная консультация.