Естественная монополия

Что такое Естественная монополия?

Естественная монополия — это тип монополии, который существует из-за высоких начальных затрат или значительной экономии за счет масштабов ведения бизнеса в конкретной отрасли. Компания с естественной монополией может быть единственным поставщиком, продуктом или услугой в отрасли или географическом местоположении. Естественные монополии могут возникать в отраслях, для работы которых требуется уникальное сырье, технологии или аналогичные факторы.

Ключевые моменты

  • Естественная монополия — это тип монополии, возникающий из-за естественных рыночных сил.
  • Компания с естественной монополией может быть единственным поставщиком, продуктом или услугой в отрасли или географическом местоположении.
  • Естественные монополии разрешены, когда одна компания может поставлять товар или услугу по более низкой цене, чем любой потенциальный конкурент, но часто жестко регулируются для защиты потребителей.

Понимание естественных монополий

Естественная монополия, как следует из названия, со временем становится монополией из-за рыночных условий и без какой-либо недобросовестной деловой практики, которая могла бы задушить конкуренцию. Некоторые монополии используют тактику для получения несправедливого преимущества за счет сговора, слияний, поглощений и враждебных поглощений . Сговор может включать в себя сговор двух конкурирующих конкурентов для получения несправедливого рыночного преимущества путем согласованного фиксирования или повышения цен.

Вместо этого естественные монополии возникают двумя способами. Во-первых, это когда компания использует высокие барьеры для входа в отрасль, чтобы создать «ров» или защитную стену вокруг своих деловых операций. Высокие барьеры для входа часто возникают из-за значительного количества капитала или денежных средств, необходимых для покупки основных средств , которые являются физическими активами, которые необходимы компании для работы. Производственные предприятия, специализированная техника и оборудование — все это основные фонды, которые могут помешать новой компании войти в отрасль из-за своих высоких затрат.

Во-вторых, производство в крупных масштабах намного эффективнее мелкомасштабного производства, поэтому одного крупного производителя достаточно, чтобы удовлетворить весь доступный рыночный спрос. Поскольку их издержки выше, мелкие производители просто никогда не смогут конкурировать с более крупными производителями с более низкими издержками. В этом случае естественная монополия единственного крупного производителя также является наиболее экономически эффективным способом производства рассматриваемого товара. Этот вид естественной монополии не связан с крупномасштабными основными фондами или инвестициями, но может быть результатом простого преимущества первопроходца , увеличения отдачи от централизации информации и принятия решений или сетевых эффектов .

Почему разрешены естественные монополии

Естественные монополии разрешены, когда одна компания может поставлять продукт или услугу по более низкой цене, чем любой потенциальный конкурент, и в объеме, который может обслуживать весь рынок. Поскольку естественные монополии эффективно используют ограниченные ресурсы отрасли, чтобы предлагать потребителям самую низкую цену за единицу продукции, во многих ситуациях выгодно иметь естественную монополию.

Например, электроэнергетика — это естественная монополия. Коммунальные монополии предоставляют воду, канализацию, электричество и энергию, такую ​​как природный газ и нефть, в города по всей стране. Начальные затраты, связанные с созданием коммунальных предприятий и распространением их продукции, значительны. В результате капитальные затраты являются сильным сдерживающим фактором для потенциальных конкурентов.

Кроме того, обществу может быть выгодно иметь коммунальные предприятия в качестве естественных монополий. Создание нескольких коммунальных компаний было бы невозможным, поскольку для каждого конкурента потребовалось бы несколько распределительных сетей, таких как канализационные линии, электрические столбы и водопроводные трубы. Поскольку экономически целесообразно, чтобы коммунальные предприятия работали как естественные монополии, правительства позволяют им существовать. Однако отрасль жестко регулируется, чтобы потребители получали справедливые цены и надлежащие услуги.

Другой пример естественной монополии — железнодорожная компания. Железнодорожная отрасль финансируется государством, что означает, что их естественные монополии разрешены, потому что они более эффективны и в интересах общества способствовать ее процветанию. Кроме того, отрасль не может поддерживать двух или более крупных игроков, учитывая необходимые уникальные ресурсы, такие как земля под железнодорожные пути, вокзалы и их дорогостоящие сооружения. Однако то, что компания действует как естественная монополия, явно не означает, что это единственная компания в отрасли. Компания может иметь монополию в одном регионе страны. Например, кабельные компании часто работают в регионах, хотя в отрасли наблюдается консолидация, в результате чего появляются национальные игроки.

Более современные примеры естественных монополий включают платформы социальных сетей, поисковые системы и онлайн-торговлю. Такие компании, как Facebook (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации), Google и Amazon, создали естественные монополии для различных онлайн-сервисов, во многом благодаря преимуществам первопроходцев, сетевым эффектам и естественной экономии за счет масштаба, связанной с обработкой больших объемов данных и информации. В отличие от традиционных коммунальных предприятий, эти типы естественных монополий пока практически не регулируются в большинстве стран.

Важный

Естественная монополия обычно существует, когда эффективно иметь только одну компанию или поставщика услуг в отрасли или географическом местоположении.

Регулирование естественных монополий

Компании, обладающие естественной монополией, могут иногда использовать преимущества, ограничивая предложение товаров, завышая цены или используя свою власть в ущерб другим способом, кроме цен.

Например, коммунальная компания может попытаться повысить тарифы на электроэнергию, чтобы накопить сверхприбыли для владельцев или руководителей. Или платформа интернет-услуг может использовать свою монопольную власть над информацией, интерактивным взаимодействием и коммерцией, чтобы оказывать чрезмерное влияние на то, что люди могут видеть, говорить или продавать в Интернете. Регулирование естественных монополий часто устанавливается для защиты населения от любых злоупотреблений естественными монополиями.

Согласно общему праву, многие естественные монополии действуют как общие перевозчики, чей бизнес признан имеющим риски монопольного злоупотребления, но им разрешено вести бизнес, пока они служат общественным интересам. Обычные операторы связи обычно должны предоставлять открытый доступ к своим услугам без ограничения предложения или дискриминации среди клиентов, а взамен им разрешается действовать как монополия и предоставляется защита от ответственности за возможное неправомерное использование клиентами. Например, компании стационарной телефонной связи обязаны предлагать домашним хозяйствам в пределах своей территории телефонные услуги без дискриминации по манере или содержанию телефонных разговоров человека и, в свою очередь, обычно не несут ответственности, если их клиенты злоупотребляют услугой, совершая розыгрыши по телефону.

В большинстве случаев естественных монополий, разрешенных государством, в каждом регионе есть регулирующие органы, которые служат сторожевой собакой для населения. Коммунальные предприятия обычно регулируются государственными департаментами коммунальных предприятий или государственными комиссиями. Министерство транспорта США несет широкую ответственность за безопасность передвижения по железным дорогам, в то время как Министерство энергетики США отвечает за нефтяную и газовую промышленность. До сих пор ни одно из аналогичных агентств в США не наделено полномочиями аналогичным образом регулировать технологические и информационные монополии, и они не управляются как общие операторы, хотя это может стать тенденцией в будущем.