Мошенничество в GameFi: как выявить токсичные игровые проекты NFT

В последние пару лет игры, использующие технологию блокчейн, активно развиваются и привлекают новых игроков, а рынок децентрализованных игр, широко известный как GameFi, приобрел большую популярность. 

Индустрия GameFi зародилась еще в 2013 году, и с тех пор эта сфера медленно развивалась, но в 2021 году популярность децентрализованных игр взорвалась вместе с бумом неиграбельных токенов (NFT). По данным аналитической службы DappRadar, общая стоимость одной из самых популярных игр на основе блокчейна, Axie Infinity, превышает 550 миллионов долларов.

Но у индустрии GameFi есть свои проблемы. Многие проекты часто «запускаются» независимо от стадии разработки игры.

И хотя динамика цены биткоина (BTC) может усиливать или ослаблять успех проектов GameFi, прямая зависимость между ними не обязательно существует. 

Несмотря на медвежий рынок, цена многих токенов GameFi сегодня растет благодаря их NFT-составляющей, поскольку инвесторы стремятся заработать на перепродаже внутриигровых героев и цифровых предметов, а не концентрируются на совершенствовании игровой механики.

При выборе проекта GameFi стоит обратить внимание на маркетинговую и технологическую составляющую: Насколько активно продвигается проект, и какие преимущества дает токен проекта его участникам.

Однако следует с осторожностью относиться к громким обещаниям проектов с токенами GameFi, поскольку в этой сфере существует множество мошенников.

Один из крупнейших скандалов, связанных с GameFi, произошел осенью 2021 года, когда криптовалюта Squid, основанная на шоу Squid Game, рухнула почти до нуля после роста до 2800 долларов.

Токен, основанный на сериале Netflix Squid Game, но не связанный с ним, впервые появился в октябре 2021 года. Это была криптоигра, которая состояла из шести раундов, похожих на раунды смертельной борьбы в сюжете сериала.

Чтобы принять участие в каждом раунде, пользователям нужно было заплатить токенами Squid. Запуск игры был запланирован на ноябрь. Разработчики получат 10% от собранных средств, а победители игры — 90%. Во время выпуска токена пользователи отметили, что продать приобретенную валюту было невозможно.

Более того, у наблюдателей начали расти подозрения, когда выяснилось, что между токеном, Netflix и авторами сериала не было никакой официальной связи, поэтому они начали предупреждать пользователей о возможной афере. Когда такие предупреждения стали широко распространены, мошенники быстро вывели все деньги. По некоторым данным, в общей сложности мошенникам удалось избавиться от 3,38 миллиона долларов.

Лидеры «классической» игровой индустрии относятся к GameFi с большим подозрением и стараются вообще избегать этой индустрии, что является знаком для пользователей быть осторожными. Гейб Ньюэлл, генеральный директор Valve — одного из крупнейших разработчиков видеоигр в США — в феврале 2022 года прокомментировал решение своей компании держаться подальше от сектора GameFi.

Ньюэлл заявил, что игры с НФТ и блокчейн-механикой «поверхностны и схематичны», а создатели и проекты НФТ — «не те люди, с которыми вы действительно хотите иметь дело».

Ньюэлл добавил, что в секторе NFT якобы имеют место случаи мошенничества, заявив, что из-за волатильности цен на токены игроки даже не понимают, когда и что покупать.

Последние новости: Неуловимый биткоин ETF: Хестер Пирс критикует отсутствие юридической ясности для криптовалют

Генеральный директор Epic Games Тим Суини присоединился к своему коллеге в начале этого месяца, назвав токен Fortnite мошенничеством и заявив, что компания готовит юридические действия для его закрытия. Однако создатели Fortnite Token ответили, описав его как фанатский проект, за которым не стоит конкретный владелец или компания. Fortnite Token впервые появился в конце 2021 года и, без сомнения, был попыткой привязать его к мега-хитовой игре Epic battle royale.

Как НФТ вписываются в игровой процесс?

Чтобы понять GameFi, необходимо познакомиться с NFT и их интеграцией со смарт-контрактами. NFT — это актив, цифровая квитанция которого помещена в блокчейн. 

Смарт-контракт связан с НМТ. Это звучит серьезно и профессионально, хотя на самом деле это всего лишь маленький кусочек кода. И этот маленький кусочек кода может быть чем угодно, включая ссылку, ведущую на файл JPEG, хранящийся на центральном сервере. Действительно, львиная доля НФТ в настоящее время представляет собой именно это.

Смарт-контракт, который используется для «манипулирования» объектом NFT между играми, не является многофункциональным инструментом. Он не включает в себя модель, текстуры, описание, звук, анимацию и т.д., что
бы предмет или персонаж можно было легко перенести из одной игры в другую. Таким образом, чтобы интеграция между двумя играми работала, эти игры должны быть построены, запущены и поддерживаться через единую инфраструктуру или игровой движок. В настоящее время таких интеграций в игровой индустрии не существует.

Кроме того, NFT-игра может работать только в том случае, если у нее есть большой пул пользователей и собственная экономика, где игроки могут покупать и продавать внутриигровые предметы в виде NFT. Однако многие традиционные игры уже имеют такую экономику.

Например, в Eve Online корабли продаются и покупаются за реальные деньги, а в Counter Strike: Global Offensive продает скины по цене квартир и машин. В общем, сами по себе НФТ не имеют никакой ценности, и задача владельца НФТ — убедить пользователей, что его активы стоят реальных денег.

Получается, что даже если разработчики той или иной игры не хотят обманывать игроков, а действительно развивают свой проект, им нужно убедить пользователей в уникальности, свежести и интересности своего проекта, а это удается крайне редко.

Как распознать мошенническую игру?

NFT мошеннические игры часто бывают масштабными и заранее продуманными. Большинство инвесторов в такие проекты — не эксперты, а новички, и мошенники пользуются этим и заманивают неопытных пользователей с помощью рекламы и красивых сайтов. Поэтому пользователям следует обращать пристальное внимание на несколько деталей (о них рассказано ниже).

Команда проекта

Разработчики профессиональных проектов всегда имеют накопленный опыт. Их биографии можно легко найти в интернете, а также послужной список того, насколько успешными были их прошлые идеи.

Однако в GameFi есть много серьезных проектов, которые запускаются анонимными командами. О них можно найти мало информации, потому что они скрываются за никами или псевдонимами.

Отзывы на профессиональных платформах

Изучая проект, никогда не стоит полагаться на рекламные слоганы. Лучше почитать отзывы о них на независимых профессиональных платформах. Блокчейн-сообщество быстро реагирует на появление новых проектов. В течение нескольких часов любая идея будет проанализирована со всех сторон.

Но мошенники приспособились и придумали, как обманывать пользователей. Некоторые команды продвигают проекты, написав положительные отзывы о компании на сторонних сайтах. Они предварительно регистрируют несколько сотен аккаунтов на крупных форумах под видом реальных пользователей. Когда дается команда, они отправляют текст, подготовленный в соответствии с учебным пособием. Поэтому инвесторы не могут полагаться только на отзывы.

Проекты в социальных сетях

Обязательно просмотрите социальные сети проекта и обратите внимание на количество вовлеченных людей, на их активность в чатах и комментариях, на характер сообщений. Секретных проектов без пользователей не бывает.

Смарт-контракт

Самый простой способ проверить смарт-контракты проекта — воспользоваться такими ресурсами, как Etherscan или BscScan. Блокчейн-исследователи предоставят вам информацию о том, когда проект был создан, выведен на рынок, сколько у него пользователей и сколько токенов было выпущено. 

Будущий доход проекта

Каждый проект создается для того, чтобы зарабатывать деньги, и важно понимать, откуда возьмется добавленная стоимость. Человек не должен инвестировать, пока не поймет источник прибыли проекта.

Сетевой маркетинг 

Существует множество проектов GameFi, которые построены на системе многоуровневого маркетинга (MLM). Это похоже на классический сетевой маркетинг, который сам по себе не является мошенничеством. Большое количество хороших проектов используют MLM для привлечения новых пользователей, но если у проекта нет другого источника дохода, кроме сетевого маркетинга, то это, скорее всего, мошенничество. В дополнение к MLM, должны быть механизмы создания добавленной стоимости. Реальные проекты не могут безосновательно обещать пользователям огромные проценты прибыли.

От игр до копилок: Обучение биткоин-«несовершеннолетних» будущегоПродолжение: От игр до копилок: Обучение биткоин-«майнеров» будущего

Итан МакМахон, экономист из Chainalysis, рассказал Cointelegraph, что следует обращать внимание на ссылки, которые появляются на сайте проекта:

«Мошеннические проекты, подобные Squid Game, часто начинаются с белой книги, целевой страницы и листинга токенов на крупной криптовалютной бирже. Они могут рассказывать о поддельных партнерствах, несуществующих сот
рудниках и/или 3D-рендерингах, украденных или купленных заранее. К другим потенциальным «красным флажкам» относятся опечатки и неработающие ссылки. Конечно, стоит также проверить, можете ли вы на самом деле играть в игру. Если нет, то это может быть схема «выкачивания денег» или «вытягивания денег на ковер»».

Хотя игровой рынок NFT действительно переоценен, NFT как инвестиции еще не раскрыли свой потенциал. NFT нужно понимать более широко, а не считать, что это просто предметы, которые вы получаете после бесчисленных часов шлифовки. Негативное отношение к играм с НФТ среди скептиков сформировалось именно на фоне волатильной торговли активами, не имеющими четкого сценария использования.

НФТ могут и должны иметь внутреннюю ценность. Для того чтобы рынок NFT стал зрелым, необходима прочная связь с реальными активами и услугами.

Педро Эррера, глава исследовательского отдела DappRadar, считает, что будущее криптоигр радужно, намекая на то, что они могут развиваться и без НФТ:

«С моей точки зрения, игры на блокчейне будут массовыми, но мы все еще в паре лет от того, чтобы увидеть реальное событие массового внедрения. Традиционные игры — это индустрия с оборотом в 60 миллиардов долларов, где люди тратят около 20 миллиардов долларов в год на игровые покупки, такие как носимые вещи, оружие и скины. Когда первая блокчейн ААА-игра объединит хороший игровой опыт с криптоактивами, мы увидим, как традиционные геймеры, пуристы обратят свое внимание на блокчейн-игры. Кроме того, существует метаверсия Web3, где MMORPG станут преобладающим способом общения и игры. Так что будущее у игр на блокчейне оптимистичное. Что касается мошенничества, то, вероятно, будет парочка, но чаще всего оно встречается в НФТ».